Разделы презентаций


Отечественные теории научения

Содержание

План: Общие положения теорий научения; Проблемы теорий научения; Категории «научение», «обучение», «учение»; Ассоциативная модель научения И.П.Павлова; Концепция Л.С. Выготского; Теория научения умениям Н.А. Менчинской и Д.Н.Богоявленского;

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Отечественные теории научения
лекция

Отечественные теории научениялекция

Слайд 2План:
Общие положения теорий научения;
Проблемы теорий научения;
Категории «научение»,

«обучение», «учение»;
Ассоциативная модель научения И.П.Павлова;
Концепция Л.С. Выготского;
Теория

научения умениям Н.А. Менчинской и Д.Н.Богоявленского;


План: Общие положения теорий научения; Проблемы теорий научения; Категории «научение», «обучение», «учение»; Ассоциативная модель научения И.П.Павлова; Концепция

Слайд 3Литература
Выготский Л.С. «Педагогическая психология»;
Зимняя И.А. «Педагогическая психология»;
М.В. Матюхина «Возрастная и

педагогическая психология»;
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.

Петровского.
Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология».

Литература Выготский Л.С. «Педагогическая психология»;Зимняя И.А. «Педагогическая психология»;М.В. Матюхина «Возрастная и педагогическая психология»; Возрастная и педагогическая психология

Слайд 4Вопрос 1: Общие положения теорий научения
Р.Г. Аверкин выделил общие положения:

Научение – это постепенное или скачкообразное изменение поведения.
Научение -

это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма, хотя развитие всегда сопровождается научением. 
Вопрос 1: Общие положения теорий наученияР.Г. Аверкин выделил общие положения: Научение – это постепенное или скачкообразное изменение

Слайд 5Научением не является изменение поведения при утомлении или в результате

употребления психоактивных веществ.
Упражнение улучшает процесс научения.
Видовая принадлежность организма определяет возможности

его научения .

Вопрос 1: Общие положения теорий научения

Научением не является изменение поведения при утомлении или в результате употребления психоактивных веществ.Упражнение улучшает процесс научения.Видовая принадлежность

Слайд 6Вопрос 2: проблемы теорий научения
Проблема соотношения и разграничения понятий

«научение», «учение», «обучение»;
Проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития;
Проблема

выявления общих законов и закономерностей научения;
Проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения.
Вопрос 2: проблемы теорий научения Проблема соотношения и разграничения понятий «научение», «учение», «обучение»;Проблема соотношения и разграничения эффектов

Слайд 7Вопрос 3: категории «научение», «обучение», «учение»
Научение – это форма

целесообразного изменения поведения индивида под влиянием опыта (Л.Б.Ительсон)
Обучение -

целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Учение – это процесс систематического овладения ЗУН, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности.
Вопрос 3: категории «научение», «обучение», «учение» Научение – это форма целесообразного изменения поведения индивида под влиянием опыта

Слайд 8Вопрос 3: категории «научение», «обучение», «учение»
Данную триаду понятий ученые трактуют

по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и Н.Ф. Талызиной таковы: 
А.К.

Маркова:
рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но прежде всего обращает внимание на автоматизированный уровень навыков;
обучение трактует с общепринятой точки зрения - как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний;
учение представляет как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.
Вопрос 3: категории «научение», «обучение», «учение»Данную триаду понятий ученые трактуют по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и

Слайд 9Н.Ф. Талызина:
 придерживается существовавшей в советский период трактовки понятия "научение" -

применение рассматриваемого понятия исключительно к животным;
обучение рассматривается ею только

как деятельность учителя по организации педагогического процесса, а учение - как деятельность ученика, включенного в учебный процесс .

Вопрос 3: категории «научение», «обучение», «учение»

Н.Ф. Талызина: придерживается существовавшей в советский период трактовки понятия

Слайд 10Вопрос 4: ассоциативная модель научения И.П.Павлова
Сущность: в освоении животными

новых биологически значимых свойств вещей и окружающего мира.
Содержание научения:

образование связей между сигналами о свойствах вещей и явлений ,поступающими в мозг;
Поведение управляется теми сигналами о свойствах внешнего мира ,которые имеют значение для организма.

Вопрос 4: ассоциативная модель научения И.П.Павлова Сущность: в освоении животными новых биологически значимых свойств вещей и окружающего

Слайд 11Вопрос 5: Концепция Л.С. Выготского;
Разработал теорию развития психики ,понятийного

мышления, речи ,связи обучения и развития, где первое должно опережать

и вести за собой второе;

Ввел понятия: «Зона ближайшего развития», «новообразование», «социальная ситуация развития»;
Вопрос 5: Концепция Л.С. Выготского; Разработал теорию развития психики ,понятийного мышления, речи ,связи обучения и развития, где

Слайд 12Вопрос 6: Теория научения умениям Н.А. Менчинской и Д.Н.Богоявленского;
суть

сводиться к формированию у учащихся способов регулирования своих действий и

поведения в соответствии с поставленной целью и структурой конкретной ситуации.

содержанием умений является освоение операций и действий, необходимых для выявления в конкретной проблемной ситуации известных ученику общих отношений, а также особенностей их проявления в задаче;

Вопрос 6: Теория научения умениям Н.А. Менчинской и Д.Н.Богоявленского; суть сводиться к формированию у учащихся способов регулирования

Слайд 13Вопрос 6: Теория научения умениям Н.А. Менчинской и Д.Н.Богоявленского;
определение

на этой основе идеальных и практических действий, нужных для ее

решения;

Исполнения этих действий в форме последовательности ,соответствующей особенностям ситуации.
Вопрос 6: Теория научения умениям Н.А. Менчинской и Д.Н.Богоявленского; определение на этой основе идеальных и практических действий,

Слайд 14Обрати внимание
Научение рассматривается также как результат обучения и учения. Это

происходит в том случае, если перед человеком ставится специальная задача

целенаправленного систематического научения. Обучение и учение поэтому - разновидности специально организованной деятельности научения, имеющие собственную природу и сущность.

Обрати вниманиеНаучение рассматривается также как результат обучения и учения. Это происходит в том случае, если перед человеком

Слайд 15Резюме
Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой

(от простейших до человека как высшей формы ее организации в

условиях Земли).
Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.
Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях.
РезюмеНаучение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы

Слайд 16Научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения

и деятельности, их фиксации и/или модификации.
Существует множество теорий научения.

В каждой из них можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого явления. Согласно одним теориям, в процессах учения и научения существует единый механизм обучения (как у человека, так и у животных); другие теории рассматривают учение и научение как различные механизмы.
Существует ряд актуальных проблем, требующих дальнейшего изучения.

Резюме

Научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Существует

Слайд 17Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и

интеллектуальное. Каждый вид научения можно разделить на два подвида: рефлекторный;

когнитивный.
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам - игра, учение, труд. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры.
Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций.


Резюме

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Каждый вид научения можно разделить на

Слайд 18Домашнее задание
Подготовить доклад на тему: «Отечественные психологические теории обучения». Необходимо

выбрать одну теорию и рассказать о ней.

Требования:
Работа принимается только в

печатном виде:
объем не менее 3-х страниц
наличие титульного листа
наличие списка использованной литературы и ресурсов


Домашнее заданиеПодготовить доклад на тему: «Отечественные психологические теории обучения». Необходимо выбрать одну теорию и рассказать о ней.Требования:Работа

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика