Разделы презентаций


Особенности социализации: стратификация, социальные статусы и роли

Содержание

Включение индивида в различные группы, а также положение, которое он занимает в каждой из них, зависит от таких социально-психологических феноменов, как социальная стратификация человека, диапазон социальных статусов, характеристики социальных ролей.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Особенности социализации: стратификация, социальные статусы и роли

Особенности социализации: стратификация, социальные статусы и роли

Слайд 2Включение индивида в различные группы, а также положение, которое он

занимает в каждой из них, зависит от таких социально-психологических феноменов,

как социальная стратификация человека, диапазон социальных статусов, характеристики социальных ролей.
Включение индивида в различные группы, а также положение, которое он занимает в каждой из них, зависит от

Слайд 3Процесс социализации:
- процесс инкультурации
- процесс собственно усвоения, интернализации различных модусов

социального опыта.
- социализации как адаптации.

Процесс социализации:- процесс инкультурации- процесс собственно усвоения, интернализации различных модусов социального опыта.- социализации как адаптации.

Слайд 4Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком

первых навыков и освоения речи, а заканчивается вместе с жизнью.

Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших или на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — это человек, компетентный в культуре (языке, ритуалах, ценностях и т.п.).
Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается

Слайд 5М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом

уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:
1) детство, когда происходит

освоение языка, норм и ценностей культуры;
2) зрелость, которая в отличие от предыдущего этапа носит прерывистый характер и касается только отдельных фрагментов культуры — изобретений, открытий, новых, пришедших извне, идей.
М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:1)

Слайд 6В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию трех видов:
1)

вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от

родителей к детям;
2) горизонтальную, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;
3) опосредованную, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике у окружающих его, помимо родителей, взрослых — родственников, старших членов общины, соседей и т.п.
В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию трех видов:1) вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения,

Слайд 7Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания,

которое заложено в социальном влиянии на личность, и следовательно, механизмов

трансляции социального опыта: в этом случае социализация выступает как интернализация. 
Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии на личность,

Слайд 8Две трактовки понятия интернализации:
1) в широком смысле она понимается

как синоним социализации;
2) в узком — как ее частная

вариативность, совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности.
Две трактовки понятия интернализации: 1) в широком смысле она понимается как синоним социализации; 2) в узком —

Слайд 9Усваиваемый индивидом социальный опыт:
1) усвоении моделей поведения;
2) усвоении социальных значений

(символов, ценностей и установок).

Усваиваемый индивидом социальный опыт:1) усвоении моделей поведения;2) усвоении социальных значений (символов, ценностей и установок).

Слайд 10интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой

модели (например, статуса значимости другого, чье поведение служит моделью);
успешность интернализации

индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его ближайшего социального окружения;
межиндивидуальные различия процесса поведенческой интернализации редки или же не рассматриваются исследователями;
наиболее популярным объектом исследования в данной области сегодня выступает полоролевое поведение.
интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой модели (например, статуса значимости другого, чье поведение

Слайд 11интернализация социальных влияний, проявляющаяся в формировании личностных диспозиций, является многоуровневым

процессом;
интернализация является необратимым процессом (усвоенные ценности, установки, моральные представления меняются

лишь при условии изменения внешних социальных обстоятельств);
индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных требований на уровне личностных диспозиций, является добровольное социально утилитарное поведение;
основным фактором успешности данного процесса выступает степень осознанности интернализуемых влияний.
интернализация социальных влияний, проявляющаяся в формировании личностных диспозиций, является многоуровневым процессом;интернализация является необратимым процессом (усвоенные ценности, установки,

Слайд 12Для понимания социализации как адаптации  характерно не акцентирование процессуальных ее характеристик,

а анализ социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов.

В качестве основного результата социализации выделяется формирование таких характеристик индивида, которые обеспечивают его нормативное функционирование.
Для понимания социализации как адаптации  характерно не акцентирование процессуальных ее характеристик, а анализ социализационного процесса с точки зрения

Слайд 13Эта проблема по-разному предстает в различных теоретических ориентациях.
- с точки

зрения бихевиоризма адаптация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние

социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением.
 
Эта проблема по-разному предстает в различных теоретических ориентациях.- с точки зрения бихевиоризма адаптация понимается как процесс, посредством

Слайд 14- психоаналитические концепции при анализе адаптации направляют внимание на формирование

и развитие защитных механизмов личности, причем сам процесс адаптации выступает

как многоуровневый, а психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Так как проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит, выделяют и патологические защиты как неадекватную форму адаптации.
- психоаналитические концепции при анализе адаптации направляют внимание на формирование и развитие защитных механизмов личности, причем сам

Слайд 15- интеракционистский подход рассматривает адаптацию как успешное выполнение личностью нормативного

ролевого репертуара и умение разрешать возникающие ролевые конфликты.

- интеракционистский подход рассматривает адаптацию как успешное выполнение личностью нормативного ролевого репертуара и умение разрешать возникающие ролевые

Слайд 16Два основных направления адаптации, выделение общей логики которых принадлежит 3.

Фрейду:
- аллопластическая (изменение мира под себя) и
- аутопластическая

(изменение себя под мир)
Два основных направления адаптации, выделение общей логики которых принадлежит 3. Фрейду: - аллопластическая (изменение мира под себя)

Слайд 17Факторы, определяющие успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям:
- способность человека

к изменению своих ценностных ориентаций и Я-концепции;
- умение находить

определенный баланс между своими ценностными ориентациями и социальной ролью;
- ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.
Факторы, определяющие успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям:- способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-концепции;

Слайд 18Биогенетическом подход к социализации - эволюционная теория
Ч. Дарвина и биогенетическая концепция

Э. Геккеля.
развитие личности, в том числе и социальное, определяется биогенетическими

факторами; соответственно многие типы социального поведения, например агрессия, обусловлены генетически;
для реализации биогенетической программы развития необходимы определенные социокультурные условия, наличие которых задает темп раскрытия врожденных задатков и способностей, но не влияет на само их наличие; развитие есть созревание в соответствии с внутренним планом;
развитие личности представляет собой последовательность определенных фаз, прохождение которых необратимо, т.е. возврат на предыдущую стадию оценивается как эволюционный регресс; переход со стадии на стадию есть скачок в развитии, т.е. его характерными особенностями являются прерывистость и внезапность изменений.
Биогенетическом подход к социализации - эволюционная теорияЧ. Дарвина и биогенетическая концепция Э. Геккеля.развитие личности, в том числе и

Слайд 19Социогенетический подход предполагает, что процесс социализации обусловлен культурным детерминизмом (развитие личности

определяется социокультурными условиями) и культурным релятивизмом (элементы культуры рассматриваются как

понятие условное, относительное).
Передача социокультурных элементов и стандартизация личности ставят своей целью именно обеспечение адаптации индивидов к их среде:
культуры различаются по степени непрерывности/дискретности процессов социализации, что заставляет усомниться в универсальности возрастных этапов развития для всех культур;
различные типы личности являются продуктом разных культур. Тем самым культура выполняет функцию стандартизации: интегрированные в личности социокультурные элементы становятся для человека нормой (стандартом) чувствования, мышления и действия;
социализация имеет и интегрирующую функцию: на основе сложившихся стандартов социального мышления и действия у человека формируется чувство «мы» — чувство принадлежности к данной социокультурной общности.
Социогенетический подход предполагает, что процесс социализации обусловлен культурным детерминизмом (развитие личности определяется социокультурными условиями) и культурным релятивизмом (элементы

Слайд 20Интеракционистский подход объясняет феномен социализации через анализ взаимодействия человека со своим

социальным окружением. В центре внимания оказываются процессы становления ролевого поведения

и формирования Эго-структур.
Интеракционистский подход объясняет феномен социализации через анализ взаимодействия человека со своим социальным окружением. В центре внимания оказываются процессы

Слайд 21Сторонники когнитивистского подхода к процессу социализации личности исходят из теории развития психолога

Ж. Пиаже, согласно которой психологические новообразования каждого возрастного этапа в

жизни индивида определяются развитием когнитивных процессов.
Сторонники когнитивистского подхода к процессу социализации личности исходят из теории развития психолога Ж. Пиаже, согласно которой психологические новообразования каждого

Слайд 22Основные механизмы социализации личности:
- Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека

с субъективно значимыми для него лицами, которыми являются родители, любимый

учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник того же или противоположного пола.
- Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.
Основные механизмы социализации личности:- Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами, которыми

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика