Слайд 1Особенности передачи дел при смене главного бухгалтера организации
Выполнила: студентка I
курса,
института повышения
квалификации и переподготовки
кадров, группы БУ-11
Е.А. Чучалова
Научный руководитель:
к. э. н.,
доцент кафедры экономики
и финансов МарГУ
Ю.Б. Ржавина
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Институт экономики управления и финансов
Кафедра экономики и финансов
Йошкар-Ола, 2014.
Слайд 2Актуальность
Порядок передачи дел от одного главного бухгалтера другому законодательно нигде
не закреплен. Ранее некоторые ведомства его регламентировали.
Смена главного бухгалтера
в наши дни становится обыденным явлением, возникает вопрос, как предавать и принимать дела бухгалтерии при смене ее руководителя – главного бухгалтера.
Слайд 3Этапы передачи дел при смене главного бухгалтера
Издается приказ о начале
процедуры по приему-передаче дел;
Проводится документальная инвентаризация активов и обязательств;
Осуществляется проверка
состояния налогового, бухгалтерского учета и отчетности;
Производится передача дел по утвержденной в отделе номенклатуре;
Составляется и подписывается акт приема-передачи.
Слайд 4Приказ о назначении нового главного бухгалтера
Этот документ обычно содержит следующие
положения:
ФИО лица, принимающего дела;
Должность и характер работы – временный или
постоянный;
Срок проведения процедуры по передаче дел (не может превышать двух недель, на которые продляется трудовая деятельность при увольнении);
Состав комиссии по передаче;
Если привлекается – название аудиторской компании или сведения о представителе вышестоящих органов;
Порядок внесения изменений в банковские карточки, если в них регистрировалась подпись бухгалтера.
Слайд 5Документы, подлежащие проверке при смене главного бухгалтера
– учредительные документы, протоколы
собраний акционеров (учредителей) и совета директоров (наблюдательного совета), свидетельство о
государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документы о регистрации ККТ;
– учетная политика, распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, система документооборота;
– бухгалтерская и налоговая отчетность за три последних календарных года и за текущий год (те периоды, которые налоговая инспекция имеет право проверить);
– выписки по счетам в банке, договоры, акты сверки расчетов и другие документы расчетного характера;
– регистры бухгалтерского и налогового учета;
– материалы инвентаризаций;
– акты аудиторских, налоговых и иных проверок за последние три года;
– акты сверки по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами (провести сверку платежей на текущую дату);
– материалы о недостачах, растратах и хищениях, переданных и не переданных в органы расследования;
– материалы судебных разбирательств с контрагентами, сотрудниками или контролирующими органами, в которых компания на текущий момент принимает участие.
Слайд 6Инвентаризация
Инвентаризация также обязательна, если в организации главный бухгалтер является материально-ответственным
лицом (а это возможно в соответствии со ст. 243 ТК
РФ и должно быть оговорено в трудовом договоре).
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в порядке предусмотренном положением по ведению бухгалтерского учета.
Слайд 7Налоговый, бухгалтерский учет и отчетность
Важным в передаче дел является сравнение
деклараций с фактически уплаченными налогами. Обязательно детально расшифровывается дебиторская и
кредиторская задолженность.
Найденные нарушения и недочеты отражаются в итоговом акте. Если они обширны, то лучше оформить их отдельной справкой, а в акте указать, кто будет устранять проблемы.
Слайд 8Акт приема-передачи дел
В акте сдачи-приемки дел необходимо указать:
Дату окончательной приемки
дел (эта дата является обязательным реквизитом акта);
Наименования, даты и другие
реквизиты передаваемых документов;
Список отсутствующих документов (иначе потом доказать, что документ был утерян в период работы предыдущего бухгалтера, будет очень сложно);
Все нарушения, недостатки, ошибки, недочеты, выявленные в ходе передачи дел, в оформлении первичной документации, бухгалтерской и налоговой документации (особенно денежного и материального учета, включая кассовые документы, акты приемки-передачи основных средств, нематериальных активов, накладные и пр.);
Расхождения данных бухгалтерской и налоговой отчетности с данными компьютерной бухгалтерской программы за соответствующие проверенные периоды.
Слайд 9После того, как дела переданы, акт подписан, главный бухгалтер уволен,
а новый назначен на должность, рекомендуется:
Сообщить о смене главного
бухгалтера в налоговую инспекцию. Обязанность уведомлять об этом налоговые органы не установлена, поэтому и ответственность за неуведомление не предусмотрена. При этом налоговики такое требование выдвигают. К такому письму-уведомлению, заверенному печатью организации, прилагают копию приказа (или выписку) о назначении главного бухгалтера за подписью руководителя, а также паспортные данные нового бухгалтера.
2) На основании приказа руководителя оформить новые банковские карточки с подписями во всех банках, в которых у организации имеются счета.
3) Со дня приема дел завести недостающие учетные регистры.
4) Исправить ошибки, выявленные при проверке состояния бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
5) При необходимости подать уточненные декларации.
Слайд 10Отказ от передачи дел
Удержать работника путем неподписания обходного листа, невыплаты
денежных средств или невыдачи трудовой книжки не получится.
Вместе с тем
следует помнить, что обязанность приемки-передачи может быть прописана в локальных актах, с которыми будет ознакомлен сотрудник, а также в трудовом договоре и должностной инструкции.
Следовательно, в случае неисполнения данных актов работодатель может наложить дисциплинарное взыскание на главного бухгалтера.
Отказ от передачи дел должен насторожить руководство компании. Возможно, он связан с растратой, хищением или другими нарушениями.
Слайд 11Заключение
В проведении передачи дел заинтересованы все участвующие в ней стороны
— и организация, и увольняющийся бухгалтер, и вновь назначаемый бухгалтер.
Оформление акта приема-передачи дел позволит разграничить ответственность принимающей и передающей сторон. Так как в период передачи дел, как правило, прежний бухгалтер еще не уволился, а новый уже принят, следует четко разделить и документально закрепить их полномочия на переходный период. Процедуру передачи дел определяет организация, но в нее могут быть внесены коррективы участвующими в ней сторонами.
Слайд 12Список литературы:
Бухалтерское дело: Учеб. пособие для вузов / Под ред.
Проф. Л.Т.Гиляровской. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006.
Климова М.А. Бухгалтерское
дело: Учеб.пособие. - М.: Инфра-М, 2004. -200с.
Ивашкевич В.Б., Куликова Л.И. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие. - М.: Экономист, 2005. -523с.