Слайд 1Отечественные теории научения
лекция
Слайд 2План:
Общие положения теорий научения;
Проблемы теорий научения;
Категории «научение»,
«обучение», «учение»;
Ассоциативная модель научения И.П.Павлова;
Концепция Л.С. Выготского;
Теория
научения умениям Н.А. Менчинской и Д.Н.Богоявленского;
Слайд 3Литература
Выготский Л.С. «Педагогическая психология»;
Зимняя И.А. «Педагогическая психология»;
М.В. Матюхина «Возрастная и
педагогическая психология»;
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.
Петровского.
Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология».
Слайд 4Вопрос 1: Общие положения теорий научения
Р.Г. Аверкин выделил общие положения:
Научение – это постепенное или скачкообразное изменение поведения.
Научение -
это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма, хотя развитие всегда сопровождается научением.
Слайд 5Научением не является изменение поведения при утомлении или в результате
употребления психоактивных веществ.
Упражнение улучшает процесс научения.
Видовая принадлежность организма определяет возможности
его научения .
Вопрос 1: Общие положения теорий научения
Слайд 6Вопрос 2: проблемы теорий научения
Проблема соотношения и разграничения понятий
«научение», «учение», «обучение»;
Проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития;
Проблема
выявления общих законов и закономерностей научения;
Проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения.
Слайд 7Вопрос 3: категории «научение», «обучение», «учение»
Научение – это форма
целесообразного изменения поведения индивида под влиянием опыта (Л.Б.Ительсон)
Обучение -
целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Учение – это процесс систематического овладения ЗУН, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности.
Слайд 8Вопрос 3: категории «научение», «обучение», «учение»
Данную триаду понятий ученые трактуют
по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и Н.Ф. Талызиной таковы:
А.К.
Маркова:
рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но прежде всего обращает внимание на автоматизированный уровень навыков;
обучение трактует с общепринятой точки зрения - как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний;
учение представляет как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.
Слайд 9Н.Ф. Талызина:
придерживается существовавшей в советский период трактовки понятия "научение" -
применение рассматриваемого понятия исключительно к животным;
обучение рассматривается ею только
как деятельность учителя по организации педагогического процесса, а учение - как деятельность ученика, включенного в учебный процесс .
Вопрос 3: категории «научение», «обучение», «учение»
Слайд 10Вопрос 4: ассоциативная модель научения И.П.Павлова
Сущность: в освоении животными
новых биологически значимых свойств вещей и окружающего мира.
Содержание научения:
образование связей между сигналами о свойствах вещей и явлений ,поступающими в мозг;
Поведение управляется теми сигналами о свойствах внешнего мира ,которые имеют значение для организма.
Слайд 11Вопрос 5: Концепция Л.С. Выготского;
Разработал теорию развития психики ,понятийного
мышления, речи ,связи обучения и развития, где первое должно опережать
и вести за собой второе;
Ввел понятия: «Зона ближайшего развития», «новообразование», «социальная ситуация развития»;
Слайд 12Вопрос 6: Теория научения умениям Н.А. Менчинской и Д.Н.Богоявленского;
суть
сводиться к формированию у учащихся способов регулирования своих действий и
поведения в соответствии с поставленной целью и структурой конкретной ситуации.
содержанием умений является освоение операций и действий, необходимых для выявления в конкретной проблемной ситуации известных ученику общих отношений, а также особенностей их проявления в задаче;
Слайд 13Вопрос 6: Теория научения умениям Н.А. Менчинской и Д.Н.Богоявленского;
определение
на этой основе идеальных и практических действий, нужных для ее
решения;
Исполнения этих действий в форме последовательности ,соответствующей особенностям ситуации.
Слайд 14Обрати внимание
Научение рассматривается также как результат обучения и учения. Это
происходит в том случае, если перед человеком ставится специальная задача
целенаправленного систематического научения. Обучение и учение поэтому - разновидности специально организованной деятельности научения, имеющие собственную природу и сущность.
Слайд 15Резюме
Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой
(от простейших до человека как высшей формы ее организации в
условиях Земли).
Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.
Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях.
Слайд 16Научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения
и деятельности, их фиксации и/или модификации.
Существует множество теорий научения.
В каждой из них можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого явления. Согласно одним теориям, в процессах учения и научения существует единый механизм обучения (как у человека, так и у животных); другие теории рассматривают учение и научение как различные механизмы.
Существует ряд актуальных проблем, требующих дальнейшего изучения.
Резюме
Слайд 17Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и
интеллектуальное. Каждый вид научения можно разделить на два подвида: рефлекторный;
когнитивный.
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам - игра, учение, труд. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры.
Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций.
Резюме
Слайд 18Домашнее задание
Подготовить доклад на тему: «Отечественные психологические теории обучения». Необходимо
выбрать одну теорию и рассказать о ней.
Требования:
Работа принимается только в
печатном виде:
объем не менее 3-х страниц
наличие титульного листа
наличие списка использованной литературы и ресурсов