Слайд 1Палехская роспись
Выполнила Карпенко Ольга
Группа 17ФПР1
Слайд 2История палехской миниатюры утверждает, что родоначальниками палехского стиля принято считать Ивана Ивановича
Голикова и Александра Александровича Глазунова, первые работы которых были написаны
в так называемом палехском стиле. форм
Слайд 3Богатый опыт в живописной организации плоскости иконы помог палешанам справиться
с новой, очень сложной задачей - соединить миниатюрную живопись с
объемной формой шкатулок, очешни-ков, сигаретниц, бисерниц, пудрениц, письменных приборов. Бывшие иконописцы не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением твореного золота. В образном решении новых произведений палешане также сохранили средневековые приемы стилизации, условность форм
Слайд 4Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его
на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой
на деревянную болванку при помощи мучного клейстера (изготавливается из муки). Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается под прессом и высушивается в течение нескольких дней. Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться. Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.
Слайд 5Удачным экспериментом явилось применение черного фона, который усиливал звучность цветового
пятна, придавал изображению глубину и пространственность.
Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный
состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы). Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам. Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самоприготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов. Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.
Слайд 6Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования
палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих
произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.
Слайд 7В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600
художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища
им. А.М.Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.