Слайд 1Межрегиональный исследовательский проект «Психологическая комфортность образования
в современной сельской школе»
2019-2020
гг.
Слайд 2Психологическая комфортность образования в сельской школе – это феномен, рассматриваемый
с трех позиций:
психологическое качество образовательной среды, в которой протекает процесс
образования и которая предполагает минимизацию (по возможности) стрессообразующих факторов учебного и внеучебного процессов
состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности индивида в результате его оптимального взаимодействия с внутришкольной и внешкольной средой
фактор идентификации учащихся с педагогами в образовательной среде школы
Слайд 3Направления исследования
Предметно-пространственный компонент образования
Субъектно-личностный компонент образования
Социально-коммуникативный компонент образования
Слайд 4Цель проекта:
Диагностировать, зафиксировать и описать состояние образовательной среды современной сельской
школы, в которой протекает процесс образования, на основе чего разработать
концепцию и определить педагогические механизмы улучшения характеристик психологической комфортности образования в образовательной организации, расположенной на селе.
Слайд 5Результаты проекта
1. Определена сущность понятия «психологическая комфортность образования в сельской
школе» через характеристики образовательной среды, в которой протекает процесс обучения,
с выявлением компонентов структуры феномена, обозначаемого понятием, и подбора соответствующих измерительных критериев.
2. Определены диагностические методики соответственно установленным критериям феномена «психологическая комфортность образования в сельской школе».
3. Собран эмпирический материал при использовании методик и результаты обработаны количественными и качественными методами.
Слайд 6Результаты проекта
4. На основе анализа полученных результатов сделаны обобщающие выводы
о комплексном показателе психологической комфортности образовательной среды, в которой реализуется
образование в современной сельской школе, и намечены механизмы улучшения её характеристик.
5. Сформулированы прогнозные управленческие и психолого-педагогические решения для современных сельских школ с целью повышения комплексного показателя психологической комфортности образовательной среды.
Слайд 7Способ достижения цели (результата)
Адекватность и полноту аналитической информации в большей
мере обеспечивают сравнительные исследования (сельская и городская школа), достаточно ёмкие
по масштабу и охвату различных групп респондентов
Методы сбора первичной эмпирической информации. Основной – метод опроса, проводимый в формате Google-анкетирования. При этом для учащихся основного и полного среднего уровней общего образования – по месту обучения (в сельских и городских школах), для учителей – по месту работы (в сельских и городских школах), для родителей – комбинированный опрос по месту трудовой занятости, месту жительства, школе, где учатся дети).
Слайд 8Измерительный инструментарий исследования
4 анкеты
1. Анкета для представителей администрации образовательной организации
(17 вопросов).
2. Анкета для учителя (4 раздела, содержащих соответственно 10,
14, 9 и 20 вопросов).
3. Анкета для учеников основной и старшей школы (3 раздела, содержащих соответственно 13, 7, 18 вопросов).
4. Анкета для родителей (3 раздела, содержащих соответственно 8, 18, 9 вопросов).
Слайд 9Измерительный инструментарий исследования
Расчетные модели выборочной совокупности для опроса в каждом
регионе (учащихся, родителей, педагогов).
Помимо Google-анкетирования - традиционный анализ документов и
контент-анализ ответов на открытые вопросы анкет; метод первичного качественного анализа эмпирических массивов, полученных в исследовании; вторичный анализ с применением методов математической статистики
Слайд 10Измерительный инструментарий исследования
Квоты на опрос респондентов из каждого региона, участвующего
в исследовании – по 360 единиц.
Рекомендуемое минимальное число респондентов от
региона:
а) учителей – по 6 человек от 12 школ: 6х12 = 72 опросов (среди педагогов может быть не более 2-х административных работников); 50% школ – сельские; 50% – городские;
б) учеников – по 6 чел. от 2 возрастных ступеней из этих же школ: 6х2х12 = 144 (рекомендуются классы: из основной школы – 8-9-й, из старшей – 10-11-й);
в) родителей – по 12 человек от 12 школ = 144 опроса.
