Слайд 2ПЛАН
Общая характеристика памяти
Теории памяти
Процессы памяти
Виды памяти
Характеристики продуктивности оперативной памяти
Нарушения
памяти
Слайд 6 Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов
прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело
со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.
Слайд 8Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и
является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.
Слайд 9
Отражательная
Функции памяти
Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и
тем самым позволяет сохранить и передать не только опыт, но
и опыт прошлых поколений
Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков
Регулятивная
Слайд 10Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым
позволяет сохранить и передать не только опыт субъекта, но и
опыт прошлых поколений.
Слайд 11
Ассоциативная
Гештальтпсихология
Смысловая
Химическая
Физическая
Теории памяти
Психологические
Биохимическая
Слайд 12Физическая теория
Нервный импульс, проходя через
определенную группу
нейронов, вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения
и оставляет после себя физический след.
Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.
Слайд 13Химическая теория
Информация запоминается вследствие химических изменений в
нервных клетках под воздействием раздражителей.
Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов,
прежде всего молекул нуклеиновых кислот.
ДНК считается носителем генетической памяти, РНК – основой индивидуальной памяти.
Слайд 15Биохимическая теория
Запоминание носит двухступенчатый характер.
На первой
ступени в мозге происходит кратковременная
(порядка несколько секунд) реакция, которая
вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания.
Слайд 16На второй ступени – собственно
биохимической – происходит образование новых
белковых веществ (протеинов).
Эта стадия приводит к необратимым изменениям в
нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.
Слайд 18Ассоциативная теория
Если определенные психические образования возникли в
сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними
образуется ассоциативная связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление о всех ее элементах.
Слайд 19Гештальтпсихология
Предметом изучения памяти служит целостная организация предметов
и явлений – гештальт (особенно подчеркивается значение структурирования материала, доведение
его до целого, организация материала при запоминании и воспроизведении)
Слайд 20Смысловая теория
На первый план при запоминании и
воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.
Слайд 22При характеристике памяти выделяют такие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание,
а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.
Слайд 24
Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление новой
информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием.
Запоминание протекает
в трех формах :
Слайд 25Запечатление – кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно
на несколько секунд.
Непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти
неоднократно воспринимаемого материала.
Преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.
Слайд 27Условиями успешного
непроизвольного запоминания
являются:
Слайд 28сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
то,
что вызывает ориентировочную деятельность
(прекращение или возобновление действия, его
контрастность по отношению к фону и т.п.);
то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность процесса необычного явления,
раздражители, имеющие эмоциональную окраску;
то, что более связано с потребностями данного
человека;
то, что является объектом активной деятельности.
Слайд 29Условиями успешного произвольного запоминания выступают:
Слайд 30осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
выявление плана в словесно-текстовом
материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала
в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа и т.д.;
содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта;
возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
эмоционально-эстетическая насыщенность материала.
Слайд 31 Запоминание может протекать
с различной степенью
осмысления материала.
В соответствии с этим положением различают механическое и
смысловое (логическое) запоминание.
Слайд 32Запоминание
Смысловое
Механическое
Основывается на
единичных
временных связях,
отражающих
преимущественно
внешнюю сторону
явлений.
Основывается
на логических
связях , отражающих
наиболее важные и
существенные стороны
и
отношения объектов.
Слайд 33
мультимедиа
Сколько запоминают люди:
Если делают
(65-95%)
Если говорят или
пишут
(50-75%)
Если слышат
и видят
(30-50%)
Если видят
(20-40%)
Если
читают
(10-30%)
моделирование
интерактив
collaboratife
графика
текст
Слайд 34Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными,
осмысленными и активными.
Лучший вид повторения – это включение усвоенного
материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.
Слайд 35Большое значение для психологии свидетельских показаний играет явление, получившее название
эффекта Зейгарник – по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей
зависимость запоминания от эмоционально-мотивационной сферы.
Слайд 36Зейгарник Блюма Вульфовна
Родилась 9 ноября 1900 года в городе Пренай
(Литва).
Основательница патопсихологии.
Окончила психологическое отделение философского
факультета Берлинского университета в 1927
году.
Слайд 37 «Эффект Зейгарник», означает зависимость продуктивности запоминания от динамики
потребностей субъекта.
Незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза
чаще, чем незаконченные.
Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга .
Слайд 38Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного
мозга удерживается полученная информация.
Слайд 39В психологии раскрыта зависимость
сохранения информации от установок личности, условий
организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от
сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Слайд 40Исследователями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом
зависит и от того места, которое они занимают в общем
ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние.
Это явление в психологии называется
краевым эффектом памяти.
Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.
Слайд 41 Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее
закрепленного в памяти материала.
Слайд 42 Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности,
непосредственно предшествующей запоминанию.
Забывание происходит по
«закону гиперболы» (Г. Эббингауз)
:
чем больше времени с начала запоминания, тем меньше он забывается.
Слайд 43прошедшее время (в днях).
Кривая забывания Г. Эббингауза:
I – бессмысленный материал;
II – логическая обработка;
III –
при повторении
Слайд 44Герман Эббингауз
Родился 24 января 1850 г., умер 26 февраля 1909
г.
Кривая забывания, введенная им на основе опытов, является одним из
основополагающих элементов психологии памяти.
