Слайд 1Занятие №3
ПАРКИ
Цели занятия:
Изучить устройство и оборудование парков.
Ознакомить с внутренним
порядком и внутренней службой в парке; порядком выхода и возвращения
машин; противопожарной охраной парков; организацией работ в парке в парково-хозяйственные дни.
Воспитывать у студентов чувство ответственности за организацию парковой службы, своевременный выход машин ФПС для выполнения боевой задачи по доставке секретных и почтовых отправителей.
Слайд 21. Устройство и оборудование постоянных парков
Поддержание автомобильной техники узлов (станций)
ФПС в постоянной исправности и готовности их использованию по назначению
в условиях мирного времени обеспечивается наличием хорошо оборудованных парков с четко организованной внутренней службой в них.
Наличие и взаимное размещение элементов парка должно обеспечивать надежное хранение, своевременное и качественное техническое обслуживание вооружения и военной техники.
Парк является важным объектом учебно-материальной базы, где личный состав постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство и практические навыки.
Парком называется территория, оборудованная для хранения, обслуживания, ремонта и приведения в готовность к боевому применению вооружения и военной техники.
Слайд 4 В зависимости от условий размещения парки могут быть постоянные и
полевые.
Постоянные парки оборудуются в местах постоянного размещения части и на
полигонах. Они представляют собой территорию с капитальными зданиями и сооружениями, рассчитанными на их длительной использование.
Полевые парки организуются при временном расположении войск в полевых условиях. Они представляют собой территорию с естественной и искусственной маскировкой, пригодную для скрытого размещения, обслуживания и ремонта машин.
Устройство и оборудование парка должно обеспечивать:
размещение всех машин воинской части;
подготовку машин к использованию, проведению всех видов комплексного технического обслуживания и текущего ремонта машин;
своевременный вывод машин по тревоге;
безопасность и удобство труда личного состава; соблюдение правил личной гигиены;
материально- техническое и специальное обеспечение работ на машинах;
противопожарную защиту;
надежную охрану, оборону, маскировку;
охрану окружающей среды.
Слайд 5 Кроме того, в постоянном парке должно быть обеспечено:
подготовка к хранению,
хранение и ТО машин;
контроль за состоянием машин должностными лицами;
возможность проведения
занятий с личным составом;
внутреннюю и внешнюю связь, молниезащиту и защиту от статистического электричества.
Постоянный парк оборудуется техническими средствами охраны, средствами освещения, пожаротушения, охранной и пожарно-охранной сигнализацией, пожарным водопроводом (пожарным водоемом).
Все здания постоянного парка отапливается, некоторые хранилища для машин могут строиться неотапливаемыми. Территория постоянного парка огораживается, озеленяется и разбивается на участки, закрепляемые за подразделениями. В ограждении парка устраиваются основные (главные) выезд и въезд, а также запасные выезды.
Слайд 6 В постоянном парке строятся и оборудуются следующие элементы:
контрольно-технический пункт (КТП);
пункт
предварительной очистки;
пункт заправки;
пункт чистки и мойки;
пункты (площадки) ежедневного технического обслуживания
машин (ПЕТО);
пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОР);
аккумуляторная;
стационарная водогрейка;
места хранения;
отапливаемые помещения для дежурных средств;
склады;
санитарно-бытовые помещения;
внутрипарковые дороги; проезды и проходы:
площади различного назначения;
места для отдыха (курения).
Слайд 7 При размещении постоянного парка тыльной стороной к казарменной зоне дополнительно
может оборудоваться контрольно-пропускной пункт для пропуска личного состава, дежурных и
служебных машин.
КОНТРОЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПУНКТ
КТП предназначен для размещения лиц суточного наряда по парку и начальника КТП; контроля технического состояния выходящих из парка и возвращающихся в парк машин; проверки наличия и правильности оформления путевой документации и документов у водителей; организации и несения внутренней службы в парке, а также контроля за прибытием личного состава в парк; привидением машин в готовность к использованию по назначению и выводу из парка по тревоге.
КТП размещается у основного (главного) выезда из парка и включает здание, совмещенное с проходной, площадки для проверки технического состояния машин; выездные и въездные ворота.