Итого от региона = 360 опрошенных.
Слайд 11Измерительный инструментарий исследования
Обработка анкетного массива будет проведена в Межрегиональной лаборатории
«Педагогика сельской школы», организованной на базе ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К.Д. Ушинского». Результаты психолого-педагогического исследования будут являться совместной интеллектуальной собственностью участников лаборатории и представителей регионов, участвовавших в исследовании.
Слайд 12Пользователи результата проекта
- педагогическая и научная общественность
руководители,
органы власти
образовательные организации
Слайд 13Календарный план-график работ по проекту
1 этап. Концептуально-организационный: разработка теоретической базы
и научное обоснование проекта
Инструктирование ответственных за проведение исследования в регионе.
Согласование
факта проведения исследования с Министерством образования области (республики, края); подготовка соответствующей нормативной документации (при необходимости).
Подбор субъектов опроса при условии охвата от 10% до 20% школ в регионе
Слайд 14Календарный план-график работ по проекту
2 этап. Сбор эмпирических данных
Инструктивный семинар
(вебинар) с представителями руководства отобранных для опроса образовательных организаций региона,
предполагаемыми анкетерами по разъяснению актуальности исследования и процедуры проведения опроса отобранных субъектов.
Индивидуальные консультации с ответорганизаторами в регионах
Слайд 15Календарный план-график работ по проекту
3 этап. Обработки полученной эмпирической информации.
Анализ результатов
Обсуждение результатов и полученных выводов эмпирического исследования в Межрегиональной
лаборатории «Педагогика сельской школы» на базе ЯГПУ им К.Д. Ушинского.
Привлечение студентов для обработки данных
Слайд 16Календарный план-график работ по проекту
4 этап. Публикация результатов исследования
Подготовка и
реализация презентации результатов исследования на ежегодной конференции по проблемам сельской
школы в Ярославле на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Слайд 17Риски проекта
Несогласие ученых и практиков какого-либо региона России участвовать в
исследовании
Не всеми ответственными по регионам и анкетерами верно интерпретированы требования
к проведению анкетирования
Реализация проекта без финансовой поддержки
Трудность обработки достаточно большого объема массива экспериментальных данных (от каждого региона предполагается получение информации не менее, чем от 360 опрошенных)
Слайд 18Общие сведения по полученному массиву данных
в рамках межрегионального исследования
В
общей сложности на 02.02.2020 г. в Google-анкетировании приняли участие 3223
респондента, из которых 1438 (44,62%) – школьники основного и полного уровней общего образования (8-11 классы); 1043 (32,36%) – родители обучающихся; 585 (18,15%) – учителей (педагогов); 157 (4,87%) – административных работников (управленцев)
Слайд 19Общие сведения по полученному массиву данных
в рамках межрегионального исследования
325
(10,08%) респондентов воспользовались резервными анкетами, которые были предложены для случаев
возникающих затруднений и непредвиденных обстоятельств.
В общем зачете в исследовании приняли участие 10 регионов России
Слайд 20Общие сведения по полученному массиву данных
в рамках межрегионального исследования
Слайд 21Общие сведения по полученному массиву данных
в рамках межрегионального исследования
Слайд 22Общие сведения по полученному массиву данных
в рамках межрегионального исследования
Наиболее
активные участники – Красноярский край (24,14% респондентов); Ярославская область (19,86%);
Кировская область (10,49%); Республика Карелия (08,90%); Нижегородская область (07,29%); Вологодская область (07,14%); Ивановская область (06,27%); Пермский край (03,63%).
(общие сведения по участникам сельских школ и городских)
Слайд 23План обработки эмпирического массива
От частного – к общему (результат по
региону) – результат по всей выборке (по отдельным вопросам анкет).
По
отдельным проблемам.
По всем регионам по конкретным группам респондентов.
Поиск корреляций (зависимостей)