Слайд 45Она показывает, что около половины запоминаемого материала забывается в первые
полчаса после заучивания, а в течение первого часа – уже
около 60% полученной информации.
Слайд 46Постепенно скорость забывания
уменьшается, и через неделю в памяти находится
20% информации, которые уже могут сохраниться надолго. Эта кривая, наряду
с кривой заучивания, в психологии является классической и часто берется за основу при отработке профессиональных
навыков, а так же при решении различных психологических проблем.
Слайд 47На качество запоминания влияют
различные факторы:
модальность, осмысленность, привычность материала, функциональное
и эмоциональное состояние человека (стресс) .
Слайд 48Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного
торможения, а забывание материала под влиянием последующей
деятельности – ретроактивного.
Слайд 49Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в
памяти хуже, чем первые и последние («эффект края») .
Для уменьшения
забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.
Слайд 50Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного
ранее материала.
Слайд 51Воспроизведение имеет несколько уровней.
Узнавание – сознание того, что воспринимаемый
в данный момент предмет или явление воспринималось в прошлом.
Узнавание базируется
на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти.
Слайд 52Симультанное узнавание происходит быстро, интуитивно, без анализа деталей и чаще
всего безошибочно.
Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью
сличения воспоминаний с предложенным оригиналом.
Слайд 53Воспоминание осуществляется в отсутствие объекта восприятия.
Процесс воспоминания в памяти
осуществляется либо произвольно, по желанию человека, либо непроизвольно
.
Слайд 54Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависящая от
четкости поставленных задач.
Слайд 55Реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.
Слайд 56Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта
к
воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий
и половой принадлежности.
Слайд 58В зависимости
от
особенностей
запоминания и
воспроизведения
материала
В зависимости
от
характера
деятельности
В зависимости
от
способа
запоминания
В
зависимости от
продолжительности
хранения
материала
ВИДЫ ПАМЯТИ
Двигательная
Эмоциональная
Образная
Словесно-
логическая
Непроизвольная
Произвольная
Смысловая
Механическая
Оперативная
Долговременная
Кратковременная
Ультракороткая
Классификация П.
П. Блонского
Слайд 59Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки.
В ее
основе лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности
движений, передвижения человека в пространстве.
Слайд 62Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании
переживаний и чувств.
Слайд 64Образная память позволяет сохранить в сознании образы однажды воспринятого жизненно
важного объекта.
Это память о внешнем виде объекта и его
местонахождении в пространстве.
Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память.
Слайд 67Словесно-логическая память
на словесные стимулы отражает как внешние объекты и
события, так и внутренние переживания.
Слайд 68Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания,
в
основе
которого лежит механизм отбора информации из общего потока.
Это
наиболее продуктивный вид памяти.
Слайд 69Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
Данный вид
памяти проявляет себя в ситуации допроса свидетеля, который случайно оказался
очевидцем какого-либо происшествия.
Слайд 70Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.
Смысловая память
основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материла.
Слайд 71Ультракороткая память – вид памяти, связанный с удержанием информации в
сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.
Слайд 72Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние
этапы фиксации информации.
Слайд 73Время функционирования кратковременной памяти – не более
30 секунд. Ее
объем ограничен 5-7 объектами.
Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти
из них может
извлекаться дополнительная информация.
Слайд 74Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов,
обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на
длительное время, возможно, на всю жизнь.
Слайд 77Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В
оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов,
поступающих из кратковременной и
долговременной памяти.
Слайд 78Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности.
Так , мы
запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом.
Слайд 80Полководец Александр Македонский знал в лицо и по имени всех
своих солдат — до 30000 человек.
Слайд 81Государственный деятель Фемистокл знал каждого из 20000 жителей Афин.
Слайд 82Философ Сенека был способен повторить 2000 не связанных между собой
слов, услышанных лишь раз.
Слайд 83Археолог Р.Шлиман путем упорных тренировок добился того, что очередной иностранный
язык выучивал за 6-8 недель.
Слайд 84Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицами логарифмов, в
которых 30 миллионов цифр.
Слайд 85Шахматист Алехин проводил сеансы одновременной игры вслепую на 32 досках.
Слайд 86Объём
Скорость
запоминания
Длительность
сохранения
Лабильность
Помехо -
устойчивость
Точность
Количество запоминаемого и
сохраняемого материала в
памяти
Показатель времени, затрачиваемого на запоминание
необходимой информации
Показатель максимального
времени от предъявления
информации до осуществления цели действия
Показатель соотношения между запоминанием и
забыванием материала
Устойчивость памяти к действию внешних и
внутренних помех
Показатель идентичности воспроизводимого и
востребуемого материала
Характеристика продуктивности оперативной памяти
Слайд 89Грубые нарушения памяти – амнезия.
Формы амнезии:
● Ретроградная амнезия – нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию.
●
Антроградная амнезия – нарушение памяти на события, происходившие после заболевания.
● Постгипнотическая амнезия – забывание событий, происходящих в течение гипнотического сеанса.
● Охранительная амнезия – забывание посредством механизма вытеснения неприятных , травмирующих событий.
Слайд 90В определенных психических состояниях , при крайнем переутомлении возникают явления
парамнезии – обмана памяти:
● псевдореминисценции (иллюзии памяти);
● явление dёja
vu (уже видел) – возникно-вение впечатления повторного восприятия тех явлений, которые в действительности воспринимаются впервые;
● различные конфабуляции – ложные воспоминания.