Слайд 1Особенности социализации: стратификация, социальные статусы и роли
Слайд 2Включение индивида в различные группы, а также положение, которое он
занимает в каждой из них, зависит от таких социально-психологических феноменов,
как социальная стратификация человека, диапазон социальных статусов, характеристики социальных ролей.
Слайд 3Процесс социализации:
- процесс инкультурации
- процесс собственно усвоения, интернализации различных модусов
социального опыта.
- социализации как адаптации.
Слайд 4Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком
первых навыков и освоения речи, а заканчивается вместе с жизнью.
Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших или на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — это человек, компетентный в культуре (языке, ритуалах, ценностях и т.п.).
Слайд 5М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом
уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:
1) детство, когда происходит
освоение языка, норм и ценностей культуры;
2) зрелость, которая в отличие от предыдущего этапа носит прерывистый характер и касается только отдельных фрагментов культуры — изобретений, открытий, новых, пришедших извне, идей.
Слайд 6В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию трех видов:
1)
вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от
родителей к детям;
2) горизонтальную, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;
3) опосредованную, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике у окружающих его, помимо родителей, взрослых — родственников, старших членов общины, соседей и т.п.
Слайд 7Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания,
которое заложено в социальном влиянии на личность, и следовательно, механизмов
трансляции социального опыта: в этом случае социализация выступает как интернализация.
Слайд 8Две трактовки понятия интернализации:
1) в широком смысле она понимается
как синоним социализации;
2) в узком — как ее частная
вариативность, совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности.
Слайд 9Усваиваемый индивидом социальный опыт:
1) усвоении моделей поведения;
2) усвоении социальных значений
(символов, ценностей и установок).
Слайд 10интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой
модели (например, статуса значимости другого, чье поведение служит моделью);
успешность интернализации
индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его ближайшего социального окружения;
межиндивидуальные различия процесса поведенческой интернализации редки или же не рассматриваются исследователями;
наиболее популярным объектом исследования в данной области сегодня выступает полоролевое поведение.
Слайд 11интернализация социальных влияний, проявляющаяся в формировании личностных диспозиций, является многоуровневым
процессом;
интернализация является необратимым процессом (усвоенные ценности, установки, моральные представления меняются
лишь при условии изменения внешних социальных обстоятельств);
индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных требований на уровне личностных диспозиций, является добровольное социально утилитарное поведение;
основным фактором успешности данного процесса выступает степень осознанности интернализуемых влияний.
Слайд 12Для понимания социализации как адаптации характерно не акцентирование процессуальных ее характеристик,
а анализ социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов.
В качестве основного результата социализации выделяется формирование таких характеристик индивида, которые обеспечивают его нормативное функционирование.
Слайд 13Эта проблема по-разному предстает в различных теоретических ориентациях.
- с точки
зрения бихевиоризма адаптация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние
социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением.
Слайд 14- психоаналитические концепции при анализе адаптации направляют внимание на формирование
и развитие защитных механизмов личности, причем сам процесс адаптации выступает
как многоуровневый, а психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Так как проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит, выделяют и патологические защиты как неадекватную форму адаптации.
Слайд 15- интеракционистский подход рассматривает адаптацию как успешное выполнение личностью нормативного
ролевого репертуара и умение разрешать возникающие ролевые конфликты.
Слайд 16Два основных направления адаптации, выделение общей логики которых принадлежит 3.
Фрейду:
- аллопластическая (изменение мира под себя) и
- аутопластическая
(изменение себя под мир)
Слайд 17Факторы, определяющие успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям:
- способность человека
к изменению своих ценностных ориентаций и Я-концепции;
- умение находить
определенный баланс между своими ценностными ориентациями и социальной ролью;
- ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.
Слайд 18Биогенетическом подход к социализации - эволюционная теория
Ч. Дарвина и биогенетическая концепция
Э. Геккеля.
развитие личности, в том числе и социальное, определяется биогенетическими
факторами; соответственно многие типы социального поведения, например агрессия, обусловлены генетически;
для реализации биогенетической программы развития необходимы определенные социокультурные условия, наличие которых задает темп раскрытия врожденных задатков и способностей, но не влияет на само их наличие; развитие есть созревание в соответствии с внутренним планом;
развитие личности представляет собой последовательность определенных фаз, прохождение которых необратимо, т.е. возврат на предыдущую стадию оценивается как эволюционный регресс; переход со стадии на стадию есть скачок в развитии, т.е. его характерными особенностями являются прерывистость и внезапность изменений.
Слайд 19Социогенетический подход предполагает, что процесс социализации обусловлен культурным детерминизмом (развитие личности
определяется социокультурными условиями) и культурным релятивизмом (элементы культуры рассматриваются как
понятие условное, относительное).
Передача социокультурных элементов и стандартизация личности ставят своей целью именно обеспечение адаптации индивидов к их среде:
культуры различаются по степени непрерывности/дискретности процессов социализации, что заставляет усомниться в универсальности возрастных этапов развития для всех культур;
различные типы личности являются продуктом разных культур. Тем самым культура выполняет функцию стандартизации: интегрированные в личности социокультурные элементы становятся для человека нормой (стандартом) чувствования, мышления и действия;
социализация имеет и интегрирующую функцию: на основе сложившихся стандартов социального мышления и действия у человека формируется чувство «мы» — чувство принадлежности к данной социокультурной общности.
Слайд 20Интеракционистский подход объясняет феномен социализации через анализ взаимодействия человека со своим
социальным окружением. В центре внимания оказываются процессы становления ролевого поведения
и формирования Эго-структур.
Слайд 21Сторонники когнитивистского подхода к процессу социализации личности исходят из теории развития психолога
Ж. Пиаже, согласно которой психологические новообразования каждого возрастного этапа в
жизни индивида определяются развитием когнитивных процессов.
Слайд 22Основные механизмы социализации личности:
- Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека
с субъективно значимыми для него лицами, которыми являются родители, любимый
учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник того же или противоположного пола.
- Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.