Слайд 1Особенности проведения психодиагностического обследования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными
возможностями
Педагог-психолог
Кутузова В.А
Слайд 2
Основная цель при реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья разных
категорий это восстановить, сформировать психологические механизмы социальной интеграции.
При этом
возникает необходимость индивидуального подхода к решению данной проблемы, что достигается путем дифференцированной диагностики и психологического сопровождения инвалидов на протяжении всего реабилитационного процесса.
В качестве основных задач психологической диагностики в рамках комплекса профориентационных мероприятий можно отметить следующие:
- определение существующих возможностей и особенностей личности, ее сильных и слабых сторон
определение возможного потенциала, прогноза успешности в обучении и дальнейшей профессиональной деятельности
наличие и степень развития профессионально-важных качеств
профориентирование
вероятность возникновения возможных трудностей и проблем
Слайд 3Психологическая диагностика предполагает :
- оценку состояния высших психических функций
(память, внимание, мышление, речь)
оценку состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность-пластичность,
возбудимость, уровень тревожности)
оценку сформированности коммуникативной сферы, уровень социализации
оценку выраженности личностных качеств индивида (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний)
оценку психологического компонента реабилитационного потенциала
- оценку психологического аспекта реабилитационного прогноза
Слайд 4Психодиагностика включает в себя следующие этапы:
анализ исходной документации на обследуемого
инвалида, сбор данных
проведение реабилитационно-экспертной диагностики
обработка и анализ данных психодиагностики
структурированное
интервью
собеседование
подготовка заключения по результатам психодиагностики с указанием необходимых рекомендаций для определения основных направлений психологической реабилитации и составления индивидуального реабилитационного плана в целом
К особенностям проведения психодиагностического обследования прежде всего относится:
отсутствие формализма в проведении самого тестирования,
более тщательное предъявление инструкций ,
более подробный разбор примеров заданий,
увеличенное количество перерывов
возможность прохождения тестирования в групповом, в индивидуальном и смешанном вариантах
Слайд 5
Неотъемлемой частью процесса психологической диагностики является процесс наблюдения и взаимодействия
во время прохождения инвалидом всего комплекса профориентационных мероприятий (в том
числе профессиональных проб)
На основе данных психологической диагностики даются отдельные рекомендации педагогическим работникам образовательного учреждения об особенностях индивидуального подхода к обучающимся
Слайд 6комплекс применяемых тестов и методик
Слайд 7Исследование особенностей интеллектуальной сферы
Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра - опыт работы
с TSI показывает, что, несмотря на довольно большой объём этой
методики и продолжительность работы испытуемых, результаты являются весьма надёжными, поэтому данная методика широко используется в диагностике когнитивной сферы
Методика «Интеллектуальная лабильность - исследование способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. Показатель интеллектуальной лабильности является одним из критериев оценки уровня усвоения нового учебного материала
Слайд 8
Методика СМИЛ (MMPI) Л.Н.Собчик – стандартизированный многофакторный метод исследования
личности.
Результат этой методики – многосторонний портрет человека, включающий широкий спектр
структурных компонентов личности:
*мотивационная направленность,
*самооценка,
*стиль межличностного поведения,
* черты характера,
*тип реагирования на стресс,
*защитные механизмы, ведущие потребности,
* фон настроения,
*степень адаптированности,
*выраженность лидерских черт
*склонность к суициду
* предрасположенность к алкоголизму, и др.,
а также характеристики устойчивых профессионально-важных свойств.
.
Исследование особенностей личности
Слайд 9Для уточнения таких факторов как агрессивность, конфликтность, может быть использована
проективная методика Hand тест (тест руки).
При необходимости уточнения различных
моментов, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами используются методики «Незаконченные предложения», цветовой тест М.Люшера, «Рисунок человека»
Углубленное изучение социального интеллекта осуществляется с помощью методики Гилфорда
Батарея методик может меняться, в зависимости от конкретной задачи
Слайд 10Определение интересов и склонностей
Тест Дж.Холланда – определение профессиональной направленности
личности - позволяет соотнести склонности, способности с различными профессиями для
наилучшего профессионального выбора.
Опросник профессиональной готовности
(ОПГ ) Л.И. Кабардовой –выявление профессиональной направленности личности на выделяемые ею сферы профессиональной деятельности (человек, техника, природа, знак, художественный образ).
Слайд 11Собеседование в виде структурированного интервью - “Индивидуальный план пути профессионального
развития”
Данная беседа содержит ряд открытых вопросов, раскрывающих представление поступающего о
выбранной им специальности, о собственном профессиональном пути, о том каким человек видит себя через несколько лет, каковы его ожидания и требования. Таким образом, эта беседа помогает определить уровень притязаний личности и, соответственно, соотнести с его реальными возможностями.
Также активируется целевая мотивация инвалида, направленная на формирование психологической готовности личности к осуществлению трудовой деятельности.
Очень важно помочь человеку преодолеть устойчивое убеждение в том, что общество стремится исключить инвалидов из социума в силу их непохожести на большинство людей и наличия определенных ограничений в деятельности
Используемый в интервью метод наблюдения позволяет уточнить и дополнить данные, полученные за время тестирования.
Так как данное интервью является завершающим этапом психологического тестирования, то в ходе него также сообщаются и обсуждаются результаты тестирования, оговариваются встретившиеся трудности и в целом определяется отношение личности к процессу тестирования, т.е. происходит осуществление принципа обратной связи
Слайд 12Индивидуальный план пути профессионального развития
Слайд 13Заключение, рекомендации
На основании результатов профориентационного, психологического и профессионального тестирования с
использованием методов наблюдения, анализа продуктов деятельности, открытого интервью, данных социологического
обследования поступающего, специалистами подготавливаются соответствующие заключения с указанием необходимых рекомендаций для наиболее оптимального пути его профессиональной реабилитации.
Заключение, рекомендации
Слайд 14Психологическое сопровождение
Одна из главных задач психологического сопровождения - не только
оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и стремиться настроить
ее на самостоятельное преодоление трудностей, активизировать развитие чувства ответственности в отношении своего становления, помочь личности стать полноценным субъектом своей жизни.
Таким образом, сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. В процессе психологического сопровождения создаются оптимальные условия для раскрытия имеющихся ресурсов развития инвалида, ориентирование его в решении проблем на собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для взаимодействия с другими людьми.
Прохождение профориентационных мероприятий для инвалида является первым шагом на пути комплекса профессиональной реабилитации в целом.
Поэтому уже на данном этапе все взаимодействие с личностью направлено на активизацию таких процессов как:
принятие инвалидом ответственности за профессиональное самоопределение
адаптация и социализация
повышение самосознания
повышение способностей к решению психологических проблем, жизненных трудностей
повышение способности к самоконтролю
Слайд 15Процесс психологического сопровождения включает в себя следующие направления:
психологическое консультирование
профконсультирование
профинформирование
оказание необходимой
экстренной психологической помощи
эмоциональная коррекция
психогимнастические игры-разминки
Целью психологического сопровождения является создание комфортных
психологических условий для каждого, что способствует более успешной адаптации к процессу прохождения профориентационных мероприятий, а, следовательно, по возможности максимальному раскрытию потенциальных ресурсов и использованию существующих возможностей человека.
Слайд 16Именно психологическое сопровождение в виде поддержки, бесед, консультаций как
в индивидуальном так и в групповом варианте позволяет значительно снизить
тревожное состояние и настроить на рабочий лад.
Процесс психологического сопровождения распространяется и на родителей, родственников (законных представителей)
Слайд 17Реабилитационно-подготовительные курсы
Слайд 18
Данная работа продолжается и на реабилитационно - подготовительных курсах -
(РПК) - это важный этап профессиональной и психологической реабилитации, в
ходе которого человек не только восполняет пробелы в знаниях, но и проходит социальную адаптацию в коллективе, составляет представление об учебном процессе и выбранной специальности, оценивает свои возможности на перспективу обучения.
Как правило, поступающие, окончившие подготовительные курсы, лучше адаптированы к процессу обучения и, конечно, лучше подготовлены к освоению выбранной ими специальности/профессии.
Основными задачами курсов являются:
• адаптация к учебному процессу
• повышение общеобразовательного уровня
• социально-психологическая адаптация
• повышение мотивации
• профессиональное самоопределение
• содействие формированию активной жизненной позиции.
Слайд 19Индивидуальное консультирование
Групповое и индивидуальное профконсультирование и профинформирование
Консультирование родителей и
законных представителей обучающегося
Проведение тематических психологических занятий (Как научиться общаться лучше,
Почувствуй уверенность, Я в мире профессий и т.д.)
Снятие эмоционального напряжения с помощь легких разминочных упражнений во время обучения на предметных дисциплинах
Проведение коммуникативного психологического тренинга
Проведение психологической диагностики (дополнительная психодиагностика, наблюдение, проведение бесед)
Анализ и преодоление трудностей, возникающих в период обучения на реабилитационно-подготовительных курсах
Работа реакоманды
В комплекс психологического сопровождения обучающихся на реабилитационно-подготовительных курсах входят следующие мероприятия:
Слайд 20 Группа РПК это уже сформированная группа, со своими особенностями. Основная
особенность этой группы – ее учащиеся, т.е. люди с очень
разными заболеваниями, уровнем развития, возрастом, ярко выраженными личностными особенностями, многие из них получали среднее образование в индивидуальной форме.
Соответственно для слаженного функционирования группы, для повышения сопротивляемости к тревогам, стрессам, связанным с обучением и межличностным общением, для разрешения различных ситуаций, в том числе и конфликтных, необходимо постоянное психологическое сопровождение.
Слайд 21Данная схема психологической диагностики , сопровождения и, в том числе,
работа на реабилитационно-подготовительных курсах , апробирована и дает хорошие результаты
и положительную динамику.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!