Слайд 1Семинар-тренинг
«Способы конструктивного общения»
Слайд 2Принципы работы:
Ненасильственность общения
Самодиагностика, т. е. самораскрытие
Неконкурентный характер отношений
Включенность
Гармонизация
интеллектуальной и эмоциональной сфер
Слайд 3Упражнение «Ассоциации»
Общение –это…..
Конструктивное общение – это…..
Слайд 4Общение- «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс
установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами
(межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность
Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. Это лучший способ избежать конфликта или разрешить его, если он уже возник.
Слайд 5Конструктивному общению стоит научиться. Оно улучшает отношения между людьми, так
как предполагает, что вы:
• расцениваете их как равных и не
собираетесь подчинять своей воле;
• уважаете их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами и неправдами убеждать встать на вашу точку зрения;
• уважаете принятые ими решения и не будете их обесценивать;
• уважаете их ценности и их опыт.
Конструктивному общению мешает также неумение слушать, непонимание собеседника.
Слайд 6Способы конструктивного общения
Метод позитивных утверждений- это способность признать не только
свою ценность и значимость, но и ценность другого человека, независимо
от его взглядов, убеждений и действий.
Метод безоценочного суждения- не переходите с роли или проблемы на личность
Ты- и Я-высказывания- при описании своего негативного эмоционального состояния необходимо избегать осуждения собеседника, как причины этой реакции.
Слайд 7Саботажники общения.
Кроме оценочных суждений, «саботажниками общения» могут быть:
• Слова-«должники»: «Ты
должен соображать...», «Вы не должны так сердиться...», «Тебе нужно побольше
читать...».
• Выспрашивание, «допрос».
• Диагноз мотивов поведения: «У тебя не хватает инициативы», «Ты просто защищаешься».
• Убеждение логикой, успокоение отрицанием существования проблемы: «Нечего тут расстраиваться», «Все это ерунда», «Не волнуйся, все будет хорошо».
• Смена темы разговора: «То, что ты говоришь, очень интересно... Я вчера смотрел смешной фильм...».
• Соревнование:
- Я вчера попал в ужасную ситуацию на экзамене: мне достался такой билет...
- Это что, а вот я...
Слайд 8Схема анализа своих негативных эмоций
1. Почему я так рассержен (обижен,
напуган)?
2. Что я хочу изменить?
3. Что мне нужно сделать, чтобы
расстаться с этим чувством?
4. В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько «их» («его»)?
5. В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, «Они меня не любят...», «Они меня не уважают...»)?
Слайд 9Критикуем конструктивно
Виды конструктивной критики.
-Критика – похвала
-Критика – надежда
-Критика
- сопереживание
-Критика – пример
Мне тоже давался тяжело английский язык в
школе, но я представил свою будущую профессию и стал заниматься вдвое больше. Как видишь, я успешный дипломат. Давай подумаем, как решить эту проблему.
- Критика – пожелание
Нам хотелось бы, чтобы ты подумал над своим решением. Скорее всего, ты думаешь также как мы, просто еще не рассмотрел все плюсы и минусы принятого решения.
- Критика – понимание
Я понимаю, как тебе сейчас трудно. Ты можешь положиться на…
Слайд 10Анализ ситуаций
Ситуация №1 критика –надежда
Ситуация №2 критика- сопереживание
Ситуация №3 критика
-похвала