Слайд 8 В здании КТП оборудуются: помещение дежурного по парку; помещение начальника
КТП; помещение для отдыха наряда по парку; помещение для водителей
дежурных средств; класс безопасности движения, инструктажа водителей, старших машин и наряды по парку; пункт управления приведением части в боевую готовность, санузел; проходная.
Снаружи здания КТП устанавливаются:
световое табло с оповещением об особенностях дорожных условий;
световое табло действий по тревоге;
устройство для контроля за прибытием личного состава в парк по тревоге;
устройство для подачи сигналов тревоги или пожара;
дорожные знаки, указатели;
металлический шкаф для уборочного инвентаря;
термометр для измерения температуры окружающего воздуха.
Слайд 9ПУНКТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЧИСТКИ
Пункт предварительной очистки предназначен для очистки ходовой части
и корпуса машин. Оборудуется перед въездом в парк и состоит
из поста предварительной очистки и поста обдувки.
Пост предварительной очистки оборудуется в виде эстакады (ванны или бетонной дорожки) с гидромониторами и шлангами.
Пост обдувки предназначен для наружной обдувки машин сжатым воздухом и оборудуется компрессорной установкой, шлангами.
Слайд 10ПУНКТ ЗАПРАВКИ
Пункт заправки предназначен для заправки машин фильтрованным горючим и
моторным маслом закрытой струей с точным замером количества их выдачи.
Размещается на пути следования машин от въездных ворот к пункту чистки и мойки.
Расстояние между пунктом заправки и другими зданиями при подземном хранении горючего должно быть: до жилых и учебных -не менее 50м, до здания КТП - 25-30 м, до других сооружений - не менее 20 м.
Слайд 11Устройство пункта заправки должно обеспечивать:
удобные раздельные подъезды для колесных и
гусеничных машин;
заправку машин без потерь, загрязнения и обведения топлива и
масел независимо от погоды (закрытой струей) и предотвращать загрязнение площадок;
быстроту заправки за счет механизации работ;
пожарную безопасность;
удобство пополнения запасов топлив и масел;
защиту окружающей среды от загрязнения ГСМ. Пункт заправки оборудуется:
служебным помещением, которое предназначено для введения учета расхода ГСМ и хранения заправочного инвентаря;
топливозаправочными колонками;
маслозаправочными колонками;
подземными резервуарами для текущего запаса горючего (на 10 дней);
резервуарами (тарой) для текущего запаса масла.
Слайд 12 Служебное помещение, топливозаправочные и маслозаправочные колонки размещаются на выделенном островке,
приподнятом над остальной территорией пункта заправки.
Пункт заправки должен быть оборудован
молниезащитным устройством и защитой от статистического электричества.
Кроме того, пункт заправки оборудуется:
заправочным инвентарем (ведра, мерные кружки, воронки):
площадками для заправляемых машин;
осветительными устройствами взрывобезопасного исполнения;
противопожарным инвентарем и оборудованием;
сборником топлива и масла при случайных проливах, ливневых и талых вод, загрязненных нефтепродуктами.
Горючее на пункте заправки отпускается по раздаточной ведомости. Основание для отпуска горючего служит правильно оформленный путевой лист (рабочий лист агрегата).
Слайд 13Правила заправки машин:
заправка машин производится с заглушенным двигателем.
заправляемые машины устанавливаются
не ближе от 2-х метров от заправочных колонок;
запрещается работа по
ремонту машин, пробы аккумуляторных батарей, сигналов, а также специальных агрегатов, установленных на машине;
при обливе машины бензином разрешается пускать двигатель только после полного удаления бензина с поверхности машины;
если двигатель не пускается, появляются «выстрелы» в глушителе или «чихание» в карбюраторе, машину отбуксировать в безопасное место;
заправочные средства и инвентарь должны быть чистыми, исправными и исключать возможность подтекания, попадания механических примесей и воды при заправки машины;
уровень горючего в баках не должен доходить до горловины бака на 3-5 сантиметров, а уровень масла в картере - соответствовать норме;
запрещается заправлять машины, имеющие подтекание в системах питания и смазки;
на подъездах к пункту заправки водители должны соблюдать скорость движения не выше 5 км /час, а также строгую очередность и установленную дистанцию между машинами: от заправляемой не менее 5-ти метров, между остальными - не менее 1 м;
на заправляемой машине находится другим лицам, кроме водителя, запрещается.
