Слайд 1Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
Слайд 2
Статья 38. Право на получение информации
Граждане имеют право на
оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности
государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
(от 09.02.2009 N 10-ФЗ)
Слайд 3Статья 38. Право на получение информации
Госорганы предоставляют сведения
по запросам
редакций
путем проведения пресс-конференций
рассылки справочных и статистических материалов и
в иных
формах.
Слайд 4Статья 39. Запрос информации
Редакция имеет право
запрашивать информацию о деятельности государственных
органов,
как в устной, так и в письменной форме.
информацию
обязаны предоставлять руководители указанных органов, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Слайд 5Запрос направляется
редакцией, что предполагает необходимость его оформления на бланке,
с соответствующими подписью и печатью.
не обязательно указывать, для
чего понадобились те или иные сведения, т.е.
редакция не должна обещать, что полученные данные будут использованы в материале
Слайд 6Запрос подаётся
либо руководителю государственного органа, либо в адрес организации
или общественного объединения, либо
в пресс-службу этого органа.
необходимо убедиться,
что запрос дошёл до адресата, потому что все остальные сроки в процедуре ведут отсчёт именно с момента его получения, т.е.
необходимо иметь доказательство того, что запрос, действительно, получен (телеграмма с уведомлением о вручении, расписка канцелярии в получении письма и т.п.)
Слайд 7На запрос должны ответить
в течение семи (календарных, а не
рабочих!) дней,
причём если он был подан в письменной форме,
то и ответить вам должны письменно.
Слайд 8Уведомление об отсрочке
в предоставлении информации
должно быть получено редакцией в
трёхдневный срок
с указанием причин отсрочки,
нового срока предоставления запрашиваемой
информации (законом этот срок не ограничен) и
фамилии ответственного лица.
Слайд 9Причины отсрочки
могут быть самые разные. Например,
запрос направляется в
министерство в Москву, а папка с информацией находится в подмосковном
архиве. Ближайшая машина будет направлена туда через пять дней, поэтому необходимую информацию смогут предоставить только через неделю.
Если редакция считает обоснования причины отсрочки законными, ей остаётся только ждать ответа по существу запроса.
Слайд 10Отказ в предоставлении информации
должен быть дан только в письменной форме
и обязательно должен быть мотивированным.
Уведомление об отказе также обязаны
вручить в трёхдневный срок.
Слайд 11ПРИМЕР
Отказа в предоставлении информации
«В ответ на ваш запрос
от такого-то числа предоставить информацию о количестве бомбоубежищ в Чеховском
районе Московской области сообщаю о своем решении отказать в предоставлении этих сведений в связи с тем, что такая информация охраняется в соответствии со статьёй 5 Закона РФ "О государственной тайне" (подпись, дата)».
Слайд 12Мотивировка отказа
в уведомлении должна быть ссылка на конкретные положения того
или иного закона, на основании которого запрашиваемые сведения не могут
быть предоставлены.
Если можно предоставить лишь часть информации, орган, получивший запрос, должен отделить секретную часть от несекретной и вторую отправить в редакцию.
Слайд 13Немотивированный отказ
редакции могут вообще не ответить.
Отсутствие ответа необходимо рассматривать
как неправомерный отказ в предоставлении информации, который возможно обжаловать.
Слайд 14Неправомерный отказ
в предоставлении информации можно обжаловать
если редакция, запросившая данную
информацию, не согласна с любым из четырёх действий чиновника:
если
он не отвечает;
даёт неполную или искаженную информацию;
необоснованно просит об отсрочке;
необоснованно отказывает в предоставлении информации.
Слайд 15Отказ в предоставлении информации
В каждом из этих случаев редакция может
обратиться к начальству этого чиновника или, если это не поможет,
– в суд.
В суде заявитель должен сам доказать факт действий (решений), в результате которых были нарушены права граждан (читателей, радиослушателей, телезрителей) на получение информации (через СМИ).
Слайд 16Через суд
Если редакция сумеет доказать факт реальных убытков или упущенной
выгоды, возможно их возмещение виновным государственным органом или его должностным
лицом (ст. 15 и 16 ГК РФ) в результате его бездействия
Под бездействием понимается также и неисполнение в установленные сроки и в определённом порядке обязанностей, возложенных на соответствующий орган (например, несовершение действий).
практически доказать это довольно сложно.
Слайд 17Ответственность виновных
Дисциплинарная
ст. 58 ЗоСМИ
Административная
ст. 5.39 КоАП
Гражданская ст. 15,
16 ГК
Уголовная ст. 140 УК
Слайд 18
Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
Ущемление свободы массовой
информации, то есть
воспрепятствование в какой бы то ни было
форме со стороны
граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений
законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции СМИ, а также журналистов, в том числе посредством:
Слайд 19
Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
осуществления цензуры;
вмешательства в
деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;
незаконного прекращения либо приостановления деятельности
СМИ;
нарушения права редакции на запрос и получение информации;
незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;
принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;
Слайд 20
Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
установления ограничений на
контакты с журналистом и передачу ему информации,
за исключением сведений,
составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет
уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Слайд 21
Статья 5.39. КоАП
Отказ в предоставлении информации
Неправомерный отказ в предоставлении
гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от
него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено ФЗ,
несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
от 01.07.2017 N 146-ФЗ
Слайд 22Статья 15. Возмещение убытков
ГК РФ ч. 1 от 30.11.1994 N
51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного
возмещения причиненных ему убытков
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Слайд 23Статья 16. Возмещение убытков
ГК РФ ч. 1 от 30.11.1994 N
51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
Убытки, причиненные гражданину или юр. лицу в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом муниципальным образованием.
Слайд 24УК РФ
За сокрытие или искажение информации предусмотрено наказание в УК
РФ.
Слайд 25Статья 140. Отказ в предоставлении информации
УК РФ от 13.06.1996 N
63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов
и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо
предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации,
наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.
Слайд 26УК РФ
Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность
для жизни или здоровья людей
совершенные лицом, обязанным обеспечивать население указанной
информацией,
наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо
принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до 2 лет.
Слайд 27Статья 237 УК РФ
Те же деяния, если они совершены
лицом, занимающим государственную должность
если в результате таких деяний причинен
вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, -
штраф от 100 до 500 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо
принудительные работы: до 5 лет
лишение свободы на срок до 5 лет
Слайд 28Статья 237 УК РФ
С нормой этой статьи соотносятся
обязанности
Правительства РФ, специально уполномоченных природоохранительных органов,
обеспечивать население необходимой экологической информацией
ст. 6–10 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» 1991 года
ст. 19 «Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье»
ст. 8 Закона РФ «Об основах градостроительства Российской Федерации» 1992 г.
Слайд 29Прокуратура
Оперативно реагирует на такого рода жалобы
Если прокуратура отправит своё представление,
то чиновники обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и
принять решение об устранении допущенного нарушения.
Жалоба в прокуратуру составляется в произвольной форме и содержит описание сути нарушения закона.
Как правило, она подаётся прокурору района (города), проживает лицо, нарушившее закон.
Такая жалоба обязательно должна быть зарегистрирована прокурором.
Слайд 30
Статья 144 УК. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
Воспрепятствование законной профессиональной деятельности
журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от
распространения информации
Штраф - до 80 тысяч рублей или
Доход - до 6 месяцев, либо
обязательные работы - до 360 часов, либо
исправительные работы - до 1 года.
Слайд 31
Статья 144 УК. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
То же деяние,
совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -
Штраф – от
100 до 300 тысяч рублей или
Доход - от 1 года до 2 лет, либо
обязательные работы - до 480 часов, либо
исправительные работы - до 2 лет.
Слайд 32
Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
Отказ в предоставлении
запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие
государственную,
коммерческую или
иную специально охраняемую законом тайну.
Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса.
Слайд 33
Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
В уведомлении должны
быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть
отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;
2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
3) дата принятия решения об отказе.
Слайд 34
Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
Отсрочка в предоставлении
запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены
в семидневный срок.
Уведомление об отсрочке вручается в 3 дневный срок. Должны быть указаны:
1) причины задержки
2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация
3) должностное лицо, установившее отсрочку;
4) дата принятия решения об отсрочке.
Слайд 35Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
Редакция не вправе разглашать в распространяемых
сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их
в тайне.
за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
Слайд 36Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
Редакция не вправе разглашать сведения, прямо
или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого
в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
Слайд 37Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
Редакция не вправе разглашать информацию, указанную
в части шестой статьи 4 настоящего Закона,
за исключением случаев, если
распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия).
