Слайд 1Особенности разработки и принятии управленческих решений в государственном и муниципальном
управлении
Домрачев С.С., к.ф.н., доцент
ЧФ РАНХиГС
Слайд 2Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления:
Планирование;
Организацию;
Мотивацию;
Контроль;
В системе государственного и муниципального управления
все эти функции реализуются в ходе разработки и принятия и исполнения решений.
Слайд 3Исследования проблемы разработка управленческих решений в системе государственного и муниципального
управления относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий —
это результат комплексной увязки различных аспектов:
информационного,
экономического,
психологического,
организационного,
правового,
технического и др.
Слайд 4Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность
протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и
адаптивного развития определенной территории в быстро меняющемся современном мире.
Эффективность деятельности государственных и муниципальных служащих зависит от качества управленческих решений. Это обусловливает важность овладения каждым специалистом данного профиля теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Слайд 5Процесс подготовки решений в органах государственного и муниципального управления состоит
в следующем:
Первый этап процесса – формулирование управленческой проблемы и определение
целей;
Второй этап процесса подготовки решения (создание группы разработчиков решения);
Третий этап - сбор информации и анализ управленческой проблемы;
Подготовка и обоснование вариантов (альтернатив) решения;
Пятый этап — выбор альтернатив и принятие решения;
Организация исполнения принятого решения;
Контроль и оценка результатов исполнения решения;
Слайд 61. Первый этап процесса – формулирование проблемы
На этом этапе
происходит выявление и формулирование проблемы. Проблемная ситуация возникает при отклонении
от нормального процесса функционирования объекта вследствие внутренних и внешних возмущений. Проблема чаще всего выявляется в результате анализа итогов функционирования объекта в прошедшем периоде или может быть поставлена вышестоящей организацией.
Для целеполагания используют технологию SMART!
Слайд 7SMART цели — умные цели!
Достижение цели зависит от её формулировки,
и первый шаг к успеху дела — правильно сформированные цели.
Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы.
Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART — это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:
S конкретный (specific);
M измеримый (measurable);
A достижимый (attainable);
R значимый (relevant);
T соотносимый с конкретным сроком (time-bounded)
Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.
Слайд 82. Второй этап процесса подготовки решения
На втором этапе происходит
— формирование группы по его подготовке. Организуется группа квалифицированных специалистов,
которые, по мнению руководства, в состоянии подготовить варианты решения проблемы. Если необходимо, всю работу выполняет сам руководитель.
Слайд 93. Сбор информации и анализ проблемы
Сбор информации и анализ
проблемы —третий этап процесса. Сформированная группа осуществляет сбор и обработку
информации, необходимой для принятия решения. Качество информации оценивается по ее достоверности, точности, полноте, актуальности, ценности, полезности.
На основе собранной информации производится анализ проблемной ситуации и даются ответы на следующие вопросы:
какие изменения произошли в объекте управления и в чем суть проблемы?
каковы причины возникновения проблемной ситуации?
какими ресурсами располагает систем для решения проблемы?
какие меры необходимо принять в первую очередь?
SWOT анализ один из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании. Это анализ сильных и слабых сторон организации. Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды
PEST анализ простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия.
Слайд 104. Подготовка и обоснование вариантов решения
Подготовка и обоснование вариантов
решения — четвертый этап. В каждом варианте решения должны определяться:
основные
направления достижения целей;
конкретные исполнители решения;
необходимые ресурсы;
сроки достижения цели, предполагаемые последствия реализации решения.
В качестве методов выработки решений используются: метод аналогии и метод эксперимента, экономико-математические методы, методы имитационного моделирования, деловых игр и системного анализа.
Слайд 115. Пятый этап — выбор и принятие решения.
Пятый этап
— выбор и принятие решения. Найденные при помощи научных методов
варианты управленческого решения представляются руководителю, который и делает окончательный выбор.
В качестве основных критериев отбора вариантов при этом используются:
степень решения проблемы;
легальность принимаемого решения;
затраты ресурсов (финансовые, материальные, временные, человеческие и т.п.)
ожидаемая длительность реализации (определяются этапы, сроки, графики);
ожидаемые последствия реализации.
Слайд 126. Организация исполнения решения
Предпоследний этап — организация исполнения решения. На
данном этапе реализуются организационно-психологические предпосылки, а решение доводится до исполнителей,
которые составляют план его реализации и представляют этот план первому руководителю.