Слайд 14ПУНКТ ЧИСТКИ И МОЙКИ
Предназначен для внутренней очистки, окончательной наружной мойки
машин и их обдувки (осушки).
Располагается на пути движения машин по
линии технического обслуживания за пунктом заправки.
Пункт чистки и мойки должен отвечать следующим требованиям:
обеспечивать чистку и мойку как колесных, так и гусеничных машин;
обеспечивать, по возможности многократное использование воды для мойки;
иметь очистные сооружения, исключающие попадания в канализацию смываемой с машин воды;
обеспечивать удаление грязи из отстойников механизированным путем.
На пункте чистки и мойки организуются посты:
пост внутренней очистки;
пост чистовой мойки машин.
Слайд 15 Пост внутренней очистки пункта чистки и мойки размещается перед постом
чистовой мойки.
Пост оборудуется раздаточным устройством для сжатого воздуха, вытяжными вентиляционными
установками или промышленными пылесосами с комплектом насадок для рыхления высохших песка, пыли и грязи.
На посту также предусматривается иметь комплект волосяных щеток и ящики для чистой и грязной ветоши.
Пост чистовой мойки пункта чистки и мойки строится в виде механизированной или ручной мойки (с гидромониторами или шланговой для ручной домывки машин).
Посты мойки могут быть открытыми или размещаться в оттапливаемых (неотапливаемых) зданиях.
Посты механизированной мойки могут оборудоваться моечными установками струйными, струйно-щеточными или щеточными.
Пост чистовой мойки оборудуется эстакадами, системой оборотного водоснабжения, помещениями насосной станции и пункта управления, системами электроснабжения и коммуникаций, моечным инвентарем, специальной одеждой и документацией, как это предусмотрено для пункта предварительной очистки.
Слайд 16Обмывка кузовов грузовых автомобилей, перевозящих личный состав, автобусов, легковых автомобилей
и автофургонов допускается из системы оборотного водоснабжения при последующей домывке
их водой из водопровода.
Для домывки в трудно доступных местах машин на механизированной мойке предусматриваются шланги для ручной мойки.
Слайд 17ПУНКТ (ПЛОЩАДКИ) ЕЖЕДНЕВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН
Служат для выполнения работ по
ежедневному техническому обслуживанию машин после их использования, а также для
выполнения мелких сварочных и малярных работ.
Он размещается после пункта чистки и мойки в закрытых отапливаемых зданиях или на открытых площадках под навесом.
Посты ПЕТО должны быть максимально унифицированы и обеспечивать постановку на обслуживание как гусеничных, так и колесных машин.
ЕТО составляет 50-60% общих трудозатрат по обслуживанию машин. Поэтому от качества проведения работ по ежедневному обслуживанию во многом зависит безотказная и безаварийная работа автомобильной технике. Работы по ЕТО выполняются водителем с помощью индивидуального комплекта ЗИП машины и оборудования на площадках для ЕТО под руководством и при участии командира отделения (механика). При необходимости к работам привлекаются специалисты из подразделений обслуживания и ремонта.
Слайд 18ПЕТО оборудуется:
смотровыми канавами;
сетью переменного трехфазного тока напряжение 380/220В;
сетью переменного тока
напряжением 24(12) и 36В для подключения оборудования и инструмента;
подводом сжатого
воздуха;
промышленным пылесосом;
слесарными верстаками;
лестницами к машинам;
ящики для ветоши.
Слайд 19ПУНКТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
ПТОР предназначен для проведения работ всех
видов комплексного, технического обслуживания (ТО - 1, ТО - 2,
СО) и текущего ремонта штатных машин части.
ПТОР размещается в одном отапливаемом здании, которое располагается в зоне технического обслуживания парка (после ПЕТО или на одном уровне с ним).
В ПТОР воинской части могут размещаться аккумуляторная водогрейка, класс отработки нормативов.
Устройство и оборудование ПТОР должно обеспечивать удобное, быстрое и качественное выполнение всех работ по техническому обслуживанию и ремонту машин.
В ПТОР создаются специализированные участки ( по видам выполняемых работ) и универсальные посты с рабочими местами.
