Слайд 1Воспитание молодежи
в современном обществе: некоторые тенденции, проблемы, подходы
А.Н.Шевелев
(СПб АППО)
Слайд 2Раздел 1.
Современное общество
и воспитание
Раздел 1.
Слайд 3Современное общество
поляризация «богатство – нищета», система «включенность – невключенность»,
неограниченный
рост потребления, беспредельное формирование новых потребностей производителями как маркеров статуса
подвижное представление о «хорошем человеке»,
перемена мест работы и специальностей,
нет гарантий, краткосрочные контракты фрилансеров и работа на дому,
внетрудовые доходы, удача вместо трудолюбия и лени,
постоянная работа как дефицит,
нет четкого социального статуса,
«бегство» власти от политики через дерегулирование
Слайд 4 Человек общества потребления
несамостоятельность мышления;
подавление волевого начала в пользу эмоционального;
отсутствие
стойких убеждений неутилитарного характера;
размытость моральных норм и гедонизм;
трансформация социальных связей
в связи обменного типа
Слайд 5Понимания качественного образования
компетентностное (конкуренция, успех) и воспитывающее (нравственность, труд, гражданское
служение);
воспитание как мировоззрение (тревоги смерти, осуждения, отсутствия смысла, идеалов) и
воспитание как практическая польза
подготовка к реальной жизни и «образование души», обретение смыслов (здесь конкуренция за молодежь).
Зарубежный уровень, «бренд», интернациональные привычки
хорошее общее, а не специализированное.
«коммунизм» «Интернета» как средства высокой культуры
Знание компетиста (обойти и не нарушить, меняться, не иметь привязанности, ориентироваться на краткосрочность, жестокое безразличие).
образование как социальное благо или личное дело («лицемерие» индивидуального и социального воспитания: ответственность за будущее - твоя или государства, как жить лузером, противоречие успеха и нравственности, касаться ли этой темы педагогам)
Слайд 6
Современный кризис традиционного образования
неясно, кто выступает в качестве воспитателя (учитель,
классный руководитель, социальный педагог, педагог дополнительного образования, психолог).
Воспитание не ориентируется
на определенную модель личности.
Распад союза науки (знания), власти и нравственности.
Роль образованности как услуги или ценности
Система, которая обеспечит разнообразие канона и путей его достижения в образовании
Слайд 7
О гуманитарности современного воспитания
Пять путей познания: мистический, логический, экспериментальный, практический (компетенции)
и гуманитарный (нравственность)
гуманитарий понимает условность представлений.
Гуманитарность: правильное решение –
к нравственному компасу, совести, важно нравственное воспитание как сталкивание молодежи со смыслами.
Две базовые ценности: ценность человека (индивидуальности, духовного мира, его жизненного «следа») и ценность культуры
Компетенции: 1) официально одобряемые и декларируемые
2) «реальные», требующиеся для выживания.
Компетенция - лишь инструмент (гуманный и антигуманный)
Слайд 8
Воспитательные проблемы современной педагогики
дети «совершенно другие» (поляризация интеллекта, массовое
падение уровня знаний и учебной мотивации);
относительная стабильность декларируемых ценностей, кроме
гражданской позиции, не понимают, в каком обществе хотели бы жить;
возрастание потребительской ориентации, надежды только на себя и отъезд за рубеж.
низко оценивают свои волевые качества, не понимают себя (человековедческие знания);
дефициты активного учения над пассивным потреблением информации, неавторитарного стиля педагогического общения и неформальности школьной среды.
формирование ценностей ограничения потребления, ценности образования.
Слайд 9Цель современного воспитания
Воспитание должно ставить целью формирование индивидуального (само)критического нравственного
сознания за счет развития мышления и культивирования сознания свободы и
ответственности, совести, собственной позиции и решимости эту позицию иметь (В.А.Луков)
Слайд 10Раздел 2. Современное воспитание и молодежь
Слайд 11Современное воспитание как феномен
воспитание целенаправленное, систематическое, связанное с практической деятельностью,
поведением;
воспитание - типические свойства личности, значимые для общества: а) картина
мира; б) деятельность по определенным схемам (социальные практики = поведенческий сценарий на уровне социального навыка + тезаурус как иерархия своего и чужого, ориентационный комплекс); в) идентичность с собой и социальным окружением, что дает эмоциональное удовлетворение.
Слайд 12
Воспитание и социализация молодежи
Общество «конструирует» молодежь посредством системы воспитания, молодежь
конструирует представления об обществе.
Воспитание – один фактор социализации (эффект резонанса
или конкуренции), наиболее контролируемый. Социализация по осуждаемым правилам (модели параллели, противостояния, одно в другом).
Социализация - поле ценностей, норм, поведенческих образцов, границы воспитания.
Если воспитание противоречит жизни, то результатом станет асоциальность?
Медленное «ядро ценностей» (сфера воспитания) и быстрая «оболочка норм» повседневности (сфера социализации).
Слайд 13
Воспитание молодежи и глобализация
5 функций образования (воспитания) по П.Макрейву: передача
культуры, воспитание новаторов, лояльность массы и подготовка лидеров, социальный отбор,
подготовка рабочей силы.
