Слайд 1от англ. Sentimental – чувствительный,
фр. Sentiment– чувство
Слайд 2Россия
Европа
Вторая половина XVIII века:
Франция: Ж.Ж. Руссо.
Англия:
Л. Стерн,
С. Ричардсон.
Германия: И.В. Гете.
Последняя четверть XVIII в., расцвет – 90-е годы XVIII в. - 1800-е годы:
Г. Державин,
А. Радищев,
Н. Карамзин,
В. Жуковский.
Слайд 3Жан-Жак Руссо
(1712 – 1778)
Автор книг «Юлия, или новая Элоиза», «Эмиль,
или о воспитании», «Исповедь». В своих книгах Руссо с небывалой
откровенностью рассказывал о внутренней жизни героев.
Руссо выдвинул идеи общественного договора, естественного человека, пагубного влияния цивилизации на душу, считал, что гармония возможна только в союзе с природой.
Слайд 4Ричардсон Сэмюэл
Ведущими жанрами становятся романы (часто в письмах), дневники, путешествия.
В драматургии появляется жанр мещанской драмы. В лирике на первый
план выдвигается элегия.
Писателей интересуют чувства частного человека. Часто главным героем произведения становится женщина, как в романе С. Ричардсона «Клариссса Гарлоу».
Слайд 5Лоренс Стерн
(1713 – 1768)
Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» и
повесть «Сентиментальное путешествие» - не только явление эпохи сентиментализма, они
оказали мощное воздействие на литературу XIX – XX веков.
Слайд 6Жизнь и смерть героя раннего романа Гете молодого мещанина Вертера
ничего не значили для государства, но читатели плакали над его
несчастной судьбой.
Иоганн Вольфганг Гете
Слайд 7Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.
Резко противопоставляется деревня
(средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной
жизни, суеты).
Новые герои – «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки).
Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному переживанию.
Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.
Слайд 8Основная тематика – любовная.
Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, в
лирике – идиллия или пастораль. Эпистолярный жанр.
Идейная основа – протест
против испорченности аристократического общества.
Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.
Слайд 12Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке
Подчеркнутая
субъективность подхода к миру
Культ чувств
Культ природы
Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности
Утверждается
богатый духовный мир представителей низших сословий.
Слайд 13Особенности русского сентиментализма
Сильная дидактическая установка
Выраженный просветительский характер
Активное совершенствование литературного языка
посредством введения в него разговорных форм
Слайд 14Г.Р.Державин
(1743 – 1816)
Сам поэт считал себя последователем Ломоносова, однако на
деле разрушал в своих одах поэтику классицизма и утверждал новую
эстетику, в которой личность занимает особое место.
Слайд 15А.Н.Радищев
(1749 – 1802)
Главная книга Радищева – «Путешествие из Петербурга в
Москву» – выдержана в духе Л.Стерна во всем, хотя в
ней и нет неподражаемого юмора английского писателя.
Слайд 16В.А.Жуковский
(1783 – 1852)
Поэт и переводчик.
Начинал с подражаний английским сентименталистам
(элегии «Вечер», «Сельское кладбище»). Сделал значительный вклад в развитие русского
романтизма.
Слайд 17Н.М. Карамзин
(1766 – 1826)
Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792)
и повести «Бедная Лиза» (1792) открыли в России эпоху сентиментализма
Слайд 18«БЕДНАЯ ЛИЗА»
Психологизм – главное художественное открытие Карамзина. Автор сознательно создавал
ощущение реальности описанного, он прямо обращался к читателю, видел в
нем друга. Рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле.
Образ Лизы – поэтический, нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности.
Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству.
Герои , как и живые люди, любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются.
Слайд 19Литературные особенности сентиментализма
Представления сентименталистов о внутренней, психической жизни человека
еще примитивны, но они первые, кто всерьез обратил на это
внимание; внешний по отношению к герою мир рассматривается как повод для эмоций.
От читателя теперь требуется не усвоение назидания (извлечение морали), а сострадание герою, сопереживание.
В плане языка сентименталисты ориентируются на средний стиль, популярными становятся восклицания, вздохи, риторические вопросы; особое внимание уделяется пунктуации (восклицательные знаки, многоточия); иногда используются совершенно новые, неязыковые средства извлечения эмоций из читателя (черные и белые страницы и т.д.).