Разделы презентаций


Особенности внимания младших школьников презентация, доклад

Содержание

Продолжите фразу «Внимательный ребёнок – это ……..»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Особенности внимания младших школьников
Катунова Валерия Валерьевна
канд. биол. наук.,
доцент каф.

общей и клинической психологии «ПИМУ» Минздрава России

Особенности внимания младших школьниковКатунова Валерия Валерьевнаканд. биол. наук., доцент каф. общей и клинической психологии «ПИМУ» Минздрава России

Слайд 2Продолжите фразу
«Внимательный ребёнок – это ……..»

Продолжите фразу «Внимательный ребёнок – это ……..»

Слайд 3Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической

деятельности на каком-либо объекте восприятия или действии при одновременном отвлечении

от других

«Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера»
Л. С. Выготский 

«Внимание – как ворота для всего, что входит в душу. Мимо внимания ничто не проникает в душу человека – это факт. Следовательно, если воспитатель хочет что бы то ни было провести в душу воспитанника (а это единственный путь воспитания), то должен быть в состоянии обратить его внимание на желаемый предмет»
К. Д. Ушинский

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия или действии

Слайд 4
Непроизвольное (пассивное)
Произвольное
Послепроизвольное



Виды внимания:
Произвольное внимание – человек ставит перед собой сознательную

цель сконцентрироваться на чем-либо. В этом случае постановка и достижение

цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля.
Непроизвольное (пассивное)ПроизвольноеПослепроизвольноеВиды внимания:Произвольное внимание – человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо. В этом случае

Слайд 5Основные свойства внимания:
1. Объем внимания – это количества объектов, которые

одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.
2. Концентрация внимания

определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте.
3. Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.
4. Переключаемость внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой.
5. Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.
Основные свойства внимания:1. Объем внимания – это количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять,

Слайд 6Особенности внимания младших школьников
Внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным

характером. Для них внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им

трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале.
Их внимание отличается небольшим объемом (2-3 единицы), малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки — 40-45 минут).
Произвольное внимание недостаточно развито. Произвольность у детей 6-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению.
Быстрый рост непроизвольного внимания, развивающегося главным образом на почве интересов, в частности к учебным занятиям.
Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
Особенности внимания младших школьниковВнимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Для них внешние впечатления — сильный

Слайд 7Легко отвлекается на посторонние стимулы.
При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные

с негативным поведением или недостаточностью понимания).
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий

или во время игр.
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и одежду).
Допускает «досадные» ошибки, хотя знает правила.
Пропускает буквы, цифры и слова при письме, чтении.
Путает задания, выполняет не те упражнения.
Не следит за ходом урока.

Признаки невнимательности

Легко отвлекается на посторонние стимулы.При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). С трудом сохраняет

Слайд 8Нарушение настойчивости в выполнении целей и задач:
Часто неспособен удерживать внимание

на деталях: допускает ошибки в заданиях.
Обычно с трудом сохраняет внимание

при выполнении заданий или во время игр.
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий.
Трудности в противостоянии отвлекающим сигналом:
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Трудно выполнять несколько дел одновременно
Трудности в выполнении сложной или монотонной работы
Трудности возвращения к прерванному занятию:
Часто кажется, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Обычно избегает выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, домашней работы).
Нарушение оперативной памяти (запоминание что и как делать):
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

Дефицит внимания

Нарушение настойчивости в выполнении целей и задач:Часто неспособен удерживать внимание на деталях: допускает ошибки в заданиях.Обычно с

Слайд 9Нарушения внимания
Рассеянность внимания — это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном

в течение длительного времени.
Рассеянность может проявляться:
а) в неспособности к

сосредоточению;
б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Чрезмерная подвижность внимания — постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность внимания — малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Нарушения вниманияРассеянность внимания — это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться:а)

Слайд 11В нейропсихологии считается, что при СДВ(Г) поражаются в первую очередь

лобные доли коры больших полушарий, что приводит к нарушению исполнительных

функций.

Нейропсихология

— междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки (связь структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением).

