Разделы презентаций


Учебный центр Современное образование, г.Пермь 13 сентября 2018 г. Итоговое

Содержание

Ведущая вебинара – Лебедева Марина АлексеевнаЭксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе.Кандидат педагогических наук, доцент ПГГПУ.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учебный центр
«Современное образование», г.Пермь

13 сентября 2018 г.
Итоговое сочинение в 11

классе 2019 ГОД
КАК ПОДГОТОВИТЬ ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (2018-19)

Учебный центр «Современное образование», г.Пермь13 сентября 2018 г.Итоговое сочинение в 11 классе  2019 ГОДКАК ПОДГОТОВИТЬ ВЫПУСКНИКОВ

Слайд 2Ведущая вебинара –
Лебедева Марина Алексеевна

Эксперт ЕГЭ по русскому языку

и литературе.
Кандидат педагогических наук, доцент ПГГПУ.




Ведущая вебинара – Лебедева Марина АлексеевнаЭксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе.Кандидат педагогических наук, доцент ПГГПУ.

Слайд 3Объём сочинения – не менее 350 слов (2 – 2,5

страницы размера А4). Менее 250 слов – работа считается невыполненной.
Выбор

текстов – не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Время написания – 3 часа 55 минут.

Объём сочинения – не менее 350 слов (2 – 2,5 страницы размера А4). Менее 250 слов –

Слайд 4Оценка: зачёт/ незачёт. Для получения зачёта за сочинение в целом

необходимо получить зачёт по критериям 1 и 2, а также

дополнительно зачёт хотя бы по одному из критериев 3, 4, 5.

Критерии оценивания:
Соответствие теме;
Аргументация. Привлечение литературного материала;
Композиция;
Качество речи;
Грамотность.

Оценка сочинения

Оценка: зачёт/ незачёт. Для получения зачёта за сочинение в целом необходимо получить зачёт по критериям 1 и

Слайд 5Направления и темы сочинений 2015 года
«Недаром помнит вся Россия…» (к

200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова).
Вопросы, заданные человечеству войной.
Человек и природа

в отечественной и мировой литературе.
Спор поколений: вместе и врозь.
Чем люди живы?

Как противостоять ударам судьбы (по одному или нескольким произведениям М.Ю.Лермонтова).
Произведение о войне, которое Вас взволновало.
Способна ли природа воспитывать человека?
Почему тема «отцов и детей» присутствует во многих произведениях литературы?
Чем опасно равнодушие?

Направления и темы сочинений 2015 года«Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова).Вопросы, заданные человечеству

Слайд 6Направления и темы сочинений 2016 года
Любовь

Путь

Дом

Время

Год литературы
Что такое «любовь к

жизни»?

На пути к благородной цели все ли средства хороши?

Как связаны

понятия «дом» и «отечество»?

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

Почему некоторые книги люди перечитывают?
Направления и темы сочинений 2016 годаЛюбовьПутьДомВремяГод литературыЧто такое «любовь к жизни»?На пути к благородной цели все ли

Слайд 7Направления и темы сочинений 2017 года
1. Разум и чувство

2. Честь

и бесчестие

3. Победа и поражение

4. Опыт и ошибки

5. Дружба и

вражда

Когда нужно сдерживать душевные порывы?
Почему человеку важно не запятнать свою честь?
Как Вы понимаете слова философа Б.Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
Нужно ли анализировать свои ошибки?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Направления и темы сочинений 2017 года1. Разум и чувство2. Честь и бесчестие3. Победа и поражение4. Опыт и

Слайд 8Направления и темы сочинений 2018 года
1. Верность и измена

2. Равнодушие

и отзывчивость

3. Цели и средства

4. Смелость и трусость

5. Человек и

общество

Что значит быть верным долгу?

Может ли отзывчивый человек быть одиноким?

Какого человека называют целеустремлённым?

Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?

5. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

Направления и темы сочинений 2018 года1. Верность и измена2. Равнодушие и отзывчивость3. Цели и средства4. Смелость и

Слайд 9Тематические направления сочинения 2019 года:

Отцы и дети
Мечта и

реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость



Тематические направления сочинения 2019 года: Отцы и дети Мечта и реальность Месть и великодушие Искусство и ремесло

Слайд 10«отцы и дети»
дисгармония, конфликт
отцы
дети
гармония, взаимопонимание, преемственность
причины противоборства
пути духовного сближения

«отцы и дети»дисгармония, конфликтотцыдетигармония, взаимопонимание, преемственностьпричины противоборствапути духовного сближения

Слайд 11 Могут ли понять друг друга люди разных

поколений? Почему возникает дисгармония между родителями и детьми? «Век нынешний» и «век

минувший»: как отражается эта тема в литературе? Что становится условием духовной связи между поколениями? Быть родителями – это счастье или обязанность? В чём истинная сущность материнской любви?
Могут ли понять друг друга люди разных поколений?  Почему возникает дисгармония между родителями

Слайд 12Герои, ощутившие противостояние с представителями старшего поколения
Чацкий
Базаров
В чём проявилось это

противостояние и что стало его причиной?
Побеждает ли кто-то в этом

поединке поколений?
Герои, ощутившие противостояние с представителями старшего поколенияЧацкийБазаровВ чём проявилось это противостояние и что стало его причиной?Побеждает ли

Слайд 13Идейный спор либералов и революционеров-демократов
Базаров и братья Кирсановы
Непонимание между родителями

и детьми:
Аркадий и Николай Петрович
Базаров и родители

Идейный спор либералов и революционеров-демократовБазаров и братья КирсановыНепонимание между родителями и детьми:Аркадий и Николай ПетровичБазаров и родители

Слайд 14Представители разных поколений, которых связывает взаимопонимание:

герой-подросток и Октябрина Михайловна (А.Геласимов

«Нежный возраст»),
Семьи Ростовых и Болконских
(Л.Н.Толстой «Война и мир»)
В чём

проявляется согласие между поколениями?

Что становится основой этого согласия?

Представители разных поколений, которых связывает взаимопонимание:герой-подросток и Октябрина Михайловна (А.Геласимов «Нежный возраст»),Семьи Ростовых и Болконских (Л.Н.Толстой «Война

Слайд 15Семья Ростовых
доброта, умение любить, душевная открытость
поэзия высокой простоты
естественность
открытость людям

и жизни
жизнь сердцем, доброта
любовь

Семья Ростовыхдоброта, умение любить, душевная открытость поэзия высокой простотыестественностьоткрытость людям и жизнижизнь сердцем, доброталюбовь

Слайд 16Семья Болконских
духовность, интеллект, напряженная работа духа
«болконская гордость»
жизнь по законам

по чести
сдержанность в проявлении чувств
высокие представления о нравственности, бескомпромиссные требования,

предъявляемые к жизни, людям и к самим себе
Семья Болконскихдуховность, интеллект, напряженная работа духа«болконская гордость» жизнь по законам по честисдержанность в проявлении чувстввысокие представления о

Слайд 17Семьи в эпилоге: Пьер и Наташа,
Николай и Марья, Николенька

Болконский

Семьи в эпилоге: Пьер и Наташа, Николай и Марья, Николенька Болконский

Слайд 18А.Геласимов «Нежный возраст»

А.Геласимов «Нежный возраст»

Слайд 19Героиня, проявившая материнскую любовь и всепрощение:
Катерина Петровна (К.Паустовский «Телеграмма»)
Как складывались

отношения Катерины Петровны и Насти?
Что было причиной оборвавшейся духовной

связи Насти с матерью?

В чём проявлялась любовь Катерины Петровны к дочери?

В чём проявлялась любовь Катерины Петровны к дочери?

Героиня, проявившая материнскую любовь и всепрощение:Катерина Петровна (К.Паустовский «Телеграмма»)Как складывались отношения Катерины Петровны и Насти? Что было

Слайд 20«мечта и реальность»
Разные представления о мире и смысле жизни
Мечта способна

воодушевить человека, поднять его над обыденностью, однако иллюзия может подменить

реальность

Реальность способна породить мечту, но и жестоко разрушить её

«мечта и реальность»Разные представления о мире и смысле жизниМечта способна воодушевить человека, поднять его над обыденностью, однако

Слайд 21 Мечта – это сокровенное желание, исполнение которого принесёт человеку

счастье.
Мечта – это образ того, что мы так хотим,

но в данный момент не можем получить.
Мечта – это сокровенное желание, исполнение которого принесёт человеку счастье. Мечта – это образ того, что

Слайд 22Что значит «высокая мечта»?
Мечтой тоже надо управлять, а то её,

как корабль без руля, занесёт бог весть куда» (А.Н.Крылов).
Как соотносятся

понятия «мечта» и «цель», «мечта» и «счастье»?

