Разделы презентаций


Особенности российского типа культуры в мировом контексте

Содержание

1. Особенности российского типа культуры в мировом контекстеИсторические особенности:«Восток – Запад». Мессианское сознаниеХристианско-православное начало культурыОсобая роль государственности в объединении русского народа. Культурная изоляция и последующая за ней интеграция с европейской

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 3. Лекция 4. Культура России
План:
1. Особенности российского типа культуры

в мировом контексте.
2. Периодизация и истоки русской культурной истории:
а) культура

Древней Руси.
б) Московская Русь: содержание культурного феномена.
в) Русская культура от начала Нового времени до Просвещения.
г) «Золотой» и «серебряный век» русской культуры.
д) Культурный поворот и культура советского периода.



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Кафедра истории и регионоведения

Тема 3. Лекция 4.  Культура РоссииПлан:1. Особенности российского типа культуры в мировом контексте.2. Периодизация и истоки

Слайд 21. Особенности российского типа культуры в мировом контексте
Исторические особенности:
«Восток –

Запад». Мессианское сознание
Христианско-православное начало культуры
Особая роль государственности в объединении русского

народа.
Культурная изоляция и последующая за ней интеграция с европейской культурой

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

1. Особенности российского типа культуры  в мировом контекстеИсторические особенности:«Восток – Запад». Мессианское сознаниеХристианско-православное начало культурыОсобая роль

Слайд 3 Традиционные установки русской культуры

Коллективизм как культурная норма
Бескорыстие, возвышение

духовности, осуждение склонности к накопительству
Культ государства
Русский патриотизм
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Традиционные установки  русской культуры   Коллективизм как культурная норма Бескорыстие, возвышение духовности,

Слайд 4Культура Древней Руси (IX-XIII вв.): архаический культ
Кафедра истории и

регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культура Древней Руси  (IX-XIII вв.): архаический культ Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 5Социокультурное значение принятия христианства:
- преодоление локальной замкнутости через контакт

с Византией;
- православие - духовная основа Руси;
- новые ценности,

новые формы жизни;
- каменное строительство, иконография, книжная миниатюр, переписка книг, литературный житийный жанр, переводы древнегреческих и византийских авторов;
- система образования при монастырях.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Кафедра истории и регионоведения

Социокультурное значение принятия христианства:- преодоление локальной замкнутости через  контакт с Византией; - православие - духовная основа

Слайд 6Двоеверие.

2. Стремление к одухотворенности, а не к

преобразованию внешнего мира.

3. Невмешательство православия в правовые

представления общества.

Собственные формы в художественной культуре;
отсутствие слепого заимствования:
- оригинальная русская литература
- каменное зодчество: многонефность, галереи, угловые башни, многоглавие, общая пирамидальная композиция,
- живопись (две линии): «грекофильствующая» и собственно русская.

Особенности христианства на Руси:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Кафедра истории и регионоведения

Двоеверие. 2.   Стремление к одухотворенности, а не к преобразованию внешнего мира. 3.   Невмешательство

Слайд 7Софийский собор в Киеве
(1037-1054)
Софийский собор в Новгороде
(1045-1050)
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Кафедра истории и

регионоведения

Софийский собор в Киеве (1037-1054)Софийский собор в Новгороде(1045-1050)КУЛЬТУРОЛОГИЯКафедра истории и регионоведения

Слайд 8  Московская Русь: содержание культурного феномена
Становление единой общенациональной культуры:
- синтез

достижений местных школ
«золотой век» живописи:
Феофан Грек, Андрей

Рублев, Дионисий
возрождение монументальных форм:
ансамбль Московского Кремля (Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марко Фрязин, Пьетро Солари),
- шатровый стиль
- книгопечатание
- продвижение русских землепроходцев на Восток, к берегам Тихого океана

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Кафедра истории и регионоведения

  Московская Русь:  содержание культурного феномена Становление единой общенациональной культуры: - синтез достижений местных школ «золотой

Слайд 9Феофан Грек.
Апостол
Андрей Рублев.
Троица
Дионисий.
Распятие

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Кафедра истории и регионоведения

Феофан Грек.АпостолАндрей Рублев.ТроицаДионисий.РаспятиеКУЛЬТУРОЛОГИЯКафедра истории и регионоведения

Слайд 10Шатровый стиль
Храм Василия Блаженного

Церковь Воскресения в селе Коломенском
Кафедра истории и

регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Шатровый стильХрам Василия БлаженногоЦерковь Воскресения в селе КоломенскомКафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 11Первая печатная книга – «Апостол»
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Первая печатная книга – «Апостол»Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 12  Русская культура от начала Нового времени

до Просвещения (XVII-XVIII)
Характерные черты:
-

дальнейшее обмирщение культуры;
- усиление разрыва между религиозным и эстетическим сознанием;
- развитие личностного творчества;
- европеизация, преодоление национальной замкнутости;
- ускорение темпов и усложнение общественного развития

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Кафедра истории и регионоведения

       Русская культура от начала Нового времени     до

Слайд 13 Распространение грамотности
Букварь В.Бурцева
Грамматика М.Смотрицкого
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Распространение грамотностиБукварь В.БурцеваГрамматика М.СмотрицкогоКафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 14 Славяно-греко-латинская академия
Первое высшее учебное заведение в России
Заиконоспасский монастырь
(1687-1814:

здесь находилась академия)
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Славяно-греко-латинская академияПервое высшее учебное заведение в РоссииЗаиконоспасский монастырь (1687-1814: здесь находилась академия)Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 15Московское (нарышкинское) барокко Храм Успения Пресвятой Богородицы
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Московское (нарышкинское) барокко Храм Успения Пресвятой БогородицыКафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 16XVIII век
Барокко
Доменико Трезини (ок.1670-1734)

Растрелли Ф.Б.
(1700-1771)
Кафедра

истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

XVIII векБароккоДоменико Трезини (ок.1670-1734) Растрелли Ф.Б.   (1700-1771)Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 17 Ф.Б.Растрелли. Екатерининский Дворец (901)
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Ф.Б.Растрелли.  	  Екатерининский Дворец (901)				Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 18Классицизм
А.Ринальди (ок.1710-1794)


Дж.Кваренги (1744-1818) Эрмитажный театр
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КлассицизмА.Ринальди (ок.1710-1794)Дж.Кваренги (1744-1818) Эрмитажный театрКафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 19Портрет
Никитин И.Н.
(ок.1690-1742).
Портрет Петра I
Левицкий Д.Г.
(ок.1735-1822)
Кафедра истории и

регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПортретНикитин И.Н. (ок.1690-1742). Портрет Петра IЛевицкий Д.Г. (ок.1735-1822)Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 20Лосенко А.П. (1737-1773)
Владимир и Рогнеда
И.И.Шувалов
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Лосенко А.П. (1737-1773)Владимир и РогнедаИ.И.ШуваловКафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 21Реформа алфавита
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Реформа алфавитаКафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 22Русское просвещение
Н.И.Новиков (1744-1818)
Русские просветители:
А.Д.Кантемир, М.М.Щербатов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, В.Н.Татищев,

М.В.Ломоносов.
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Русское просвещениеН.И.Новиков (1744-1818)Русские просветители:А.Д.Кантемир, М.М.Щербатов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов.Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 23 В.Н.Татищев (1686-1750)
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В.Н.Татищев (1686-1750)Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 24 Особенности русского Просвещения:
- отсутствие внутренних предпосылок,
-

французское Просвещение - светский характер,
русское

– не поднимало вопрос о существовании бога,
- европейское Просвещение – космополитично, русское – патриотично,
- гуманизм русского Просвещения – попытка усиления просветительской роли государства.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Особенности русского Просвещения:-  отсутствие внутренних предпосылок,-  французское Просвещение - светский характер,

Слайд 25«Золотой век» русской культуры (XIX в.)
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, М.И.Глинка, И.С.Тургенев, К.П.Брюллов,

Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, М.П.Мусоргский, Н.С.Лесков, П.И.Чайковский, Н.В.Гоголь.

Стили
Литература:
романтизм, реализм.
Архитектура:
классицизм,
эклектика.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

«Золотой век» русской культуры  (XIX в.)	А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, М.И.Глинка, И.С.Тургенев, К.П.Брюллов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, М.П.Мусоргский,

Слайд 26XIX век
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

XIX векКафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 27- рост национального самосознания,
- взаимодействие с европейской культурой,
- взаимовлияние

различных областей культуры: философии, литературы, музыки, живописи,
- взаимодействие между «высокой»

(профессиональной) и культурой народных масс (древнерусской),
- участие в культурном процессе представителей интеллигенции и разночинцев.