Слайд 20Производится текущий ремонт штатной машины
Слайд 21В ПТОР для выполнения текущего ремонта машин создаются следующие участки:
технического диагностирования;
текущего ремонта агрегатов;
ремонта электрооборудования;
слесарно-механических и покрасочных
работ;
электрогазосварочный, кузнечно-жестяницкий и рихтовки;
шиномонтажных и вулканизационных работ.
На участках создаются и оборудуются рабочие места:
механико-регулировщика;
автоэлектрика;
автослесаря;
смазчика.
Все посты, участки, рабочие места оснащаются необходимым оборудованием, инструментом, средствами диагностирования, технологическим инструкциями.
Слайд 22СТАЦИОНАРНАЯ ВОДОГРЕЙКА
Предназначена для нагрева, хранения и выдачи необходимого количества горячей
воды в зимний период на машины, не имеющих индивидуальных или
групповых средств разогрева и содержащихся в не отапливаемых хранилищах, под навесами и на открытых площадках.
Водогрейка в постоянном парке размещается, как правило в отдельном здании или может блокироваться с ПТОР.
Водогрейка должна обеспечивать:
удобную и быструю раздачу, охлаждающей жидкости;
нагрев воды до 90-95 градусов С;
хранение запаса горячей воды.
Водогрейка оборудуется емкостями для разогрева воды (бойлеры), кранами для выдачи горячей воды.
В парках воинских частей, расположенных в районах с холодным климатом, может оборудоваться водомаслогрейка. Хранение и подогрев запасов масла осуществляется в индивидуальных бачках или канистрах в специально оборудованных термошкафах. Индивидуальные бачки с маслом хранятся в водомаслогрейке по подразделениям. На каждом бачке указывается подразделение и номер машины.
Слайд 23АККУМУЛЯТОРНАЯ.
Аккумуляторная предназначена для обслуживания, ремонта, хранения аккумуляторной батареи, их зарядки
и проведения контрольно-тренировочных циклов, а также для приготовления и хранения
необходимых запасов электролита.
Аккумуляторная может размещаться в отдельном здании или в комплексе с ПТОР.
Аккумуляторная изолируется от других помещений глухими, несгораемыми стенами и оборудуются принудительной вентиляцией.
Для хранения, ремонта и зарядки щелочных аккумуляторных батарей оборудуются отдельные изолированные помещения.
Помещение для заряда аккумуляторных батарей оборудуются специальными стеллажами для размещения заряжаемых батарей с местной вентиляцией.
Помещение для хранения аккумуляторных батарей оборудуются стеллажами, рольгангами, ускоряющими выдачу батарей подразделениям.
Окна помещений электролитных, а также для заряда и хранения аккумуляторных батарей, должны находиться в теневой стороне, их стекла должны быть матовыми для предотвращения от нагрева солнечными лучами, и защищены металлическим решетками. Температура в аккумуляторной должна придерживаться +12, +25°C
Слайд 24 Аккумуляторные батареи, снятые с машин, хранятся по подразделениям. На каждую
аккумуляторную батарею наносится номерной знак машины, с которой она снята.
Стеллажи
должны быть изготовлены таким образом, чтобы удобно было контролировать плотность и уровень электролита в батареях. Перед установкой на хранение батарею следует полностью зарядить и довести уровень электролита до нормы. Сухие батареи хранятся отдельно от батарей, залитых электролитом. Для проведения их в рабочее состояние необходимо иметь запас электролита.
В последнее время в войсках внедряются устройства для зарядки батарей малыми токами непосредственно на машинах или хранении в аккумуляторной.
Слайд 25 Обслуживающий личный состав аккумуляторных должен обеспечиваться костюмами с кислостойкой пропиткой,
резиновыми фруктами, перчатками, галошами, очками, респираторами.
Во всех рабочих помещениях аккумуляторной
должны быть нейтрализующие средства:
для кислотных - 10% раствор кальцинированной соды или нашатырного спирта.
для щелочных - 3% и 10% раствор борной кислоты и холодная вода.
В аккумуляторных запрещается курить, пользоваться электронагревательными приборами, которые могут дать искру.
Помещение для зарядных агрегатов должно быть изолировано от помещений, где заряжают батареи.
На входной двери аккумуляторной должны быть надписи: «кислотная аккумуляторная», «огнеопасно», «с огнем не входить», «курение запрещается».
Слайд 26МЕСТА ХРАНЕНИЯ (СТОЯНКИ) ВООРУЖЁННОЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
Стоянки предназначены для размещения
и хранения исправных, прошедших техническое обслуживание машин.
С целью обеспечения наилучшего
сбережения и охраны, машины боевой и строевой групп размещаются отдельно от стоянки машин повседневной эксплуатации, гусеничных машин - отдельно от колесных.На территории парка должны быть выделены:
места для хранения машин, боевой и строевой группы;
места для машин с повышенным расходом моторесурсов;
места для машин транспортно и учебной групп;
отдельные места для хранения бензоцистерн и топливозаправщиков.
Слайд 27Стоянки машин оборудуются из расчета:
размещение машин по подразделениям на
установленных интервалах и дистанциях;
быстрого вывода
машин по тревоге (сборе);
удобство подготовки их к выходу и обслуживанию;
обеспечение сохранности машин;
соблюдение мер пожарной безопасности;
отдельного размещения машин длительного хранения.
Хранение машин может быть организовано в отапливаемых хранилищах, под навесом или на открытых площадках.
На открытых площадках машины могут быть размещены в два ряда и более при соблюдении следующих минимальных расстояний:
между машинами по фронту 1,5... 2м.
между рядами машин 10 метров.
Слайд 28 Открытые площадки должны быть прямоугольной формы и по возможности ориентированы
короткой стороной в направлении ветров (преобладающих). Вокруг площадок должны быть
водоотводные канавы (кюветы).
Закрытые стоянки могут быть отапливаемые и не отапливаемые. Отапливаемые стоянки оборудуются в первую очередь для машин экстренного вызова и повседневного использования, а также для машин с электронным оборудованием.
Расположение машин на закрытых стоянках может быть одно-двухрядным. При двухрядном размещении машин машины второго ряда должны быть соединены буксирными тросами с машинами первого ряда.
На закрытых стоянках и под навесами автомобильная техника размещается с соблюдением следующих максимальных разрывов:
Слайд 29 Помещения вместимостью более 16 колесных, 10 гусеничных машин должны разделяться
огнеупорными стенами (брандмауэрами).
Каждое хранилище оборудуется: внутренним пожарным водоемом, вентиляцией, основным
и аварийным освещением; ГГС; охранной сигнализацией, молниезащитной.
Кроме того, хранилища могут оборудоваться системами подачи сжатого воздуха, подзарядкой аккумуляторных батарей малыми токами, пуска подогревателей от постороннего источника тока.
У каждой машины вывешивается таблица размером 240x400 мм с указанием марки, номера машины и фамилии водителя, за каждым она закреплена.
Зимой, при хранении машин без охлаждающей жидкости аккумуляторных батарей вывешиваются таблички: «Вода слита», «Аккумуляторные батареи сняты». НА стоянках машин должны быть: тросы для эвакуации машин в случае пожара, лежаки, стеллажи, стремянки, ящики для ветоши, средства пожаротушения, шкафы для хранения оборудования и приборов, уборочного инвентаря.
На полу хранилищ могут наноситься цветовые дорожки перед линией хранящихся машин - шириной 50-70 м с ограничительными линиями белого цвета по обеим сторонам дорожек.
Слайд 30На местах хранения (стоянках) машин разрешается выполнять следующие работы:
снятие
аккумуляторных батарей для заряда и установку их в машину;
сливать
и заправлять охлаждающую жидкость и масло;
контролировать тех. состояние машин перед выходом из парка, устранять мелкие неисправности;
работы, связанные с подготовкой машин и хранению;
подзаряжать аккумуляторные батареи малыми токами и подкачивать шины;
работы по консервированию и техобслуживанию машин; находящихся на длительном хранении;
работы, связанные с пуском двигателя и выводом машин из парка;
дозаправку горючим и маслом после консервации;
работы, связанные с переводом на режим летней и зимней эксплуатации.
На площадке перед стоянкой разрешается обслуживание и доочистка машин от грязи, снега и пыли, а также их домывка.
Слайд 31СКЛАД (ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ) АВТОМОБИЛЬНОГО И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИМУЩЕСТВА
Склад автомобильного имущества
предназначен для приема, хранения, обработки, учета и выдачи автомобильного имущества.
Склад
АВТИ размещается в зоне технического обслуживания и ремонта рядом с ПТОР.
Хранение имущества может быть организовано в отапливаемом или неотапливаемом помещении.
