Слайд 1Особенности освоения речи ребенком
Подготовила студентка
2-КОЛ ИПР
Истратова Д.Г.
Слайд 2Содержание
Освоение звуковой формы
Слайд 3Особенности освоения речи ребенком
Своевременное и полноценное формирование речи
в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития
ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах. Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка. Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи.
Слайд 4 У детей изначально существуют все возможности для освоения
речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения
того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того, детей очень интересует языковая деятельность.
Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл. Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть — утонуть, но не до конца.
На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов.
Слайд 5Существуют определённые особенности развития речи в каждый возрастной период:
- В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В
начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты.
- К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми.
Слайд 6Доречевой этап освоения языка
Сразу после рождения у ребенка появляются первые
голосовые реакции – крик и плач, как рефлекторные реакции. Крик сопровождается
коротким вдохом и удлиненным выдохом, продолжительностью 1-2 секунды. К голосовым реакциям также относят кашель, чихание, звуки при сосании и зевании. Временами дети в конце первого месяца издают отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э». В первые три месяца жизни закладываются основы протознакового поведения ребенка и основы «протоязыка» (жесты, мимика, неречевые звуки, манипуляции). Невербальные протознаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые два года его жизни. Протоязык является базисом для формирования языка интеллекта (универсального предметного кода) (Е. И. Исенина, Н. И. Жинкин).
На втором месяце жизни появляется гуканье, радостное повизгивание. На попытки взрослого вступить в контакт с младенцем, ребенок отвечает тихими, протяжными звуками типа «гу-у», или короткими типа «кх». В конце второго месяца жизни ребенка появляются дифференциация крика в зависимости от вызывающей его причины, интонации гнева и протеста.
Слайд 7 Гуление возникает в 2-3 месяца как составляющая «комплекса оживления» при общении
со взрослым и при восприятии игровых предметов. Звуки гуления –
согласные, имеющие гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение и обычно палатализованные: «ги», «ге», «эге», «агу». В это время продолжается тренировка артикуляционного, дыхательного и слухового аппаратов. Речевые звуки в этот период лишены своих важных особенностей – коррелированности, локализованности по артикуляции, константности (по артикуляции), релевантности (соотнесения артикуляции с определенным языком). В 3 месяца у ребенка появляются звуки, произносимые интонировано, протяжно, и эмоционально-выразительные голосовые реакции (смех и плач). Е. И. Исенина отмечает, что накапливаемый малышом коммуникативно-познавательный опыт, эмоциональное отношение матери к его поведенческим реакциям усложняют мотивационную сферу ребенка. С 4 месяцев ребенок начинает выражать свои функциональные состояния длительным гулением. К 5 месяцам в гулении появляется различная интонация, малыш прислушивается к самому себе во время вскрикивания и лепета и самоподражает .
Слайд 8 Лепет появляется после 5 месяцев. Для развития лепета большое значение имеет
состояние речевых движений и уровень развития слухового восприятия. Особенности речевых
звуков постепенно начинают проявляться. Формируется физиологический механизм слогообразования – появление «протосогласного» (губного или небного) и «протогласного», распадения потока речи на слоговые кванты (ма, па, ба, ва). Фонетические характеристики первых лепетных сегментов отличаются нестабильностью: вокализации могут произноситься ребенком с различной длительностью, громкостью, последний сегмент серии может заменяться (ма-ма-ма-ба). Лепетные сегменты произносятся ребенком эхолалически (он воспроизводит внешние слуховые раздражения, похожие на его собственные звуки).
Слайд 9Освоение звуковой формы
Псевдослово появляется в 7 месяцев.
Это замкнутая последовательность слогов, объединенная акцентуацией, мелодикой и единством уклада
артикуляционных органов. Псевдослово не имеет предметной отнесенности и служит для выражения потребности или отношения. В этот период у звуков появляется константность. Благодаря развитию когнитивной сферы, коммуникативных функций и слухового восприятия ребенок с 8 месяцев начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых.
Он узнает голоса окружающих близких людей, реагирует на свое имя,
активно прислушивается к речи взрослых и наблюдает за их артикуляцией.
Слайд 10Связь звучания со смыслом
Первые слова, предметно отнесенные, появляются
после 8 месяцев. В это время дети понимают отдельные слова в знакомых
сочетаниях, по просьбе взрослого находят взглядом предмет, неоднократно показываемый и называемый. К 9 месяцам пассивный словарь ребенка содержит несколько коротких высказываний, которые употребляют взрослые в знакомом ему контексте.
В 10-11 месяцев ребенок постепенно начинает выделять в словах интонационное и фонемное содержание.
К 10-12 месяцам созревает артикуляционный праксис, что позволяет ребенку целенаправленно произносить речевые звуки. Постепенно он усваивает интонацию, ритм и мелодику речи. В этот период фонетическое развитие приостанавливается на 3-4 месяца. Благодаря систематическому и эмоциональному речевому выделению взрослыми различных объектов ребенок усваивает звуковые образы предметов и, подражая, начинает произносить лепетные цепочки. Словарь резко увеличивается. Появляются первые обобщения (по схеме Л. С. Выготского они соответствуют синкретическому сцеплению предметов по случайным признакам). Появляется языковой знак.
Слайд 11 Между 1г. 3 мес. и 1г. 6 мес. рост словаря
замедляется. Ребенок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. Появляется
парадигматическая фонетика – звуки перестают уподобляться, ребенок начинает использовать различные артикуляции для более точного отождествления слов. Новые слова усваиваются путем уподобления их готовой фонетической модели. Происходит усвоение однословных предложений. Каждое слово на этой стадии равнозначно по смыслу целому предложению. Первые слова-предложения аморфны и связаны с конкретной ситуацией и отражают лишь некоторые ведущие признаки предметов. Ситуативная речь эмоциональна, дополняется жестами и мимикой.
Слайд 12Активный рос запаса слов
С 1г. 6 мес. до 2 лет происходит бурный
рост словаря, связанный с интенсивным развитием предметной деятельности и овладением
слоговой структурой слов. Ребенок пытается произносить двух- и трехсложные слова (сначала произносит ударный слог, затем появляется первый предударный, а потом – безударные слоги) Происходит усвоение предложений из нескольких последовательных слов-корней, не связанных грамматической связью. При нормальном развитии речи, грамматически правильно построенные фразы возникают при наличии у ребенка 50-80 слов. Первые двучленные предложения простые, неполные (отсутствуют либо подлежащее, либо сказуемое). В этот период в речи ребенка появляются глаголы, связанные с действием и выражением требований. К 2 годам ребенок располагает 250-300 словами.
В 2 года – 2г. 2 мес. выделяется период физиологического аграмматизма, когда ребенок использует предложения без грамматического оформления. Затем он выделяет в слове отдельные морфемы и образует слова по аналогии, возникает словотворчество. Ребенок пользуется двухсловными и осваивает трех- и четырехсловные предложения. Развивается описательная форма речи – ребенок рассказывает обо всем, что воспринимает: предметы и люди, признаки предметов, действия, услышанные сказки, стихи. Ребенок выражает свои желания, требования, переживания.
Слайд 13В речи детей 2г. 3 мес. – 3 лет появляются служебные слова.
Дети учатся строить предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые
слова в нескольких грамматических формах. В это время происходит качественный скачек в развитии речи. Речь ребенка используется для сопровождения действий, включается в игру; развивается способность разговаривать с персонажем. Дети начинают общаться друг с другом. Дети любят разговаривать со взрослыми, слушать, наблюдать, принимать участие в деятельности взрослых. Появляются слова с обобщающим значением – развивается обобщающая функция речи. Дети начинают понимать рассказы о событиях, знакомых им по прошлому опыту (без показа). Во втором полугодии третьего года жизни дети уже способны понимать смысл рассказов взрослого о событиях и явлениях, не бывших в их личном опыте, но состоящих из знакомых элементов. К трем годам формируется способность давать комплексные ответы (движение, действие, слово). Речь ребенка приобретает черты связности. Поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого.
В период с 3 до 7 лет отмечается значительный рост словарного запаса – до 4000 слов (по данным Е. А. Аркина). У детей растет опыт речевого общения, формируется чувство языка. Закрепляются грамматические навыки. Совершенствуется произношение. Дети активно усваивают конструкции предложений, развиваются связные высказывания. К концу дошкольного возраста фразовая речь у детей в основном сформирована.
Слайд 14 Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые с самого раннего
детства. «Ведущее средство развития речи детей раннего возраста – повседневное
общение с ребенком и искреннее желание общаться» (Е.И. Тихеева). Полноценное общение со взрослым обеспечивает ребенку эмоциональную устойчивость, способствует интеллектуальному и речевому развитию, благотворно влияет на развитие его самосознания и личностного становления в целом. Для нормального развития речи ребенка также необходимы: взаимодействие со взрослыми во всех доступных ребенку сферах и видах деятельности, общение со сверстниками и другими детьми, специальные игры и упражнения по развитию речи, которые обеспечат взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития, разнообразие и содержательность образовательного материала (игрушки, книги, картинки и др.).
Слайд 15Выводы
Таким образом, исследования, посвященные изучению детской речи, позволяют
констатировать, что процесс овладения речью – это длительный и сложный период. Интенсивному
формированию устной речи способствует речевое и предметно-практическое общение детей со взрослыми, активное участие детей в этом процессе – подражание образцам, которые предоставляет взрослый, оперирование словами и словоизменение, самостоятельное образование слов.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной взаимосвязи со всей психикой ребенка, с различными психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, и чем богаче этот опыт, тем лучше происходит усвоение речи, что в свою очередь способствует более полному познанию мира.