Слайд 1Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Развитие»
Дополнительная профессиональная
программа
повышения квалификации
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРАКТИКА И ОПЫТ
Сентябрь 2015 г.
Слайд 2ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Вопросы для обсуждения:
1 Законодательное регулирование различных аспектов работы
с обращениями граждан
2 Вопросы реализации Федерального закона РФ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
3 Нормативно-правовая и нормативно-методическая регламентация порядка ведения делопроизводства по обращениям в государственные органы власти
4 Особенности развития правового регулирования работы с обращениями граждан в условиях информатизации РФ
5 Правовые аспекты деятельности многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг
6 Методические рекомендации по разработке административных регламентов и инструкций по работе с данной категорией документов. Актуальные аспекты работы с обращениями граждан
Слайд 3Современное законодательное и нормативно-методическое обеспечение делопроизводства
Слайд 4
Законодательство РФ устанавливает правовые основы по разным направлениям работы с
документами
Нормативно-методическая база ДОУ – комплекс нормативно-правовых актов организационного и инструктивного
характера, а также методических документов, регламентирующих различные направления делопроизводства и архивного дела
Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с документами. Это и документы, связанные с сопровождением хозяйственной деятельности (договоры, накладные, акты, отчеты), и организационно-распорядительные документы (решения и распоряжения, протоколы и справки, письма и служебные записки), а также кадровые и финансовые документы
Важно уметь грамотно организовать и поддерживать документооборот офиса, как бумажный, так и электронный
Слайд 5Правовую базу делопроизводства составляют:
законодательные акты РФ в сфере документации
и информации
указы и распоряжения Президента РФ
постановления Правительства РФ
в сфере делопроизводства
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие вопросы документационного обеспечения
законодательные акты субъектов РФ и правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ
технические регламенты и национальные стандарты в области ДОУ
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
методические рекомендации, разработанные ВНИИДАД
локальные нормативно-методические акты организаций
Слайд 6В зависимости от уровня принятия нормативного акта нормативную базу можно
разделить на три группы
Первая группа - нормативные правовые акты федерального
уровня
Вторая группа - акты, носящие ведомственный характер
Третья группа - типовые и примерные инструкции по делопроизводству администраций субъектов Российской Федерации и инструкции конкретных организаций
Также нормативную базу можно разделить на две группы по следующим критериям:
Первая группа - нормативные акты, устанавливающие общие принципы и нормы документирования и документооборота для всех видов документов
Вторая группа - нормативные правовые акты, регулирующие делопроизводство в конкретной отрасли деятельности и учитывающие ее специфику.
Слайд 7Общие принципы и нормы документирования и документооборота для всех видов
документов, зафиксированы в следующих нормативно-правовых актах:
Конституция Российской Федерации
Федеральный конституционный закон
от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации»
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. «Об электронной подписи»
Слайд 10
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об
обязательном экземпляре документов»
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №
126-ФЗ «О связи»
Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Слайд 12Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О
персональных данных»
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Закон от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации»
Слайд 13 Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКУД, ОКИН, ОКПО,
ОКПДТР, ОКПО, ОКОГУ и др.)
Правила делопроизводства в федеральных органах
исполнительной власти. Утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 и
Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в ФОИВ
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. Утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558
Основные правила работы архивов организаций от 6 февраля 2002 г.
Слайд 14 Нормативные правовые акты, регулирующие делопроизводство в конкретной отрасли деятельности и
учитывающие ее специфику:
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994
г. № 51-ФЗ
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
Слайд 16Национальные стандарты в области делопроизводства
ГОСТ Р 7.0.8.-2013. Делопроизводство и архивное
дело. Термины и определения
ГОСТ 9327-60. Бумага и изделия из бумаги.
Потребительские форматы
ГОСТ Р 51511-2001. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования
ГОСТ 17914-72. Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования
Слайд 17Национальные стандарты в области делопроизводства
ГОСТ ИСО 8601-2001. Система стандартов по
информации, библиотечному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие
требования
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р 51506-99. Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля
ГОСТ Р 50922-2006. Защита информации. Основные термины и определения
Слайд 18Национальные стандарты в области делопроизводства
ГОСТ Р 54989-2012 (ISO/TR 18492:2005). Обеспечение
долговременной сохранности электронных документов
ГОСТ Р 54471-2011/ISO/TR 15801:2009. Системы электронного документооборота.
Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования
ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы
Слайд 19Общая характеристика и законодательное регулирование различных аспектов работы с обращениями
граждан
В настоящее время работа с обращениями граждан в органах государственной
власти характеризуется следующим:
Реализация проектов электронного и открытого правительства строится в том числе на активном привлечении к участию в государственном управлении и контролю за деятельностью государственных органов
Высшее руководство страны уделяет серьезное внимание перестройке всей системы работы с обращениями граждан и требует постоянного совершенствования этой работы, повышения ее эффективности и внедрения новых методов работы
Законодательно-нормативное регулирования работы с обращениями и жалобами стало очень запутанным, что повышает риски для должностных лиц при неправильной организации работы быть привлеченными к административной ответственности за нарушения законодательных требований
В большинстве органов государственной власти наблюдается постоянный рост количества обращений
Больше половины обращений граждан в органы государственной власти поступают в электронном виде
Как правило, ведомства регламентируют свою работу с обращениями отдельным внутренним нормативно-правовым актом
Слайд 20Нормативно-правовые акты по обращениям граждан
Слайд 21 Действие Федерального закона РФ «О порядке рассмотрений обращений
граждан» от 02.05.2006 №59-ФЗ
регламентирует распространяется на все обращения за исключением
тех, которые подлежат рассмотрению в особом порядке, предусмотренным ФКЗ и ФЗ:
1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»
2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
Уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством и законодательством по индивидуальным трудовым спорам и др.
Слайд 22 Для конкретизации норм Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Правительством
РФ утверждены Правила о порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц
В правилах раскрываются:
требования к жалобе (должны указываться сведения о заявителе, обжалуемых решениях и действиях, а также доводы на основании которых подается жалоба)
способы подачи жалобы в письменной и электронной формах (непосредственно в месте оказания госуслуги, по почте, посредством официального сайта органа, предоставляющего услугу, либо посредством Единого портала государственных услуг)
основания для отказа в удовлетворении жалобы (в т.ч. наличие вступившего в силу законного решения суда по аналогичной жалобе)
Жалоба на решения и действия (бездействие) ФОИВ и должностных ли рассматривается в течении 15 дней со дня ее регистрации, это более жесткие сроки, чем установленные в ФЗ № 59-ФЗ
Слайд 23 Вопросы правового регулирования работы с обращениями граждан вызывают
дискуссии, предметом которых являются:
Круг заявителей
Круг адресатов обращений
Виды обращений
Сроки
рассмотрения обращений
Порядок работы с электронными сообщениями
Законодательные инициативы по совершенствованию порядка рассмотрения обращений граждан продолжают выдвигаться
Слайд 24Законы и НПА субъектов РФ о порядке рассмотрения граждан
Массив регионального законодательство об обращениях граждан обновляется
До выхода ФЗ № 59-ФЗ в 70 регионах были свои законы об обращения граждан, после в 35 регионах
Во многих законах субъектов РФ расширяются понятия обращений (коллективные обращения , повторные обращения – закон ЯНАО, петиция – в Законе Алтайского края)
В ХМАО-Югра действуют:
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.04.2007 № 36-оз «О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 6 апреля 2007 года (в ред. от 11.06.2010 № 94-оз)
Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 130 «О Порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, первым заместителям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заместителям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Слайд 25Особенности развития правового регулирования работы с обращениями граждан в условиях
информатизации РФ
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом
РФ 07.02.2008 № Пр-212
Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 (ред. от 05.12.2014)
Положение о системе межведомственного электронного документооборота. Утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 (ред. от 06.04.2013)
Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти»
Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (ред. от 16.02.2015)
Требования к информационным системам электронного документооборота ФОИВ, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения, утвержденные приказом Минкомсвязи РФ от 02.09.2011 № 221
Слайд 26 Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О
федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных
и муниципальных услуг (осуществление функций)»
Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти»
Требования к информационным системам электронного документооборота ФОИВ, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения, утвержденные приказом Минкомсвязи РФ от 02.09.2011 № 221
Слайд 27Правовые аспекты деятельности многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных
услуг
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376
Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления»
Слайд 28
Регламент – это свод правил, определяющий порядок работы
Виды регламентов в
соответствии с Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти,
утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 июля 2005 г. № 452
регламент ФОИВ
административный регламент исполнения государственных функций
административный регламент предоставления государственных услуг
должностные регламенты государственных гражданских служащих
типовые, примерные, ведомственные и конкретные
Основное назначение административных регламентов – четкое определение «технологий» выполнения государственными органами возложенными на них управленческих функций и оказания государственных услуг
Методические рекомендации по разработке административных регламентов и инструкций по работе с данной категорией документов
Слайд 29Общие требования к разработке проекта административного регламента
1. Проект подлежит
размещению в сети интернет на официальном сайте органа власти
2.
Подлежит независимой экспертизе
3. Не должно быть избыточных административных процедур и действий
4 Регламент должен оформляться на общем бланке учреждения.
5 Обязательные реквизиты: государственный герб или герб субъекта РФ, наименование органа исполнительной власти, вид документа, место составления (издания документа), дата документа, наименование (аннотация документа), текст документа, отметка о наличии приложений, гриф утверждения, виза, отметка об исполнителе
Слайд 30Структура регламента
1 Общие положения
2 Стандарт предоставления
государственной (муниципальной) услуги
3 Состав, последовательность и сроки выполнения
административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме
4 Формы контроля за исполнением регламента
5 Досудебные (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) органа
Слайд 31Актуальные аспекты работы с обращениями граждан
электронное и открытое правительство
совершенствования методов
обработки традиционных письменных обращений
Внедрение ИТ и ИС
исключение рисков привлечения к
административной ответственности
работа с электронными сообщениями
«горячие линии»; видеоконференции; интернет-блоги