Слайд 1Особенности психологического сопровождения развития юношей
Выполнила студентка
1 курса,4 группы
Профиля «Начальное
образование»
Самойленко Валерия
Руководитель:
К.ф.н.,доц., Лебеденко Ольга Алексеевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Академия
психологии и педагогики
Кафедра начального образования
Ростов-на-Дону
2019
Слайд 2Содержание
1.Введение;
2.Психологическое сопровождение:
2.1.Понятие;
2.2.Цели и задачи;
3.Общая характеристика возраста юношей;
3.1.Психологические трудности юношей;
3.2.Особенности развитие
личности юношей;
4.Кризис идентичности у юношей;
4.1.Профилактика кризиса идентичности у юношей;
5.Особенности работы
психологического сопровождения;
6.Ожидаемые результаты развития психологического сопровождения;
7.Заключение;
8.Список использованных источников.
Слайд 3Введение
Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает
осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что
юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных юношей.
Слайд 42.Психологическое сопровождение
Психологическое сопровождение должно рассматриваться в узком и широком смыслах
слова. В широком смысле- это обеспечение наиболее целесообразного социального развития
,социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле-это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития ,которое обеспечивается лицом ,берущим и исполняющим функции педагога в данной ситуации.
Слайд 52.1.Понятие «Психологическое сопровождение»
Психологическое сопровождение- это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер,
представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях
обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности , ее формирования как субъекта жизнедеятельности.
Слайд 62.2. Цели и задачи психологического сопровождения
Цель психологического сопровождения : создание
социально-психологических условий для развития личности юношей и их успешного обучения.
Психологическая и педагогическая помощь учащимся в период взросления и адаптации в социуме. Помощь юношам лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее полно и успешно реализовать себя, утвердить свои права и собственную ценность.
Задачи психологического сопровождения:
психологическое просвещение юношей;
изучение личностных особенностей юношей;
выявление социальных и педагогических проблем;
проведение профилактических и коррекционных мероприятий.
Слайд 73.Общая характеристика возраста юношей
Юношеский возраст – период индивидуальной жизни, в
котором становится способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия
для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека:
Решение профессиональной, производственной задачи;
Проявление общественной позиции;
Осуществление общественно значимого поступка или действия;
Построение собственной семьи.
Слайд 8Общая характеристика возраста юношей
Юность
Ранняя
Поздняя
От 15 до 18 лет
От 18
до 23 лет
Слайд 93.1.Психологические трудности юношей
Проблема самосознания
Проблема личностного роста
Неадкватный уровень притязаний
Несформированность жизненных планов
Несформированность
потребностей
Несовпадение учебных и профессиональных интересов
Социально-психологическая адаптация к новому коллективу
Слайд 103.2.Особенности развития личности юношей
Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного
образа «Я» ;
Открытие своего внутреннего мира ,его эмансипация от взрослых;
Осознанно
входит фактор времени, происходит расширение временной перспективы ;
Происходит устремленность в будущее;
Складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей;
Стремление к саморефлексии , к углубленному самоанализу;
Повышенная возбудимость, реактивность.
Слайд 114.Кризис идентичности у юношей
По Э. Эриксону юность – это время
кризиса идентичности. Благодаря возросшим способностям и активному взаимодействию со сверстниками
начинает формироваться ясное представление о себе («внутренняя тождественность»). Неудачное развитие приводит к размытости представлений о себе, к несогласованности аспектов своей личности, к импульсивному и ситуативному поведению.
Пытаясь избежать кризис идентичности, некоторые юноши слишком спешат с самоопределением, смиряются с сознанием предопределенности; другие растягивают этот кризис и состояние расплывчатой идентичности на неопределенное время, растрачивая свою энергию в затянувшемся конфликте развития и сомнениях по поводу самоопределения. Иногда диффузная идентичность находит выражение в «негативной идентичности», при которой индивидуум принимает опасную или социально нежелательную роль.
Слайд 124.1.Профилактика кризиса идентичности у юношей
Поощрение, хвала за достижение;
Поддержка при
столкновении с трудностями;
Помощь в раскрытии и развитии потенциала;
Приучение к ответственности
;
Уважение юноши ,как личности ;
Помощь в росте отзывчивости;
Обеспечение широкого выбора вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для подражания
Слайд 135.Особенности работы психологического сопровождения
Ясное представление о юношах, старание понять их
мир. Принятие их такими, какие они есть.
Необходимость помощи юноши
осознавать свои границы как взрослого. Оказание определенного влияние на поведение юноши. По мере взросления авторитарная власть и дисциплина должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости с соблюдением определенной дистанции.
Обучение взрослых доверять молодежи и их способности выживать в современном мире. Нередко они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире.
Слайд 14Объяснение юношам, что именно ждут от них. Объяснения должны быть
понятны им так же, как и побудительные мотивы. Мальчикам надо
знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность высказаться им самим, узнать, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.
Стараться быть честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Юноши прекрасно чувствуют, когда взрослые избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые признают
Разумное реагирование относительно различных "экспериментирований» юношей. Должно присутствовать откровение в разговоре с молодым человеком о том, как взрослый чувствует себя в ситуации, когда он ведут себя рискованно.
В большей степени избегать высказывание осуждений и помощь осознания ситуация риска ,которые могут сказаться на жизни молодого человека.
Слайд 156.Ожидаемые результаты развития психологического развития
Формирование адекватной самооценки, снижение потребности в
самоутверждении;
Формирование способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных
ситуаций;
Выработка позитивных жизненных целей и мотивация к их достижению;
Снижение уровня тревожности, агрессии;
Выработка навыков бесконфликтного общения.
Слайд 167.Заключение
Таким образом, главным новообразованием у юношей является: открытие «Я», развитие
рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана,
установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.
Психологическое сопровождение развития молодых людей основывается по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации ,построенных на самопознании, самосознании, саморазвитии личности. Организовать психологическое сопровождение юноше является необходимым условием развития.
Слайд 178.Список использованных источников
Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи : Монография
.- М.: МПГУ ,2013 ;
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие
для студентов вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для академического бакалавриата / С.А. Беличева , А.Б. Белинская .- 2 изд.- М. : Издательство Юрайт , 2019
https://students-library.com/ua/library/read/61560-psihologiceskoe-soprovozdenie-v-unosti
https://studme.org/79801/psihologiya/osobennosti_okazaniya_psihologicheskoy_pomoschi_podrostkovom_yunosheskom_vozraste