Происходит системное планирование конкретных мероприятий в соответствии с утвержденными графиками;
Осуществляется подбор кадров (исполнителей), назначение ответственных и их мотивация;
Организация взаимодействия всей системы управления для реализации принятого решения;
Финансирование принятого решения и обеспечение исполнителей всем необходимым;
Слайд 13Сетевой график (Gantt Chart или Диаграмма Ганта) - это популярный
вид диаграммы (придуманный Генри Гантом), используемый для планирования и контроля
выполнения проекта. Такой интерактивный сетевой график присутствует практически во всех системах управления проектами
Слайд 147. Контроль и оценка результатов исполнения решения
Контроль и оценка
результатов исполнения решения — последний этап процесса. С этой целью
копия управленческого решения передается в службу контроля, которая напоминает сотрудникам о приближении сроков исполнения и оценивает результат по своевременности и качеству.
С помощью данной процедуры руководитель получает информацию о состоянии дел. Оценка результатов заключается в том, что «полученное» сравнивается с «ожидаемым». Если совпадения нет, возникает необходимость принятия нового решения. Причинами корректировки решений могут быть плохая организация исполнения, резкие изменения внешней обстановки или непроработанность самого решения.
Слайд 15Управленческие решения, как известно, фиксируются в распорядительных документах.
Основанием для
издания распорядительного документа может быть:
необходимость исполнения принятых законодательных, нормативных актов
и иных решений вышестоящих органов;
необходимость проведения собственной исполнительно распорядительной деятельности, вытекающей из функций и задач организации.
Слайд 16Служба документационного обеспечения любой организации заинтересована в том, чтобы все
процедуры принятия решений были формализованы.
Безусловно, принятие управленческого решения —
творческий процесс, но в то же время это не бесконечная импровизация, а упорядоченный цикл последовательных, сменяющих друг друга действий.
Применительно к одной управленческой задаче цикл начинается с ее выявления и заканчивается выполнением решения — достижением намеченного результата.
Слайд 17Стадии управленческого цикла применительно к одной задаче:
Выявление задачи и
оценка ее актуальности;
2. Анализ сущности задачи и выработка проекта решения;
3.
Рассмотрение проекта решения, его согласование, обсуждение, экспертная оценка;
4. Утверждение проекта решения, т. е. собственно принятие управленческого решения;
5. Доведение решения до исполнителей;
Организация исполнения принятого решения, его отмена или корректировка.
Безусловно, не любой управленческий цикл, связанный с принятием решения, включает все перечисленные стадии, но служба документационного обеспечения управления в организации должна уметь их реализовать.
Слайд 18Особенности управленческих решений для органов государственного и муниципального управления можно
сформулировать так:
управленческое решение принимается на всех уровнях управления только тогда,
когда нет очевидного и однозначного способа достижения цели;
управленческие решения в органах государственного и муниципального управления проходят фильтр на допустимость по критериям, вводимым руководителем: например, численность безработных не может быть больше численности трудоспособного населения и т. д.;
управленческое решение не всегда проходит все стадии и не всегда выбирается оптимальное решение.
Слайд 19Прогнозирование и планирование при исполнении ГУР
Прогнозирование предшествует разработке социально-экономических программ
развития.
Для достижения конкретных целей разрабатываются конкретные целевые программы.
Основу процесса разработки
планов развития территории составляют следующие документы:
-стратегии социально-экономического развития территории (страны, субъекты, территории муниципального образования ).
-программы (целевые, комплексные) перспективного развития отдельных отраслей регионального развития, социальных сфер или производственных центров.
-рабочие планы мероприятий по реализации принятых проектов.
Слайд 20Выводы:
Особенности разработки и принятии управленческих решений в государственном и муниципальном
управлении определяются спецификой деятельности органов ГМУ и направлены на улучшения
качества жизни граждан муниципалитета или региона.
Особенности принятия и исполнения государственных решений заключаются:
Социальный характер управленческих решений государственных органов в том, что они воздействуют не на природную или техническую среду, а на людей;
ГУР носят, как правило, правовой характер и должны соответствовать нормам действующего законодательства;
ГУР затрагивают экономические интересы большинства населения и имеют «массовый» характер;
ГУР оформляются в виде НПA;