Слайд 1Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития
Подготовила
учитель-логопед
Кузнецова
А.Р.
Слайд 2Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда
отдельные психическиефункции(память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера, речь) отстают в своём развитии от принятых
психологических норм для данного возраста.
Слайд 3
Особенности речевого развития
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Нарушения звукопроизношения
Отсутствие
рыба -«ыба»
Смешения
с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л
Света- «Швета»
Искажения
Замены
р → л, л → л’, л → в, ш → с, ж → з
Рыба – «лыба», луна- «вуна»
Слайд 4
Фонематическое восприятие
путают твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки;
не выдерживают порядок и количество слогового
ряда (да-та-да - да-та) или изменяют их последовательность.
Звуковой анализ
трудности
в выделении первого согласного звука - дети часто выделяют не 1-ый звук, а 1-ый слог (кошка – 1-ый звук ко). Аналогичные трудности отмечаются при выделении конечного гласного звука (мышка – последний звук ка);
анализ слога со стечением согласных (стол, стул, утка). Наиболее типичной ошибкой является пропуск одной согласной из стечения (утка – у,к,а; стол – с,о, л);
малодоступны такие задания, как определение количества и последовательности звуков в слове.
Слайд 5Лексика
При ЗПР характерны следующие особенности словарного запаса:
преобладание пассивного
словаря над активным;
ограниченность словарного запаса;
неточное иногда неадекватное употребление слов.
Предметный
словарь
не называют конкретно предмет, а описывают ситуацию или действие связанную с ним ( Дворник- «тот, кто убирает»);
употребляют лишь обобщающие понятия, конкретные названия предметов отсутствуют.
Глагольный словарь
Редко используют глаголы, обозначающие эмоциональные состояния (обрадовался, испугался, удивляется).
Качественный словарь
для описания цвета используются названия основных цветов;
для обозначения величины предметов (длины, ширины, высоты и т.д.) используют слова «большой» - «маленький»;
все положительные качества (добрый, храбрый, умный) заменяют словом «хороший», отрицательные качества (жадный, трусливый) – словом «плохой»;
при подборе антонимов дошкольники используют зачастую предложенные же прилагательные с отрицательной частицей «не»: храбрый – нехрабрый (вместо трусливый), веселый – невеселый (вместо грустный).
Слайд 6Грамматический строй речи
предложения в 3-4 слова;
дети нарушают порядок
слов в длинных предложениях, пропускают отдельные члены предложений, заменяют малознакомые
слова.
Словоизменение
неправильное образование существительных множественного числа (платьи, листы, ведры, зеркали, одеялов, лампов, листов, арбузей);
Характерными ошибками словоизменения глаголов и прилагательных :
неточное употребление глаголов (дети катаются – дети едут);
нарушение различения глаголов единственного и множественного числа (мальчик рисует – мальчик рисуют;девочки читают – девочки читает);
трудности согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий варежки, железные замок, красная яблоко, красных ягодов, больших ветков, лесных цветов).
Слайд 7Словообразование
Характерными ошибками являются:
трудности образования уменьшительно-ласкательных существительных (домочик, туфеленьки, шкафик, столчик,
платьинко);
трудности словообразования названий детёнышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, лошадка,
лошадик, маленькая лошадка);
трудности словообразования приставочных глаголов (улетает – вылетает, переходит – уходит, переливает – наливает);
трудности образования относительных и притяжательных прилагательных (фарфорная, шерстевая, грушневое, волкин).
Связная речь
нарушено понимание значения простых и сложных предлогов и их употребление;
ответы на вопросы малоразвернутые, могут прекратить разговор;
играют молча, однако любое побуждение к дальнейшему общению приводит к увеличению объема высказываний;
в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.
Слайд 8Пересказ
Выявляются трудности:
небольшой объем текста;
нарушение связи между отдельными предложениями текста;
наличие повторов,
пауз.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Рассказы детей с ЗПР характеризуются:
недостаточностью
понимания связей между отдельными картинками, сложностью установления причин и следствия поступков изображенных персонажей, их мотивов;
несоблюдением логической направленности рассказа;
перечислительным способом передачи информации об объектах картинок и их действиях.
Составление рассказа по сюжетной картинке
Их рассказы характеризуются:
небольшим объёмом (чаще содержат простое перечисление изображенных на картинке объектов);
неполным раскрытием смысловой стороны ситуации, пространственных, причинно-следственных связей между отдельными компонентами ситуации (персонажами, объектами);
фиксированием незначительных деталей, не имеющих значения для раскрытия смысла ситуации, наличием излишних повторов, случайных ассоциаций.
Рассказывание на заданную тему
Характерные ошибки:
многие дети отказываются от выполнения этих заданий, не зная, о чем говорить;
в других случаях они ограничиваются лишь одной фразой;
при составлении рассказа дети не используют свой личный опыт;
воспроизводят серию отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями, которые характеризуются стихийностью, импульсивностью.
Слайд 9
Особенности речевого развития детей школьного возраста с
задержкой психического развития
1
класс – в силу своих речевых особенностей дети не готовы
к школе. Словарь беден.
2 класс-4 класс
затрудняются в усвоении форм множественного числа существительных;
в образовании существительных с абстрактным значением, притяжательных прилагательных;
не понимают и не объясняют смысл «крылатых выражений», фразеологизмов, найти скрытый смысл в тексте;
не опознают предъявляемые им существительные, обозначающие собирательные или абстрактные понятия (отряд, труд, лень);
испытывают значительные трудности в понимании общеупотребительных слов и словосочетаний, которые относятся к отдалённому от повседневной жизни миру.
Слайд 10Чтение
Недостатки и затруднения:
учащиеся медленно запоминают буквы;
смешивают сходные по
начертанию;
недостаточно быстро соотносят звук с буквой;
искажают звуковой состав слов;
испытывают
большие трудности в соотнесении прочитанного слова с определённым предметом, действием, признаком.
Письмо
Ошибки в устной речи отражаются на письме.
искажение фактов;
пропуск слов, их повторы и усечение;
пропуск предлогов;
несоблюдение границ предложения ( написание начала предложения с маленькой буквы, отсутствие знаков препиная в конце предложения);
нарушения причинно-следственных отношений, синтаксического конструирования и лексического оформления текстов
Каллиграфия школьников своеобразна:
не соблюдают строку;
элементы букв не пропорционально увеличены или, наоборот, уменьшены.
дети часто исправляют написанное, что придает написанному тексту крайне небрежный вид.