Глобализация подрывает воспитание как передачу ценностей, заменяя множественностью «воспитаний» (не только технологической, но и ценностной).
Переходная эпоха – потеря доверия к привычному воспитанию – «новые другие воспитания».
Из системы образования - в общности и сети. Из большого (мировоззрение, для всех) в малое (для группы, усвоенные поведенческие навыки).
Что может противостоять: Общности значимых других с межличностными контактами; сетевая общность сохраняющих ценности, нормативное авторитарное государственное воспитание.
Слайд 14
Особенности молодежного ответа (конструирования реальности)
протест «естественной лживости»;
гиперболизация определенных молодежных черт;
адаптация
к среде (события, смена социальных сред, «ролевое поведение»);
достраивание
реальности (прорыв группой, молодежные субкультуры (протест, общность, компенсация недостаточности статуса, зона независимости);
переструктурирование среды (общественное невнимание - инфантилизм, «растягивание» ценностей, «Я» как генерирующая сила);
проектирование реальности (качественные методы: кто герои, мозаика представлений о «своем» мире);
молодежные субкультуры (-а) в условиях экономической неустойчивости, стремительности жизненного успеха, аномии ценностей.
Слайд 15Выводы
Поиск новых форм коллективности воспитания;
Приоритетно: трудовое, гражданское, нравственное;
Культурный код современного
молодого поколения (Украина, олимпиада, что-то еще???)
Слайд 16Раздел 3.
Воспитание и социализация молодежи:
взгляд экспертов
Слайд 17Воспитание и социализация
Воспитание - организованная и целенаправленная социализация, производное педагогической
культуры, социализация – объективная историческая «стихия», социальный заказ эпохи.
Отказ
от воспитания в пользу социализации опасен.
Границы воспитания и социализации: коллективизм и индивидуализм, унификация и разнообразие воспитательного идеала.
Воспитание и обучение категориально равны, но сегодня важно формирование набора личностных качеств (нравственность, духовность, компетентность, гражданственность).
Слайд 18Черты современной молодежи
Разное понимание феномена «современная молодежь».
Позитивные (большая свобода,
открытость новому, социальный оптимизм) и настораживающие (прагматизм, инфантилизм, одиночество, недостаточный
опыт рефлексии окружающей действительности) черты.
Слайд 19
Субъекты социализации и воспитания
Государство, система образования, семья, СМИ.
Ограничения:
неспособность государства
сформулировать внятную идеологию воспитания,
межведомственная разобщенность молодежной политики,
низкая степень
технологичности осуществляемого в системе образования воспитания,
противоречивость социализирующей роли современных СМИ, рынка труда, молодежного окружения.
Ни одному из субъектов молодежного воспитания и социализации сегодня нельзя гарантированно их поручить
Слайд 20
Эффективность молодежной политики
Квинтэссенции отношения общества к своей молодежи в России
сегодня нет.
Варианты:
возрождение советской воспитательной модели (сработает ли)
сохранение в воспитании
молодежи смысловой неопределенности, разрозненности действий.
Молодежная политика «для молодежи, но без ее участия», молодежь – ресурс будущего развития или инструмент решения сегодняшних проблем.
Сегодняшнюю молодежь эффективно воспитывать можно только реальным участием ее в реальной жизни. Виртуальных имитаций ей и так хватает.
Слайд 21Воспитательная норма
Желательность существования единых норм.
Противопоставление массовости и унификации нормы
и необходимости ее реализации в процессе индивидуального осознанного выбора воспитанника.
Связь «нормы» и возраста воспитанников: «нормативное» воспитание действенно в младшем возрасте.
Слайд 22Информатизация и молодежь
Феномен компьютерной зависимости молодежи - реакция взрослых на
потерю власти над молодежью.
Компьютеризация – инструмент стихийной социализации,
вытесняющей воспитание.
Наиболее беспокоит уход молодых в виртуальный, имитационный, суррогатный мир (инфантильность, привлекательность игры)
Но формальное образование – еще один виртуальный мир ?
Слайд 23Дефициты воспитания
Гражданское, трудовое и социальное воспитание, недостаток воспитания ценности здорового
образа жизни.
Дефицит совместных со взрослыми общения, понимания и деятельности,
необходимость включения молодых в посильную, реальную и ответственную «взрослую» социально значимую деятельность.
Слайд 24Коллективное воспитание
Противоречие между коллективным и индивидуальным воспитанием
Общность, коллектив, молодежная субкультура
являются важным фактором,
Общность - в коллектив, воспитывать начинают не
только взрослые, коллективное воспитание - просоциальный ресурс,
Совместная, предметная деятельность выступает системообразующим фактором, который позволяет стать коллективом.
Слайд 25Современный воспитатель молодежи
- воспитывать личным примером,
оптимист в
восприятии окружающего мира,
открыт, готов помочь,
энергичный творческий человек с
богатым интеллектуальным миросозерцанием
Исключается морализаторство, назидательность, социальный пессимизм.
значимость именно индивидуально-личностной, а не технологической составляющей профессиональных качеств