Как соотносятся мечта и реальность?

Что может помешать человеку воплотить свою мечту?

Какого человека можно назвать мечтателем?

Что значит «высокая мечта»?Мечтой тоже надо управлять, а то её, как корабль без руля, занесёт бог весть

Слайд 23Герои, стремившиеся к своей мечте и столкнувшиеся с реальностью, разбившей

мечты:

Мцыри (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»);
Печорин (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»);
Иван Васильевич (Л.Н.Толстой «После

бала»);
Обломов (И.А.Гончаров «Обломов»);
Ромео и Джульетта (В.Шекспир «Ромео и Джульетта»);
Джей Гэтсби (Ф.Фицджеральд «Великий Гэтсби»);
Актёр (М.Горький «На дне»)

Какой была их мечта? Что высвечивает такая мечта в их личности?

Какие внешние причины (препятствия, обстоятельства) помешали воплощению мечты?

Какие внутренние причины (личностные качества) помешали воплощению мечты?

К какому итогу пришла их жизнь, лишённая мечты?

Герои, стремившиеся к своей мечте и столкнувшиеся с реальностью, разбившей мечты:Мцыри (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»);Печорин (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»);Иван

Слайд 25Жажда яркой, насыщенной жизни с высокой, благородной целью.
Честь, служение Отечеству,

стремление к добру уже не осознаются как ценности;
Личностная реализация только

в узкой сфере службы для чинов;

Тихая семейная жизнь в довольстве и бессобытийности: «тихие радости и спокойствие душевное».

мечта

реальность «эпохи безвременья»

Жажда яркой, насыщенной жизни с высокой, благородной целью.Честь, служение Отечеству, стремление к добру уже не осознаются как

Слайд 26Л.Н.Толстой
«После бала» (1903)

Л.Н.Толстой «После бала» (1903)

Слайд 27М.Горький «На дне» (1902)
Васька Пепел
Актёр
Клещ

М.Горький «На дне» (1902)Васька ПепелАктёрКлещ

Слайд 28Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби» (1925)

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби» (1925)

Слайд 29Герои, воплотившие свою мечту и тем самым нашедшие счастье и

смысл жизни:

Джонатан Ливингстон (Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»);
Мартин

Иден (Д.Лондон «Мартин Иден»);
Ассоль (А.Грин «Алые паруса»);
Алексей Мересьев (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»).

Какой была их мечта? Что высвечивает такая мечта в их личности?

Что помогло или кто помог им в осуществлении мечты?

Какие препятствия им пришлось преодолеть на пути к своей мечте?

Какие личностные качества они проявили в этом преодолении, какие жизненные открытия для себя сделали?

Герои, воплотившие свою мечту и тем самым нашедшие счастье и смысл жизни:Джонатан Ливингстон (Ричард Бах «Чайка по

Слайд 30Джек Лондон «Мартин Иден» (1909)

Джек Лондон «Мартин Иден» (1909)

Слайд 31Александр Грин
феерия «Алые паруса» (1921)

Александр Грин феерия «Алые паруса» (1921)

Слайд 32Ричард Бах. Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970)

Ричард Бах. Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970)

Слайд 33Герои, стремившиеся к воплощению своей мечты, но ощутившие её иллюзорность,

разочаровавшиеся в ней:

Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»;
Андрей Болконский (Л.Н.Толстой «Война

и мир»);
Сальери (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»).

Какой была их мечта? Что высвечивает такая мечта в их личности?

Какие препятствия им пришлось преодолеть на пути к своей мечте?

Почему осуществление мечты не принесло счастья, удовлетворения?

Что изменилось в герое, его осознании себя и жизни после отрезвления и освобождения от иллюзии?

Герои, стремившиеся к воплощению своей мечты, но ощутившие её иллюзорность, разочаровавшиеся в ней:Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»;Андрей

Слайд 34
«- Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим?
- Верую,

- твёрдо отвечал Раскольников…»
«Разрушение настоящего во имя лучшего»

«- Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим?- Верую, - твёрдо отвечал Раскольников…»«Разрушение настоящего во имя

Слайд 35
Андрей Болконский
Андрей Болконский

Андрей БолконскийАндрей Болконский

Слайд 36
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» (1830)

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» (1830)

Слайд 37
Герои, подменившие жизнь иллюзиями, невоплотимыми мечтами:
Манилов (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»);
Настя (М.Горький

«На дне»)
Какой была реальность, в которой герои жили? Понимали они

её, видели, осознавали?

Какой была подменявшая реальность мечта, иллюзия?

Какие личностные качества и внешние обстоятельства стали причиной этой подмены?

К какому итогу привела эта подмена?

Герои, подменившие жизнь иллюзиями, невоплотимыми мечтами:Манилов (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»);Настя (М.Горький «На дне»)Какой была реальность, в которой герои

Слайд 38
Герой, подменивший реальность низкими, примитивными мечтами, воплощение которых обеднило их

жизнь:
Николай Иваныч (А.П.Чехов «Крыжовник»)
Какой была его мечта? Что высвечивает такая

мечта в его личности?

Какие препятствия преодолел герой на пути к своей мечте, чем пожертвовал?

Почему к нему не пришло осознание примитивности своей мечты и ущербности жизни?

Какая авторская концепция жизни и счастья раскрывается в этом рассказе?

Герой, подменивший реальность низкими, примитивными мечтами, воплощение которых обеднило их жизнь:Николай Иваныч (А.П.Чехов «Крыжовник»)Какой была его мечта?

Слайд 39
«месть и великодушие»
разные представления о добре и зле, милосердии и

жестокости, миролюбии и агрессии
реакция человека на жизненные вызовы, поступки других

людей, его нравственный выбор
«месть и великодушие»разные представления о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессииреакция человека на жизненные

Слайд 40
Месть – действие в отплату за причинённое зло, возмездие

за что-нибудь. (Словарь С.И.Ожегова).

Месть - намеренное причинение зла, неприятностей

с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. (Словарь Д.Н.Ушакова).
 Месть – действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь. (Словарь С.И.Ожегова). Месть - намеренное

Слайд 41
Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив

за нее. (Люк Вовенарг)
Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершённом,

тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. (отец Александр)

Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. (Фрэнсис Бэкон)

   Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив за нее. (Люк Вовенарг) Тот, кто

Слайд 42
Великодушие – свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности,

отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. (Словарь Д.Н.Ушакова).
Великодушие

– кротко переносить чужую погрешность. (Демокрит)

Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. (Э.Севрус).

 Великодушие – свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами.

Слайд 43
Связаны ли понятия «месть» и «справедливость»?
Отказ от мести – сила

или слабость?
Приносит ли отмщение счастье?
Согласны ли вы с мнением, что

великодушие – свойство немногих избранных?

Какого человека можно назвать великодушным?

Связаны ли понятия «месть» и «справедливость»?Отказ от мести – сила или слабость?Приносит ли отмщение счастье?Согласны ли вы

Слайд 44
Герои, для которых месть стала смыслом жизни:
Сальери (А.С.Пушкин «Моцарт

и Сальери»);
Сильвио (А.С.Пушкин «Выстрел»);
Алеко (А.С.Пушкин «Цыганы»);
Швабрин (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);
Грушницкий (М.Ю.Лермонтов

«Герой нашего времени»)

Какие причины подтолкнули героев к мысли о мести?

Что, по их мнению, месть должна была восстановить, изменить?

Какой способ мести они избирают и что этот способ говорит об их личностных качествах?

Каков внешний (изменение обстоятельств, ставших причиной решения о мести) итог их отмщения? О таком итоге они мечтали?

Каков внутренний (чувства, мысли) итог их отмщения?

Герои, для которых месть стала смыслом жизни: Сальери (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»);Сильвио (А.С.Пушкин «Выстрел»);Алеко (А.С.Пушкин «Цыганы»);Швабрин (А.С.Пушкин

Слайд 45
«…Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».

«…Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».

Слайд 46
Герои, оказавшиеся перед необходимостью отмщения как способа восстановления попранной справедливости:
Гамлет

(В.Шекспир «Гамлет»);
Маттео Фальконе (П.Мериме «Маттео Фальконе»)
Какие причины подтолкнули героев

к необходимости отмщения?

Что, по их мнению, месть должна была восстановить, изменить?

Как они воспринимают необходимость отмщения? Есть ли внутренние препятствия для принятия решения об отмщении?

Каков итог их отмщения? О таком итоге они мечтали?

Герои, оказавшиеся перед необходимостью отмщения как способа восстановления попранной справедливости:Гамлет (В.Шекспир «Гамлет»);Маттео Фальконе (П.Мериме «Маттео Фальконе») Какие

Слайд 47
Герои, оказавшиеся перед необходимостью отмщения, но отказавшиеся от мести во

имя открывшегося им более высокого представления о человеческих отношениях:
Андрей Болконский

(Л.Н.Толстой «Война и мир»);
Маргарита (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Какие причины подтолкнули героев к необходимости отмщения?

Каким решением сменяется их желание отмщения? Что подтолкнуло к такому изменению?

Как они воспринимают свой отказ от мести?

Чем обогащается внутренний мир героев в результате отказа от мести?

Герои, оказавшиеся перед необходимостью отмщения, но отказавшиеся от мести во имя открывшегося им более высокого представления о

Слайд 48
«…восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое

сердце».
Душевное состояние Андрея Болконского: горькое чувство несовершенства и бессмысленности жизни,

уязвлённая гордость, возмущение человеческой низостью и подлостью.
«…восторженная жалость и любовь  к этому человеку наполнили  его счастливое сердце».Душевное состояние Андрея Болконского: горькое

Слайд 49
Маргарита, признающая высшую ценность отказа от мести.
Понимание страдания другого человека.

Маргарита, признающая высшую ценность отказа от мести.Понимание страдания другого человека.

Слайд 50
Герои, проявляющие великодушие, в их системе ценностей вообще нет понятия

мести:
Юшка (А.Платонов «Юшка»);
Иешуа Га-Ноцри (М.Булгаков «Мастер и Маргарита)
Каковы обстоятельства, отношение

людей, которые могли бы стать основой для мысли о зле и несправедливости?

Какие личностные качества героев объясняют, что они даже не задумываются о мести?

Какова судьба этих героев и почему именно такая?

Что открывает людям само появление такого человека среди них?

Герои, проявляющие великодушие, в их системе ценностей вообще нет понятия мести:Юшка (А.Платонов «Юшка»);Иешуа Га-Ноцри (М.Булгаков «Мастер и

Слайд 51
А.Платонов «Юшка»
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (1940)

А.Платонов «Юшка» М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (1940)

Слайд 52
«искусство и ремесло»
предназначение искусства
миссия художника и его роль в обществе
отличие

ремесла от истинного искусства
отношение человека к искусству; отношение общества к

творцу
«искусство и ремесло»предназначение искусствамиссия художника и его роль в обществеотличие ремесла от истинного искусстваотношение человека к искусству;

Слайд 53
Искусство – творческое отражение , воспроизведение действительности в художественных образах.


Искусство – это высокая степень умения, мастерства в любой

сфере деятельности.

Ремесло – профессиональное занятие.

Искусство – творческое отражение , воспроизведение действительности в художественных образах.  Искусство – это высокая степень умения,

Слайд 54

Необычайные чувства порождают высокие творения.
(Г.Флобер).

 Необычайные чувства порождают высокие творения. (Г.Флобер).

Слайд 55
В чём суть истинного искусства?
Ремесленник и творец – в чём

отличие?
Согласны ли вы, что овладение ремеслом – непременное условие на

пути к подлинному искусству?

Какова роль истинного искусства?

В чём суть истинного искусства?Ремесленник и творец – в чём отличие?Согласны ли вы, что овладение ремеслом –

Слайд 56
Герои, изменившие сути истинного искусства:
Чартков (Н.В.Гоголь «Портрет» 1835 г.);
Сальери (А.С.Пушкин

«Моцарт и Сальери»)
Каким было изначальное представление героев об искусстве?
Почему

происходит измена искусству и в чём это проявляется?

Что становится толчком к прозрению?

Почему оказалось невозможным возвратиться к служению искусству?

Герои, изменившие сути истинного искусства:Чартков (Н.В.Гоголь «Портрет» 1835 г.);Сальери (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»)Каким было изначальное представление героев

Слайд 57Герои, воплотившие в своем творчестве суть истинного искусства:
Моцарт (А.С.Пушкин «Моцарт

и Сальери»);
Художник, приехавший из Италии (Н.В.Гоголь «Портрет»);
Мастер (М.Булгаков «Мастер и

Маргарита»);
Бэзил Холлуорд (О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»)

Каким было представление героев об искусстве?
Что такое представление высвечивает в их личности?

Как окружающие воспринимали творения мастеров?

Какой оказалась судьба творцов и почему именно такой?

Герои, воплотившие в своем творчестве суть истинного искусства:Моцарт (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»);Художник, приехавший из Италии (Н.В.Гоголь «Портрет»);Мастер

Слайд 58Мастер: служение высшей истине, вечный поиск ответа на вечные вопросы

бытия
В чём суть истинного искусства?
Моцарт: служение прекрасному, утверждение вечности добра


Бэзил Холлуорд: служение красоте, преодолевающей несовершенство жизни

Мастер: служение высшей истине, вечный поиск ответа на вечные вопросы бытияВ чём суть истинного искусства?Моцарт: служение прекрасному,

Слайд 59«доброта и жестокость»
нравственные основы отношения к человеку и всему живому
гуманистическое

стремление беречь и ценить жизнь
антигуманное желание причинять страдание и боль

другим и даже самому себе
«доброта и жестокость»нравственные основы отношения к человеку и всему живомугуманистическое стремление беречь и ценить жизньантигуманное желание причинять

Слайд 60 Жди от другого того, что сам ты сделал другому.

(Публилий Сир).
Доброта – это качество человека, которое выражается

в нежном, заботливом отношении к другим людям, желании помочь им, умение поделиться радостью и разделить горе.
Жди от другого того, что сам ты сделал другому. (Публилий Сир).  Доброта – это качество

Слайд 61
Жестокость – свойство личности, заключающееся в безразличии к

страданиям людей или же в стремлении к их причинению. (Словарь

Ожегова).
Жестокость – свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к

Слайд 62Какого человека можно назвать по-настоящему добрым?
Может ли доброта причинить вред

человеку?
Можно ли оправдать жестокость?
«Трусость – мать жестокости» (М.Монтень)
В чём сила

доброты?

В чём могут быть причины проявления жестокости?

Какого человека можно назвать по-настоящему добрым?Может ли доброта причинить вред человеку?Можно ли оправдать жестокость?«Трусость – мать жестокости»

Слайд 63Герои, ставшие воплощением доброты:
Марья Ивановна (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);
Соня Мармеладова (Ф.М.Достоевский

«Преступление и наказание»);
Марья Болконская, Пьер Безухов (Л.Н.Толстой «Война и мир»);
Юшка

(А.Платонов «Юшка»);
Лука (М.Горький «На дне»);
Данко (М.Горький «Старуха Изергиль»);
Старик Сантьяго (Э.Хемингуэй «Старик и море»)

Как проявлялась доброта этих героев в их поступках и отношениях к людям?

Как люди относились к ним и почему именно так?

Какова их судьба и что в этой судьбе определила именно доброта?

Герои, ставшие воплощением доброты:Марья Ивановна (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);Соня Мармеладова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»);Марья Болконская, Пьер Безухов (Л.Н.Толстой

Слайд 64Соня Мармеладова
Марья Болконская
Марья Ивановна

Соня МармеладоваМарья БолконскаяМарья Ивановна

Слайд 65Герои, ставшие воплощением жестокости:
Ларра (М.Горький «Старуха Изергиль»)
Как проявлялась жестокость этого

героя в их поступках и отношениях к людям? В чём

причины этой жестокости?

Какой была реакция людей и почему именно такой?

Какой оказалась судьба этого героя и что в ней определила именно его жестокость?

Герои, ставшие воплощением жестокости:Ларра (М.Горький «Старуха Изергиль»)Как проявлялась жестокость этого героя в их поступках и отношениях к

Слайд 66Герои, совместившие жестокость и доброту:
Пугачёв (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);
Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление

и наказание»)
В каких обстоятельствах и отношениях с людьми проявлялись разные

качества героев?

Герои, совершавшие жестокие поступки, но способные понимать и ценить доброту:
Свидригайлов (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»);
Воланд, Понтий Пилат (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»);
Сальери (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Герои, совместившие жестокость и доброту:Пугачёв (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)В каких обстоятельствах и отношениях с

Слайд 68Емельян Пугачёв: совмещение жестокости и великодушия, верности своему выбору и

понимание неотвратимого трагизма судьбы.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (1836)

Емельян Пугачёв: совмещение жестокости и великодушия, верности своему выбору и понимание неотвратимого трагизма судьбы.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (1836)

Слайд 69Понтий Пилат: открытие ценности доброты

Понтий Пилат: открытие ценности доброты

Слайд 70…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той силы,

что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

…так кто ж ты, наконец?- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает

Слайд 71Структура сочинения- рассуждения на литературную тему

Структура сочинения- рассуждения на  литературную тему

Слайд 72Вступление:
основной вопрос сочинения;
основная мысль сочинения;
определение основного понятия темы
Заключение (вывод):
обобщающая

