Слайд 1Особенности речевого развития
детей с ЗПР
Слайд 2Распространенность речевых нарушений у детей с ЗПР
из 40 детей с
ЗПР 7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи.
нарушения речи чаще отмечаются у мальчиков (44,5%), чем у девочек (28,3%).
наиболее распространенными являются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислексии и дисграфии).
нарушения письменной речи наблюдаются чаще, чем нарушения звукопроизношения (37:28).
Слайд 3 У большинства детей с ЗПР имеются нарушения
как импрессивной,
так и экспрессивной речи, нарушения как устной,
так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной,
но и отраженной речи.
Слайд 4Импрессивная речь
недостаточность дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков
неразличение смысла отдельных
слов, тонких оттенков речи
Слайд 5Экспрессивная речь
нарушения звукопроизношения
бедность словарного запаса
недостаточная сформированность грамматического строя
речи
наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов
речевая инактивность
Слайд 6С учетом проявления нарушений речи
Е.В.Мальцева выделяет 3 группы детей
с ЗПР
Первая группа ( 24,7%) — дети с изолированным фонетическим
дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков.
Нарушения произношения звуков связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики
Слайд 7 Вторая группа (52,6% ) — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические
нарушения.
У детей этой группы наблюдаются нарушения слуховой дифференциации
звуков и фонематического анализа.
Недостаточное развитие фонематических процессов обусловливает нарушения чтения и письма.
Слайд 8 Третья группа (22,5%) — дети с системным недоразвитием всех сторон
речи (дети с ОНР).
наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической
стороны речи: ограниченность и недиференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
характерными ошибками в письме детей этой группы являются смысловые замены слов, аграмматизмы, синтаксические ошибки.
Слайд 9Исследованием И. А. Симоновой выявлены особенности речевого недоразвития у детей
с ЗПР 8-10 лет в двух клинических группах:
1) при неосложненном
инфантилизме (по классификации М. С. Певзнер);
2) при осложненном инфантилизме, а также при ЗПР в результате цереброастенических состояний различного генеза.
Слайд 10Первая группа
В анамнезе большинства этих детей отмечается задержка речевого развития:
так, первые слова появляются к 1,5-2 годам, фразы — к
3 годам.
У детей сформированы лишь простые формы фонематического анализа.
дети многословны, охотно вступают в речевое общение, активны в диалоге, часто перебивают собеседника;
Слайд 11 И. А. Симонова делает вывод о том, что
уровень речевого развития этих детей и их речевое поведение соответствуют
нормально развивающимся сверстникам более младшего возраста.
Слайд 12Вторая группа
в анамнезе большинства детей этой группы отмечалась задержка развития
речи. Первые слова появились лишь к 2-2,5 годам
у большого количества
этих детей (32%) нарушения звукопроизношения
бедность лексико-семантической стороны речи
трудности употребления обобщающих понятий
в речевых высказываниях часто наблюдаются аграмматизмы, неправильная последовательность слов.
рассказы этих детей характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности.
в высказываниях проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения
Слайд 13- Таким образом, особенности речи у этой группы детей характеризуются
нарушением речи как системы;
- своеобразие речи отражает недоразвитие как
эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.
Слайд 14вывод
- симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР
являются неоднородными.
- Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей
с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.