В этих случаях такая информация может распространяться в СМИ и Интернете:
Слайд 38Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
1) с согласия несовершеннолетнего, достигшего 14
лет и пострадавшего в результате противоправных действий и его законного
представителя;
2) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет и пострадавшего в результате противоправных действий;
3) без согласия несовершеннолетнего ( 14 лет) и пострадавшего в результате противоправных действий, и законного представителя такого несовершеннолетнего, если
получить это согласие невозможно
либо если законный представитель является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.
Слайд 39Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
Распространение информации, относящейся к несовершеннолетнему потерпевшему
от преступления против половой неприкосновенности допускается только в целях
расследования
преступления,
установления лиц, причастных к совершению преступления,
розыска пропавших в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и
с соблюдением требований, установленных статьями 161 и 241 УПК РФ.
Слайд 40Статья 41. Конфиденциальность
Статья 161 УПК. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования
5.
Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их
согласия, а также данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 14 лет, без согласия его законного представителя не допускается.
Слайд 41Статья 41. Конфиденциальность
Статья 241 УПК. Гласность
Разбирательство уголовных дел во всех
судах открытое, за исключением случаев, когда:
Слайд 42Статья 241 УПК. Гласность
1) разбирательство может привести к разглашению государственной
или иной охраняемой ФЗ тайны;
2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях,
совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет;
3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой свободы личности может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников.
Слайд 43Статья 241 УПК. Гласность
2.1. В постановлении суда о проведении закрытого
разбирательства должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых
суд принял данное решение.
3. Определение может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части.
Слайд 44Статья 241 УПК. Гласность
4. Переписка, запись телефонных и иных переговоров,
телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в
открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании.
5. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись.
Фотографирование и видеозапись, а также трансляция открытого судебного заседания допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании.
Трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства не допускается.
Слайд 45
Статья 42. Авторские произведения и письма
Редакция обязана соблюдать права на
используемые произведения
Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может
особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.
Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона.
Слайд 46
Статья 42. Авторские произведения и письма
Редакция не обязана отвечать на
письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и
должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.
Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.
Слайд 47Статья 43. Право на опровержение
Гражданин или организация вправе потребовать от
редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и
достоинство сведений
Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения.
Слайд 48Статья 43. Право на опровержение
Если редакция не располагает доказательствами того,
что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их
в том же СМИ.
Слайд 49Статья 43. Право на опровержение
Если гражданин или организация представили текст
опровержения, то
распространению подлежит данный текст при условии его соответствия
требованиям настоящего Закона.
Редакция радио-, телепрограммы, может предоставить гражданину возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.
Слайд 50Статья 44. Порядок опровержения
В опровержении должно быть указано:
какие сведения
не соответствуют действительности
когда и как они были распространены данным
СМИ.
Опровержение в печатном издании должно быть:
набрано тем же шрифтом
помещено под заголовком «Опровержение»
на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение .
По радио и телевидению - передано в то же время суток
в той же передаче, что и опровергаемый материал.
Слайд 51Статья 44. Порядок опровержения
Объем опровержения
не может более чем вдвое
превышать объем опровергаемого фрагмента.
Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был
короче
одной стандартной страницы машинописного текста.
Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.
Слайд 52Статья 44. Порядок опровержения
Опровержение должно последовать:
1) в СМИ, выходящих в
свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, -
в течение 10 дней со дня получения требования об опровержении или его текста;
2) в иных СМИ - в ближайшем выпуске.
В течение месяца со дня получения текста опровержения редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных лиц о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе с указанием оснований отказа.
Слайд 53
Статья 45. Основания отказа в опровержении
В опровержении должно быть отказано,
если текст
является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле статьи
4 Закона о СМИ;
противоречит вступившему в законную силу решению суда;
является анонимным.
Слайд 54
Статья 45. Основания отказа в опровержении
В опровержении может быть отказано:
если
опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном СМИ
если требование об
опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений
Слайд 55
Статья 45. Основания отказа в опровержении
Отказ в опровержении либо
нарушение
порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения
опровергаемых сведений обжалованы в суде
Слайд 56Статья 46. Право на ответ
Гражданин или организация, в отношении которых
распространены сведения, не соответствующие действительности либо
ущемляющие права и законные
интересы гражданина, имеют
право на ответ
(комментарий, реплику) в том же СМИ
Слайд 57Статья 46. Право на ответ
В отношении ответа и отказа в
таковом применяются правила статей 43 - 45 настоящего Закона
ответ на
ответ помещается
не ранее чем в следующем выпуске СМИ
Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.