Слайд 1Особенности программ дополнительного образования
в условиях временного детского коллектива профильных
смен
Главный научный сотрудник
Института проблем детства, семьи и воспитания РАО
Директор
научно-практического
центра СПО-ФДО
Доктор педагогических наук, профессор
Фришман Ирина Игоревна
Слайд 2Конституция Российской Федерации гарантирует основные права и законные интересы ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека, исходит из принципов
приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, защищает права детей на отдых и оздоровление, устанавливает федеральные государственные стандарты на услуги в организациях отдыха и оздоровления детей.
Слайд 3Проблемные зоны детского отдыха и оздоровления
Низкое качество программ отдыха, оздоровления
детей. Их несоответствие интересам заказчиков, в первую очередь, родителей и
государства.
Недостаточный уровень доступности качественных программ, в том числе для социально незащищенных детей и детей в семьях с невысоким уровнем дохода.
Слайд 4Неразвитость инфраструктуры, низкое качество условий, в которых реализуются программы, отсутствие
фиксированных требований и стандартов к их содержанию.
Размытость образовательной и воспитательной
идеологии каникулярного отдыха, а соответственно и технологий организации отдыха, оздоровления детей различных социальных групп, неэффективное использование времени отдыха в целях развития ребенка.
Неэффективное использование подходов вариативности программ отдыха, оздоровления детей.
Слайд 5В соответствии с Закон об образовании в РФ лагеря, центры
детского отдыха и оздоровления изменили правовой статус и представляют собой
организации дополнительного образования. Это связано с тем, что в соответствии со статьёй 23 Закона об образовании в РФ среди типов образовательных организаций, работающих по дополнительным образовательным программам, установлен такой тип как организация дополнительного образования (ОДО) — образовательная организация, осуществляющая в качестве своей основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
Слайд 6Образовательная программа детского оздоровительного лагеря (центра)
обоснование профиля смены
календарный план-график
рабочая программа
деятельности детско-взрослых сообществ
вариативные курсы, дисциплины (модулей)
оценочные и методические материалы
Слайд 7Программа профильного лагеря
Документ о целостной системе содержательной совместной педагогической
работы с детьми и подростками. Кроме того, программа представляет собой
и технологическую цепочку воспитательной деятельности от постановки цели, составления планов до их реализации.
Слайд 8Критерии оценки качества реализации программ
уровень достижения заявляемых в программе результатов;
уровень
удовлетворённости детей и родителей от участия в программе;
качество организуемой деятельности.
Слайд 9Преимущества летних программ:
Летние программы обладают существенным преимуществом в решении воспитательных
задач, так как сама форма детско-взрослого сообщества лагеря предполагает следование
определённым нормам и развивает у ребёнка рефлексивную позицию.
Слайд 10Особенности содержательных направлений воспитательно-педагогических программ
Первое содержательное направление – воспитание, которое
рассматривается как особая воспитательная система.
Воспитательная система ДОЛ - это целостный
социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда) и обладающий такими интегрированными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Слайд 11Основные компоненты воспитательной системы:
цель, отражающая совокупность идей, объединенных в концепцию;
общность
людей, реализующих цели и идеи;
системообразующая деятельность;
воспитательные комплексы, к которым можно
отнести большое общее дело, воспитательный центр (межвозрастное объединение), социально-педагогический проект, а именно совокупность совместных дел педагогов и детей;
отношения и общение, формирующие из коллектива некую общность, при которой каждый ощущает себя частью единого целого и воспринимает свой коллектив как самостоятельную ценность;
среда, освоенная коллективом, ставшая для него жизненным пространством;
управление системой, которое должно обеспечивать интеграцию компонентов в целостную систему и развитие самой системы.
Слайд 12Второе содержательное
направление – образование, которое
связано с содержанием дополнительного
образования.
По своей специфике дополнительное образование имеет развивающий характер, т.е. направлено
на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей и должно осуществляться в рамках реализуемой программы.
Слайд 13Основные параметры:
Оздоровление в ДОЛ рассматривается как система мероприятий, направленная на
сохранение и укрепление здоровья детей (в том числе охрана жизни
детей на водоемах, профилактика аддиктивного поведения, пропаганда здорового образа жизни и т.д.).
Слайд 14Основные параметры:
Место данной деятельности в системе работы ДОЛ.
Технологическая оснащенность здоровьесберегающей
деятельности.
Вариативность направлений здоровьесберегающей деятельности.
Кадровое обеспечение направлений деятельности.
Результативность данного вида деятельности.
Слайд 15Совокупность трёх содержательных направлений (воспитание, образование, оздоровление) составляет рекреационную среду
ДОЛ.
Рекреационная среда детского оздоровительного лагеря - элемент воспитательной системы
лагеря, комплекс природных, материальных, предметно-эстетических, социальных элементов, в процессе освоения которых происходит освоение коллективом жизненного пространства, обеспечивающего решение воспитательных задач
Слайд 16Основные параметры рекреационной среды ДОЛ:
Художественно-эстетическая среда: цветовое, световое решение визуальной
среды ДОЛ; формообразующие элементы, создающие особый климат ДОЛ, которые влияют
на образ жизни ребенка в ДОЛ (образность интерьеров, малые архитектурные формы, дизайн помещений и т.п.).
Информационная среда: наличие собственных средств информации (пресс-центр, газета, журнал, информационный стенд и др.).
Предметная среда: материально-техническое обеспечение ДОЛ (радиосвязь, аппаратура), благоустроенность помещений, площадок.
Слайд 17Основные параметры рекреационной среды ДОЛ:
Природная среда: озеленение, экологичность, природо-сберегающие меры,
использование природных возможностей в жизнедеятельности ДОЛ.
Эмоциональная среда: наличие традиций, ритуалов,
символов (девизы, песни, форма, эмблемы), вовлекающих ребенка в эмоциональное переживание, развивающие активность, творчество, самодеятельность.
Содержательная среда: специфические направления жизнедеятельности ДОЛ, носящие развивающий характер, т.е. влияющие на формирование и развитие личности школьника в ДОЛ.
Слайд 18Критерии освоенности среды детских оздоровительных лагерей
Критериями освоенности среды ДОЛ являются:
соответствие целям и задачам программы ДОЛ, присвоение детьми и взрослыми
элементов среды.
Схематично цикл воспитательно-педагогических программ можно представить следующим образом: цель – действие – результат – рефлексивный анализ – цель другого порядка.
Формулой успеха реализации подобных программ является следующая: только в диалоге ребёнка со сверстниками и взрослыми будет достигнут эффект открытия нового и тогда потенциалы содержательных направлений будут раскрыты наиболее полно.