Причины культурного прогресса России:

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

- рост национального самосознания, - взаимодействие с европейской культурой,- взаимовлияние различных областей культуры: философии, литературы, музыки, живописи,-

Слайд 28 - отказ от «социального» человека, освобождение мышления от политики и

социальности,
- формирование нового менталитета,
- отход

от канонов классического искусства,
- тотальный индивидуализм,
- рождение религиозно-философского ренессанса


«Серебряный век»
(последняя четверть XIX-начало XX вв.):

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

- отказ от «социального» человека, освобождение мышления от политики и социальности,   - формирование нового менталитета,

Слайд 29

Художественные открытия и направления:
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
символизм, акмеизм, модернизм,

футуризм, авангардизм, неоантичность

Художественные открытия и направления:Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯсимволизм, акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность

Слайд 30«Старшие» символисты:
З.Гиппиус
(1869-1945)
В.Я.Брюсов
(1873-1924)
Ф.К.Сологуб
(1863-1927)
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

«Старшие» символисты:З.Гиппиус (1869-1945)В.Я.Брюсов (1873-1924)Ф.К.Сологуб(1863-1927)Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 31«Младший» символист
А.А.Блок
(1880-1921)
Акмеист
О.Мандельштам
(1891-1938)
Глава акмеизма
Н.С.Гумилев(1886-1921)
А.А.Ахматова(1889-1966)
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

«Младший» символистА.А.Блок(1880-1921)АкмеистО.Мандельштам(1891-1938)Глава акмеизмаН.С.Гумилев(1886-1921)А.А.Ахматова(1889-1966)Кафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Слайд 32 Два оригинальных течения в философии:
1. Самобытная русская философия:
Соловьев В.С.

Флоренский П.А.


Бердяев

Н.А.

2. Философия русского космизма:
Вернадский В.И.


Циолковский К.Э.



Федоров Н.Ф.
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Два оригинальных течения в философии: 1. Самобытная русская философия:Соловьев В.С.Флоренский П.А.Бердяев Н.А.2. Философия русского космизма:Вернадский В.И.Циолковский

Слайд 33Русский космизм
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935).
Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение

движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить

космическое пространство с помощью орбитальных станций.

Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903)
Глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому предлагал заселить другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Русский космизмКонстантин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых

Слайд 34 Философия русского космизма
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945): «Можно смотреть

поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы

его не выпустим»

В. И. Вернадский («Научная мысль как планетарное явление»): под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние — «ноосферу» (от слова «ноос» — разум).

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Философия русского космизмаВладимир Иванович Вернадский (1863—1945): «Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в

Слайд 35Ноосфера
Причины возникновения и сущность ноосферной культуры:

1. Человек осуществил «полный захват» биосферы для жизни. Лик Земли,

этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные стихии — вода, земля, воздух — захвачены человеком.
2. Важнейшее основание для возникновения «ноосферы» — объединение человечества. Равноправие, братство, единение всех людей являются прежде всего не нравственными требованиями, благими пожеланиями, а природным фактом. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.
3. Главной же силой создания «ноосферы» является наука,
становящаяся мощнейшей геологической и космической силой.

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

НоосфераПричины возникновения и сущность ноосферной культуры:     1. Человек осуществил «полный захват» биосферы для

Слайд 36 Особенности советской культуры:
- идеологизация,
- директивное утверждение единого художественного

метода,
- ограничение свободы творчества,
- аннигиляция

(уничтожение) культурных традиций,
- возведение массовой культуры в ранг официальной, - противоречивость, неоднозначность.  

Кафедра истории и регионоведения

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Особенности советской культуры: 	- идеологизация, 	- директивное утверждение единого художественного метода, 	- ограничение свободы творчества,

Слайд 37Всем
Кафедра истории и регионоведения
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Воспринимавшим этот спектр мнений
Спасибо за внимание и

терпение!

ВсемКафедра истории и регионоведенияКУЛЬТУРОЛОГИЯВоспринимавшим этот спектр мненийСпасибо за внимание и терпение!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика