Слайд 1Особенности развития конструктивной и изобразительной деятельности детей
с ДЦП
Выполнила:
студентка II
курса,
группы Дк – 218
Котова Н. В.
Слайд 2Конструктивная деятельность
Формы конструирования:
по образцу;
по заданной теме;
свободное конструирование;
по моделям.
Методика
обучения конструированию детей с ДЦП разработана И. И. Мамайчук .
У
детей с ДЦП затруднения в конструировании связаны
с нарушениями пространственного восприятия.
Слайд 3I этап – конструирование по наглядным образцам
Методические требования к занятиям
-
Количество занятий необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка
и его подготовленности.
- Обязательно перед началом конструирования давать словесное описание каждого образца с указанием на его существенные детали.
В конце занятий рекомендуется каждую постройку обыгрывать. (Например, катание машины по построенной дорожке)
Продолжительность каждого занятия зависит от интереса детей и их работоспособности.
Задания
Конструирование «башен» из трехпяти кубиков разного цвета.
- Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета.
Конструирование «заборов» из разноцветных кирпичиков (вертикальное расположение деталей).
Конструирование «грибов», «воротиков», «гаража», «дивана» из одинаковых по величине блоков (расположение деталей в вертикальном и горизонтальном направлениях с учетом общей конфигурации постройки).
Слайд 4II этап – модельное конструирование
Методические требования к занятиям
- На данном
этапе занятий дети могут широко использовать различные способы конструирования: накладывание
деталей на образцы или приставление к ним с целью сличения.
- В процессе занятий взрослый может подсказать или показать ребенку способ работы.
Обязательно в конце каждого занятия производить обыгрывание постройки.
Задания
- Конструирование объемных построек с образцов моделей из деталей одинаковой величины и формы: «башни», «дорожки», «колодец» и др.
- Конструирование объемных построек из деталей разной формы и величины.
- Конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы: круг, квадрат, ромб, разделенные на несколько одинаковых частей.
- Конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины: геометрические фигуры, разделенные на разнообразные части.
Слайд 5III этап – конструирование с образцов рисунков
Методические требования к
занятиям
- Приступать к занятиям можно только после того, как дети
успешно овладели приемами конструирования с образцов предметов и научились мысленно анализировать образцы модели.
- Совместно с ребенком проводить предварительный анализ образцов, называть существенные компоненты построек.
- Если ребенок неправильно выполнил задание, обязательно совместно с ним проанализировать ошибки.
- Количество и продолжительность занятий зависит от возраста ребенка, его обучаемости и индивидуальных особенностей.
Слайд 6IV этап – свободное конструирование
Методические требования к занятиям
- Перед началом
конструирования следует обговорить с ребенком, с какой целью и что
он хочет построить, отобрать совместно с ним необходимый строительный материал.
- Напомнить ребенку способы конструирования.
В процессе занятий закреплять названия формы, цвета деталей, с которыми работает ребенок, называть их пространственное расположение.
Занятия рекомендуется проводить не индивидуально, а в небольших группах (2 - 3 человека).
Задания
- Конструирование «кроватей» для большой и маленькой кукол.
- Конструирование «домов» для кукол разной величины.
- Постройка улицы города.
- Конструирование по замыслу (построй, что тебе хочется).
Слайд 7Изобразительная деятельность
Формирование графической деятельности:
совершенствование целенаправленного аналитико-синтетического восприятия у ребенка;
оттачивание графических движений.
Методика обучения рисованию детей с ДЦП разработана
И. И. Мамайчук .
У детей с ДЦП затруднения в рисовании связаны с
несформированностью их восприятия и двигательными нарушениями верхних конечностей.
Слайд 8I этап - обучение элементарным графическим движениям по опорным точкам
в вертикальном и в горизонтальном направлениях.
Методические требования к занятиям
-
Опорные точки наносятся на бумагу до занятия.
- На первых занятиях следует обращать внимание детей на то, как правильно держать карандаш, и на положение рисующей руки.
- Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2-3 человека).
- Продолжительность и количество занятий можно варьировать в зависимости от динамики усвоения ребенком навыков.
Рекомендуется поощрять ребенка за успешное выполнение заданий оценкой в виде звездочек, нарисованных педагогом около детского рисунка.
Задания
- Нарисовать «ниточки» по опорным точкам в вертикальном направлении (нарисовать разноцветные, короткие, длинные отрезки).
- Нарисовать «дорожку» по опорным точкам в горизонтальном направлении.
- Нарисовать геометрические фигуры по опорным точкам (квадрат, треугольник..)
- Нарисовать дом с забором и деревом по опорным точкам.
Слайд 9II этап – обучение произвольному управлению графическими движениями
Методические требования
к занятиям
- Требовать от ребенка правильной осанки.
- Необходимо следить
за тем, чтобы дети обводили контур фигуры медленно, а закрашивали фигуры быстрыми, размашистыми движениями.
- Раскрашивание необходимо делать в соответствии с формой фигуры.
- Учить детей произвольно регулировать силу нажима.
- Прежде чем приступать к рисованию, совместно с ребенком сделать анализ фигуры на трафарете. Учить детей обводить ее контуры указательным пальцем.
В процессе занятия обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги.
Задания
- Нарисовать и раскрасить по трафаретам квадрат, круг, овал и т.д.
Нарисовать и раскрасить по трафаретам флажки, неопределенные фигуры разной величины.
Нарисовать и раскрасить по трафаретам фигуры животных.
Слайд 10III этап – рисование предметов с натуры
Методические требования к занятиям
- Занятия рекомендуется проводить с ребенком индивидуально.
- Если ребенок испытывает
затруднения в процессе конструирования предметов, следует напомнить ему приемы конструирования.
- Следует сопоставлять изображенный ребенком предмет с образцом.
Продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Задания
- Нарисовать «дорожку», предварительно построенную ребенком из кирпичиков разного цвета.
- Нарисовать квадрат, треугольник и прямоугольник, предварительно построенные из палочек одинаковой величины.
- Нарисовать «домики», предварительно сложенные из геометрических фигур.
- Нарисовать разноцветные «воротики» (одноярусные, двухъярусные), предварительно сконструированные из блоков разной величины.
Слайд 11IV этап -включение занятий по изображению предметов по замыслу и
представлению
Методические требования к занятиям
- Занятия с детьми рекомендуется проводить
небольшой группой (3-4 человека).
- Добиваться, чтобы дети в процессе осязательного и зрительного восприятия образцов делали их тщательный анализ, называли их существенные признаки.
- Напоминать детям, как нужно закрашивать рисунок (горизонтальные, вертикальные, круговые линии).
- Прежде чем начинать рисовать, предложить детям воспроизвести форму фигуры движением руки.
В конце занятий совместно с ребенком сопоставлять его рисунки с образцами.
Задания
- Нарисовать яблоко, грушу с натуры с предварительным их обследованием с помощью зрения и осязания.
- Нарисовать бусы на ниточке после осязательно-зрительного восприятия.
- Нарисовать пирамидку после осязательного и зрительного восприятия.
- Нарисовать куб, шар после осязательного восприятия.
Слайд 12Список используемой литературы:
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии. -- СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
2. Левченко И.Ю.,
Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.