В нейропсихологии считается, что при СДВ(Г) поражаются в первую очередь лобные доли коры больших полушарий, что приводит

Слайд 12Созревание мозга

Созревание мозга

Слайд 13- неврологическо-поведенческое расстройство развития. Проявляется такими симптомами, как трудность концентрации

внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
СДВ(Г)

- неврологическо-поведенческое расстройство развития. Проявляется такими симптомами, как трудность концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. СДВ(Г)

Слайд 14Зависимость симптомов от ситуации (по Е.К. Осину)
лучше
Приятные, развлекательные
Немедленные
Частая обратная связь
В

первую половину дня
Под контролем взрослых
Один на один
В новых ситуациях
С отцом
С

незнакомыми
В ситуации обследования у врача

хуже

Скучные ситуации
Отложенные последствия
Редкая обратная связь
Во вторую половину дня
Без контроля взрослых
В группе
В привычных ситуациях
С матерями
С родителями
В ожидании обследования

Зависимость симптомов от ситуации (по Е.К. Осину)лучшеПриятные, развлекательныеНемедленныеЧастая обратная связьВ первую половину дняПод контролем взрослыхОдин на одинВ

Слайд 15Несформированность или значительное нарушение структуры деятельности.
Тенденция к снижению темпа деятельности

в процессе работы,
Трудности, связанные с распределением внимания между речью

и практическим действием
Общий инфантилизм в поведении ребёнка, то есть, выраженное отставание в поведении и реакциях на окружающее.
Конфликтность с окружающими, трудность в формировании позитивных отношений.
Низкий уровень мотивации достижения.
Высокий уровень избегания неудач.
Высокий уровень личностной тревожности.
Негативизм к сложным действиям.

Последствия закрепления невнимательности

Несформированность или значительное нарушение структуры деятельности.Тенденция к снижению темпа деятельности в процессе работы, Трудности, связанные с распределением

Слайд 16Непонимание
Неадекватные претензии
Неадекватные советы и требования

Родители
Педагоги
Воспитатели
Неадекватные реакции
Неадекватные методы
Неадекватные требования
Дети с СДВГ
Низкая

самооценка
Повышенная утомляемость
Низкая работоспособность
Трудности в обучении письму и чтению
Нарушение взаимопонимания
Повышенная

тревожность
Страхи
НепониманиеНеадекватные претензииНеадекватные советы и требованияРодителиПедагогиВоспитателиНеадекватные реакцииНеадекватные методыНеадекватные требованияДети с СДВГНизкая самооценкаПовышенная утомляемостьНизкая работоспособность Трудности в обучении письму

Слайд 18Основные принципы развития внимания:
1. Деятельности – любое развитие происходит в

деятельности.
2. Психологической комфортности.
3. Сотрудничества педагога со школьной психологической службой и

родителями.
4. Индивидуальности.
5. Последовательности постепенного усложнения.
6. Поэтапности – сначала включать упражнения для развития объема и концентрации внимания, затем устойчивости и распределения, переключаемости интенсивности.
7. Цикличности – включать развивающие упражнения в уроки необходимо определенными циклами, продолжительность которых в среднем 2 месяца. Повторять 2-3 раза в месяц.

Основные принципы развития внимания:1. Деятельности – любое развитие происходит в деятельности.2. Психологической комфортности.3. Сотрудничества педагога со школьной

Слайд 19Основные техники:
«Думай вслух – думай заранее!»,
«Планирование – Действие –

Контроль»,
«Оцени свой результат».
При высказывании требований важно:
- высказывать свои пожелания

не как просьбу, а как требование;
действительно иметь это в виду и хотеть, чтобы просьба была выполнена;
спланировать поощрение;
не давать сразу несколько команд;
убедиться, что ребенок обратил на вас внимание и услышал вас;
убрать все помехи;
попросить ребенка повторить команду.
Метод корректирующего обучения:
остановите неправильное поведение; сообщите «последствие»;
опишите желаемый результат – то поведение, которое вы хотите, чтобы ребенок демонстрировал в подобных ситуациях;
создать карточки со стадиями выполнения работы и требованиями к результату;
потренируйте желаемое поведение.

Основные техники развития внимания:

Основные техники: «Думай вслух – думай заранее!»,«Планирование – Действие – Контроль»,«Оцени свой результат».При высказывании требований важно: -

Слайд 20Основные направления работы:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.
2.

Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

В

основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут задания, которые Вы предлагаете вашему ребёнку, тем больше успешность развития произвольного внимания.
Основные направления работы:1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность

Слайд 21Ориентировочные карточки

Ориентировочные карточки

Слайд 22Структурирование;
Визуализирование, либо полисенсорность;
Поэтапность;
Стабильность.

Метод внешних опор

Структурирование;Визуализирование, либо полисенсорность;Поэтапность;Стабильность.Метод внешних опор

Слайд 23Тренировка внимания

Тренировка внимания

Слайд 24Найти отличия

Найти отличия

Слайд 25Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания.
5, 8,

1, 6, 4, 12, 7, 2, 1. 8, 10, 4,

3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42

Расстановка букв в определённом порядке
(алфавитном)

С В А Я О К Б Ю Г П Э М И Р Ц Т Н Д 3 Е Л
Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания.  5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1.

Слайд 26Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.
    ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Разделить «склеенные»

между собой предложения.
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ


Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.    ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНОРазделить «склеенные» между собой предложения. БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ

Слайд 271.     сколько раз встречается буква «А»?
2.     сколько раз встречается буква «Б»?
3.     сколько раз

встречается буква «В»?
4.     сколько раз встречается буква «И»?
5.     сколько раз встречается буква

«К»?
6.     сколько раз встречается буква «Л»?
7.     сколько раз встречается буква «М»?
8.     сколько раз встречается буква «Н»? и т. д.
 
 
1.     сколько раз встречается буква «А»?2.     сколько раз встречается буква «Б»?3.     сколько раз встречается буква «В»?4.     сколько раз встречается буква «И»?5.     сколько

Слайд 28 Отделение в сплошном тексте слов  друг от друга.
Отделите, друг

от друга слова и составьте из них пословицу.



ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ
(Труд всегда

даёт, а лень только берёт)
 Отделение в сплошном тексте слов  друг от друга. Отделите, друг от друга слова и составьте из них

Слайд 29Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв.


 ЕНАЛССТАДЕЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРСУСОКГАТА ЛИММОДОРАКЛАТИМОР

Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв. ЕНАЛССТАДЕЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРСУСОКГАТА ЛИММОДОРАКЛАТИМОР

Слайд 30Методика «Исправь ошибки» (на любом этапе урока) для развития устойчивости

внимания


В парке.
В суботу мы гуляли в парке. Вот алея берёз

и лип. Летом там жужжали пчёлы. Хороши русские берёзы.

Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
Методика «Исправь ошибки» (на любом этапе урока) для развития устойчивости вниманияВ парке.В суботу мы гуляли в парке.

Слайд 31Для развития слухового внимания

1.        Мы собираем васильки,
На головах у нас щенки.        (венки)

2.        На

островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран,    (банан)

3.        У вратаря

большой улов,
       Влетело в сетку пять волов.        (голов)

БУЛКА - в одной из сказок Пушкина она грызёт золотые орешки.
ТРУС - без него не выловишь и рыбку из пруда.
ТЕНЬ - время суток между утром и вечером.
НОТА - жильё лисы.
СОР - его в известной басне выронила ворона.
Для развития слухового внимания1.        Мы собираем васильки,На головах у нас щенки.        (венки)2.        На островок налетел ураган,На пальме остался последний баран,

Слайд 34Корректурные пробы

Корректурные пробы

Слайд 36«Сделай по образцу»

«Сделай по образцу»

Слайд 37«Найди предметы»

«Найди предметы»

Слайд 38«Лабиринты»

«Лабиринты»

Слайд 39«Разведчики» (шифр)

«Разведчики» (шифр)

Слайд 40Графические диктанты

Графические диктанты

Слайд 41Точная копия

Точная копия

Слайд 42Рисование по клеткам

Рисование по клеткам

Слайд 43Расшифруй слово

Расшифруй слово

Слайд 44Работа с картами и схемами

Работа с картами и схемами

Слайд 45Ручной труд

Ручной труд

Слайд 46Спасибо за внимание!
Какое внимание сейчас имеется в виду?



Ваши вопросы

Спасибо за внимание!Какое внимание сейчас имеется в виду?Ваши вопросы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика