Слайд 1НПА, регламентирующие отношения в сфере образования и науки и их
анализ
Яковлева Дарья,
ЭК – 082 – 16
Слайд 2Образование и наука в РФ
Органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность в
сфере образования и науки:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
- осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, а также научной, научно-технической и инновационной деятельности и развитию федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов.
Министерство просвещения Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти России в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых.
Слайд 3Функции правовых норм в сфере образования и науки:
Устанавливают:
типы образовательных организаций;
организационно-правовые формы организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
правовой статус участников образовательных
отношений;
социальные гарантии, предоставляемые обучающимся и преподавателям;
имущественные права образовательных организаций;
и другие.
Слайд 4Уровни нормативно-правового регулирования:
Слайд 5Международные акты:
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной
Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948
г.),
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года)
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)
Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО, подписанный в 1993г.
Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», принятая в мае 1997 г. в Лиссабоне (Лиссабонская конвенция по признанию)
Слайд 6Российские нормативные правовые акты:
Конституция РФ;
Гражданский Кодекс РФ;
Федеральный закон от 29.12.2012
N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации»
Иные
НПА в области образования:
Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ;
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ;
Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ;
Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" от 28.09.2010 N 244-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".
Слайд 7Всеобщая декларация прав человека
Статья 26 Всеобщей декларации прав человека гласит:
Каждый человек имеет право на образование.
Образование должно быть направлено
к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Слайд 8Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Статья 13 данного
пакта предписывает правительствам государств следующее:
Государства признают право каждого человека на
образование;
Государства признают, что для полного осуществления этого права:
начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;
среднее образование должно быть открыто и сделано доступным для всех;
высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех;
элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться;
должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней;
Государства обязуются уважать свободу родителей и законных опекунов выбирать учрежденные государственными властями школы и другие школы.
Слайд 9Конвенция о правах ребенка
Статья 28 предписывает:
Государства-участники признают право ребенка
на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права
на основе равных возможностей
Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.
Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения.
Слайд 10Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО
Слайд 11Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском
регионе»
Лиссабонская конвенция о признании расширила права европейских университетов в
вопросах признания зарубежных дипломов/квалификаций, ввела в действие адекватные современным требованиям механизмы и принципы осуществления признания документов об образовании
Слайд 12Конституция РФ
Статья 43 «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе
бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно»
Слайд 13Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
разъясняет правовое положение
организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
вводит новые организационно-правовые формы образовательных организаций
и их типы;
определяет инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, присмотр и уход за детьми, конфликт интересов педагогического работника и др.
Слайд 14Гражданский кодекс – определяет правовой статус юридических лиц, при осуществлении образовательной
деятельности, права и обязанности их участников.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г – закрепление основных гарантий прав детей.
Слайд 15Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г – определение прав и
обязанностей опекунов и попечителей
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г – меры социальной поддержки детей-сирот
Слайд 16Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г - правовое положение автономных
учреждений в сфере образования
Федеральный закон от 28 сентября 2009 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»
- исследования и разработки в сфере образования
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" - условия и порядок оказания платных образовательных услуг
Слайд 17Локальные нормативные правовые акты:
правила внутреннего распорядка,
положения о социальных выплатах,
правила
проживания в общежитиях,
графики учебного процесса
другие
Слайд 18Какой вывод можно сделать?
Развитие сферы образования и науки со стороны
нормативно-правового регулирования находится на достаточно высоком уровне, позволяющим охватить всевозможные
направления для последующего их контроля.