Слайд 1Бердяев Н.А.
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный
университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО РГУПС)
Тамбовский техникум железнодорожного транспорта
(ТаТЖТ-филиал РГУПС)
Подготовила :
студентка
группы ТАОП-312
Мосолова Екатерина Дмитриевна
Преподаватель: Васильева Татьяна Владимировна
г. Тамбов
2020
Слайд 2Николай Александрович Бердяев
Слайд 3Биография
Николай Александрович Бердяев - русский религиозный и политический философ, один из
ярчайших представителей русского религиозно-философского ренессанса. Появился на свет 6 марта
1874 г. в Киеве. Будучи потомком старинного дворянского рода, был отдан на обучение в кадетский корпус, где впервые состоялось его знакомство с философией и проснулся горячий интерес к этой науке. Затем была учеба на естественном факультете Киевского университета, обучение там же на юридическом факультете, но студент Бердяев продолжал заниматься философией.
Слайд 4Объектом особого интереса для него являлся марксизм. Будучи аристократом по
происхождению, Бердяев был революционером, бунтарем по духу. Участие в студенческих
беспорядках стоило ему отчисления из университета и ссылки в Вологду в 1898 г. Дебютная его статья была обнародована в марксистском журнале в 1899 г.
По возвращении домой из вологодской ссылки в 1901 г. Николай Бердяев проникается идеями православия. В этом же году он приезжает в Петербург, где становится одним из редакторов «Нового пути» - религиозно-философского журнала. Политическая деятельность привела его к полному разочарованию, и теперь все мысли Бердяева были сконцентрированы на просвещении религиозно-культурного характера. У него сложились весьма теплые отношения с такими представителями русского ренессанса начала XX ст., как Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов. Он участвовал в написании сборника статей под названием «Вехи», в котором красной нитью проходил призыв к интеллигенции отвернуть революцию. После опубликования этого своеобразного манифеста возникает движение под названием «верховство», в котором Бердяев занимал одну из ключевых позиций вместе с С. Булгаковым, С. Франком, Л. Струве.
Слайд 5В 1908 г. он приезжает в Москву, где сближается с П.
Флоренским и Трубецким, представлявшими т.н. православное возрождение. В 1911 г. увидела
свет его первая масштабная самостоятельная работа под названием «Философия свободы». В столице Бердяев встретил Февральскую и Октябрьскую революции. Это был период напряженной душевной работы. В 1919 г. им была основана вольная академия духовной культуры, которой было суждено просуществовать до 1922 г. В 1920 г. Н.А. Бердяев стал профессором Московского университета. Отношения с новой властью не заладились. В 1920 г. его впервые арестовали, но быстро освободили по причине непричастности к делу, по которому он проходил. Второй арест опального философа в 1920 г. закончился его высылкой за пределы государства.
Слайд 6Осенью 1922 г. в биографии Николая Бердяева была перевернута новая
страница. До 1925 г. он проживал в Берлине, после чего
переехал во Францию, где до самой смерти жил в пригороде Парижа - Кламаре. По наследству ему достался небольшой дом, где проходили встречи представителей религиозных и философских кругов. Это был период очень насыщенной творческой жизни, напряженной работы интеллекта. Написанная в 1923 г. работа «Новое средневековье» сделала Николая Александровича известным в масштабах всей Европы, он активно включился в философские процессы. В 1925 г. Бердяев становится основателем и редактором журнала «Путь», который выходил вплоть до 1940 г.; являлся одним из главных идеологов Русского студенческого христианского движения, руководил его издательством.
Слайд 7Последние годы
Однако все это время Бердяев не забывал о судьбах
родины; находясь во Франции, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, близко к сердцу
принимал победы и поражения Советского Союза в Великой Отечественной войне. У него даже были мысли вернуться, но он не рискнул приехать в страну, где правил Сталин. Скончался Александр Николаевич Бердяев в 1948 г., 23 марта, в рабочем кабинете своего французского домика, так и не успев воплотить в жизнь замыслы, которыми он был полон даже в самые непростые времена.
Слайд 8Описание философской системы и произведений
Философские воззрения Н. А. Бердяева не
образуют целостную законченную систему с выделенным в ней понятийным аппаратом.
В качестве особенностей его подхода к философии следует выделить соотнесение определенных идей и паттернов с индивидуальными формами внутреннего опыта, чувствования и переживания действительности.
В качестве основы предмета и задач философского знания, Бердяев выделяет экзистенциально-антропологический подход. Так, философии необходимо определять сущность бытия из личности человека, и с помощью человека, при этом, в качестве собственного содержания выделяя природные и исторические формы мирового устройства.
Слайд 9Несмотря на то, что при определении сущности философских задач Бердяев
исходит из позиций экзистенциальной философии, его понимание содержит в себя
и некоторые смысловые отличия.
Экзистенциализм, согласно Бердяеву, не может трактоваться в качестве нерелигиозной, либо недостаточно религиозной философии. Себя он, в свою очередь, считал представителем религиозной, спиритуальной формы экзистенциализма. В отличие от представителей экзистенциального направления, Бердяев обращает внимание не на особенности трагичности человеческих форм жизнедеятельности, а на личностную свободу человека, совместно с человеческим творчеством.
Жизнь, по Бердяеву, невозможна без существующих в ней творческих, духовных, ответственных и совестных начал. Так, философу необходимо скорее причислить статус философа, обладающего экзистенциальным мышлением, а не звание обычного последователя экзистенциального направления философии, как отдельно сформированного направления, в которой существует отдельная собственная терминология.
Слайд 10Заключение
Бердяевым был внесен значительный вклад в развитие философии XX века.
Не стремясь делать глубокий анализ многообразным формам его размышлений о
философии, кратко опишем его вклад в развитие данной отрасли:
Он выдвинул идеи о свободе, как об области, которая предшествует и Богу и бытию.
Он рассматривал идеи о творчестве, основы которого находятся в начальных формах свободы, которые формируют и определяют бытие.
Им была выдвинута и развита антропологическая идея о существовании у человека личности, которая является воплощением непосредственно творческих паттернов свободы.
Им была широко освещена идея об истории, как о форме существования личности с творческими способностями, которая при этом обладает свободой.
В этом и заключаются основные идеи и проблемы, которые он определил перед собой, чтобы в последующем решать на протяжении жизни.
Слайд 12Использованная литература
https://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/istorija-filosofii/filosofija-berdjaeva/
https://studfile.net/preview/2838343/page:5/
https://revolution.allbest.ru/philosophy/00631079_0.html