мысль
Выбор ОДНОГО произведения
аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и

её развёртывание на основе анализа

аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и её развёртывание

аргумент: мысль по поводу прочитанного текста и её развёртывание

Основная часть


Вступление:основной вопрос сочинения;основная мысль сочинения;определение основного понятия темыЗаключение (вывод): обобщающая мысльВыбор ОДНОГО произведения аргумент: мысль по поводу

Слайд 73Вступление:
основной вопрос сочинения;
основная мысль сочинения;е основного понятия тем
Заключение (вывод): обобщающая

мысль

Первое произведение

Размышление об одном герое на основе знания текста.




Основная

часть

Выбор ДВУХ произведений


Второе произведение

Размышление о другом герое на основе знания текста.




взаимосвязь

Вступление:основной вопрос сочинения;основная мысль сочинения;е основного понятия темЗаключение (вывод): обобщающая мысль Первое произведениеРазмышление об одном герое на

Слайд 74взаимосвязь

взаимосвязь

Слайд 75Алгоритм написания
сочинения на
литературную тему

Алгоритм написания сочинения налитературную тему

Слайд 76Выбор и обдумывание темы сочинения
Формулировка главной мысли сочинения (тезиса)
Выбор литературного

материала: определение героев (героя), обратившись к которым можно эту тему

раскрыть.
Выбор событий, эпизодов, в которых раскрываются личностные качества героев

На основе выбранного литературного материала создание структуры сочинения (смысловых частей сочинения, его смысловой основы)

Создание текста сочинения
(развёртывание каждого аргумента в его аналитической и текстуальной составляющей)

Проверка сочинения по критериям

Выбор и обдумывание темы сочиненияФормулировка главной мысли сочинения (тезиса)Выбор литературного материала: определение героев (героя), обратившись к которым

Слайд 771. Способы анализа темы сочинения:
Задать вопрос к теме или тему

переформулировать в виде вопроса.

Часто тема сформулирована в виде вопроса

– это и есть основной вопрос сочинения.

Найти опорные слова (понятия) в теме и разобраться в их смысле.

1. Способы анализа темы сочинения:Задать вопрос к теме или тему переформулировать в виде вопроса. Часто тема сформулирована

Слайд 79Создание структуры сочинения как его смысловой основы
Какие микротемы (аргументы)

будут в основной части?

В какой последовательности их расположить?

Создание структуры сочинения как его смысловой основы Какие микротемы (аргументы) будут в основной части? В какой последовательности

Слайд 82Варианты вступления к сочинению
аналитическое вступление
биографическое
историческое
основной вопрос (вопросы) сочинения
основная мысль сочинения
выражение

своего отношения, мнения
определение основного понятия темы
личностное

Варианты вступления к сочинениюаналитическое вступлениебиографическоеисторическоеосновной вопрос (вопросы) сочиненияосновная мысль сочинениявыражение своего отношения, мненияопределение основного понятия темы личностное

Слайд 83Вступление на основе определения понятия и основного вопроса сочинения
Вступление на

основе определения понятия и основного вопроса сочинения

Вступление на основе определения понятия и основного вопроса сочиненияВступление на основе определения понятия и основного вопроса сочинения

Слайд 84Вступление и заключение в их взаимосвязи
Вступление и заключение в их

взаимосвязи

Вступление и заключение в их взаимосвязиВступление и заключение в их взаимосвязи

Слайд 85Содержание аргумента (микротемы)
Аналитическая составляющая: размышления о герое, его поступках, причинах

поступков, об отношении к людям, о проявлении личностных качеств, жизненных

ценностей.

Текстуальная составляющая: привлечение текста художественного произведения.

Содержание аргумента (микротемы)Аналитическая составляющая: размышления о герое, его поступках, причинах поступков, об отношении к людям, о проявлении

Слайд 86Варианты привлечения текста
Прямое цитирование
Непрямое цитирование (косвенная речь)
Упоминание имён персонажей
Упоминание значимых

деталей
Упоминание событий, отдельного эпизода
Эпизодическое использование сжатого пересказа

Варианты привлечения текстаПрямое цитированиеНепрямое цитирование (косвенная речь)Упоминание имён персонажейУпоминание значимых деталейУпоминание событий, отдельного эпизодаЭпизодическое использование сжатого пересказа

Слайд 87Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика