Слайд 1
"Отец русского театра»
Александр Николаевич
Островский
1823-1886
Слайд 2Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь
Слайд 3А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего
за границу и занимающегося своим бизнесом.
Слайд 4Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее
домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский,
немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский языки.
Детство и юность
Слайд 5В 1840—43 гг. - учился на юридическом факультете Московского университета.
Слайд 7 «Вы один достроили здание, в основание которого
положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после
вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров
Слайд 8Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где
основные "клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все
это нашло отражение в пьесах Островского.
Создано 48 произведений,
в которых действуют 547 героев.
Слайд 9 "Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с
комическим", -- писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя,
героя с "горячим сердцем",
честного, прямодушного
Слайд 10Одна за другой появляются пьесы: "Бедность не порок", "Не в
свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты
и поклонники", "Без вины виноватые" и другие.
"И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", -- говорит героиня пьесы "Воспитанница".
«Ничего я не боюсь" -- вот главное в новом герое Островского.
Слайд 11 "Лес" (1870) - пьеса ставит вечные вопросы
человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
Слайд 12"Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором
тоже господствуют материальные отношения
Слайд 13«Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые
в драме "Гроза".
Слайд 14Особенности стиля Островского
1. Говорящие фамилии
Пьеса Островского — “Без вины виноватые”.
Увидев фамилию Незнамов, читатель сразу понимает, что речь идет о
человеке, который не знает своего прошлого. «Незнам» в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.
Слайд 152. Своеобразие названий пьес
Бедность не порок.
Без вины
виноватые.
В чужом пиру похмелье
Грех да беда на кого
не живет
За чем пойдешь, то и найдешь
На всякого мудреца довольно простоты.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Не в свои сани не садись
Не все коту масленница.
Слайд 16Своеобразие названий
(часто из русских пословиц и поговорок)
Не
так живи, как хочется
Правда - хорошо, а счастье лучше.
Праздничный сон - до обеда
Светит, да не греет
Свои люди - сочтемся.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай!.
Сердце не камень.
Старый друг лучше новых двух
Конец - делу венец
Слайд 17Особенности стиля Островского
Значимость первой реплики героя
«Подготовленное появление» героев: главные герои
появляются не сразу, о них вначале говорят другие.
Своеобразие речевой
индивидуализированной характеристики героев А.Н.Островского
Слайд 18Целью Островского является «исправление нравов»
КАТАРСИС— нравственное очищение, возвышение души через
искусство, возникающее в процессе сопереживания и сострадания.