В отапливаемых хранилищах должна поддерживаться температура не ниже +5 град С, а влажность не более 65 %.
В отапливаемых помещениях, как правило, хранятся приборы инфракрасной техники и приборы электрооборудования.
Помещение под склад должно обеспечивать:
надлежащее хранение имущества;
удобство приемки имущества;
быстроту выдачи имущества;
сохранность;
пожарную безопасность.
Все оборудование, агрегаты, приборы, сборочные единицы и детали хранятся в законсервированном виде.
Слайд 32
Каждое хранилище, кроме глухих дверей, должно иметь решетчатые двери (ворота)
для проветривания. Все двери должны открываться наружу и запираться только
снаружи; окна должны быть оборудованы металлическим решетками. Стекла окон в помещениях должны быть закреплены белой краской или меловым раствором.
В хранилищах должна быть оборудована вентиляция, освещение только электрическое.
Помещение склада должно быть разделено на отделения:
для хранения имущества текущего довольствия;
для хранения имущества на особый период для обработки и переконсервации имущества;
для хранения баллонов со сжатым и сжиженными газами. Каждое помещение оборудуется отдельным выходом наружу.
Склады для лакокрасочных и химических материалов оборудуются в полузаглубленном здании.
Слайд 33Места хранения имущества на складе: хранилища, стеллажи, штабеля, клетки, полки
нумеруются:
стеллажи и штабеля - римскими цифрами;
клетки стеллажей -
арабскими цифрами;
полки стеллажей - буквами сверху вниз.
В хранилищах должны быть организованы рабочие места для приема, выдачи, обработки и переконсервации имущества, а также для ведения учета.
Имущество на складах должно размещаться на стеллажах, подставках, подкладках.
По окончании работ двери склада закрываются на замок и опечатываются печатями начальника склада и дежурного по парку. Ключи от замков склада опечатываются начальником склада и хранятся: один экземпляр у дежурного по парку, второй - у дежурного по части.
Слайд 34САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
СБП постоянного парка включают умывальники, санузлы, комнаты для отдыха
и обогрева (охлаждения) личного состава, душевые, гардеробные, кладовые для хранения
чистой и грязной спецодежды.
Умывальники оборудуются в зданиях КТП, пункт заправки, ПЕТО и ПТОР, складов ВТИ, аккумуляторных.
Наружные туалеты на территории парка размещаются на расстоянии не более 75-ти метров от рабочих мест личного состава и оборудуются водонепроницаемыми выгребами.
Внутрипарковые дороги, проезды и проходы.
К парку, к сооружениям и помещениям внутри парка должны быть проложены дороги и точно установлены проходы. Летом, в сухую погоду, дороги поливаются, а зимой очищаются от снега.
На всех дорогах, проложенных к парку, устанавливаются указатели направления и скорости движения машин. В постоянных парках дороги должны иметь твердое покрытие с односторонним движением, без крутых поворотов и исключать пересечение путей движения. Ширина проезжей части дорог должна быть не менее 6 метров. Для отвода дождевых вод дороги в парке должны иметь дренаж.
Слайд 35МЕСТА ДЛЯ ОТДЫХА И КУРЕНИЯ
Для личного состава в парке оборудуются
места для отдыха из расчета одно на подразделение (батальон).
Места
для курения оборудуются за пределами парка, как правило, рядом с КТП.
Места для отдыха и курения обозначаются табличками и могут оборудоваться легкими навесами, фонтанчиками для питьевой воды, витринами для технических бюллетеней, центральной и окружной газет. Территория места для отдыха (курения) бетонируется и освещается.
Слайд 36КЛАСС ОБРАБОТКИ НОРМАТИВОВ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Класс создается в
парках автомобильных (материального обеспечения) воинских частей и размещается, как правило,
в ПТОР. В классе устанавливаются машины тренажеры, агрегаты машин и оборудование для практических работ в соответствии с нормами, установленными приказом министром обороны.
В классе должны быть перечни объемов работ для различных видов обслуживания машин, содержание и оценочные параметры нормативов по специальной подготовке, указания мер безопасности при выполнение практических работ, опись имущества класса.
Для отработки нормативов по автомобильной технике, как правило, около класса оборудуются площадки.
Слайд 372. Полевые парки
Полевые парки организуются при временном расположении войск в
полевых условиях. Они представляют собой территорию с естественной и искусственной
маскировкой, пригодную для скрытного размещения, обслуживания и ремонта машин.
Исходя из условий задач, возложенных на воинскую часть полевые парки могут устраиваться компактно или рассредоточено.
Устройство и оборудование полевого парка зависит от предполагаемой продолжительности размещения воинской части в данном районе, характера местности, отведенный под полевой парк, времени года, наличие средств технического обслуживания и ремонта.
Слайд 39 Полевой парк состоит из участков для размещения подразделений.
В нем оборудуются:
контрольно-технический пункт;
пункт заправки;
пункт части и мойки (при наличии
источника воды);
площадка для технического обслуживания и ремонта машин;
площадка для машин, ожидающих технического обслуживания и ремонта;
площадка для размещения складов ВТИ:
площадка для складирования металлолома;
стоянки машин;
укрытие для личного состава, машин материальных средств на площадках и участках для размещения подразделений ( при необходимости).
При оборудовании участков для размещения подразделений устраиваются дороги, подъездные пункты, основные и запасные выходы на быстрого вывода ВВТ по тревоге.
Для обеспечения работы элементов полевого парка используются подвижные средства заправки, технического обслуживания и ремонта машин.
Слайд 40Территория парка, как правило, огораживается или окапывается.
На участках для размещения
подразделений полевого размещаются машины и личный состав не более одного
подразделения. Автомобили с боеприпасами и ГСМ размещаются раздельно на удалении менее двухсот метров од других машин.
При компактном устройстве парка расположение участков для размещения подразделений и расстановка на них машин должна соответствовать требованиям, предъявляемым к открытым стоянкам.
В полевых парках рассредоточенного типа подразделения удаляются друг от друга так, чтобы исключалось поражение двух подразделений при взрыве ядерного боеприпаса средней мощности, а расстояние между машинами должно быть таким образом, чтобы исключалось поражение более одного образца при взрыве авиационной бомбы любого калибра.
Вся техника размещается с учетом организации круговой обороны и маскируется.
Слайд 413. Внутренний порядок в парке. Внутренняя служба в парке.
Внутренний порядок
в парке устанавливается командиром части в соответствии с Уставом внутренней
службы и Наставлением по автомобильной службе.
Внутренний порядок в парке воинской части устанавливается с учетом конкретных условий, но в любых случаях он должен обеспечивать:
содержание техники к постоянной готовности к использованию и быстрый выход подразделений (вывод техники) по тревоге;
современную качественную подготовку и выход машин из парка согласно наряду на их использование, полную сохранность находящейся в парке техники и имущества;
своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт машин;
поддержание элементов парка и их оборудования в исправности и готовности к работе;
меры пожарной безопасности и меры безопасности при выполнении в парке работ по техническому обслуживанию и ремонту машин.
Слайд 42ГАЗ-66
выводится из полевого парка по тревоге
Слайд 43Распорядок работы в парке, время и продолжительность работы элементов парка
согласуются с распорядком дня части и учитывают конкретные условия деятельности
части (удаление парка от жилого городка, время, затрачиваемое на перемещение личного состава в парк, условия проведения занятий и др.)
Внутренний порядок и распорядок работы в парке устанавливается приказом командира части. На основании этого приказа разрабатываются инструкции по мерам пожарной безопасности, которые подписываются заместителем командира по вооружению (начальником автомобильной службы).
Слайд 44Инструкции утверждаются командиром части. В приказе указываются (определяются):
разделение территорий парка
на участки, закрепление их за подразделениями;
должностные лица, ответственные за поддержание
в исправном состоянии и чистоте элементов парка и участков территории;
организация хранения автомобильной техники, аккумуляторных батарей, ЗИП, шанцевого инструмента, ключей зажигания (люков машин), ключей от паркового помещения (входных ворот) и порядок их выдачи;
порядок заправки машин горючим и др.;
организация комплексного технического обслуживания и ремонта машин (виды, места и сроки проведения);
организация технического обслуживания машин, возвратившихся в парк после окончания работ и др.;
организация (порядок) выхода из парка, возвращения машин в парк, постановка задач и инструктаж водителей и старших машин, контроль за своевременностью возвращения машин в парк, постановка задач и инструктаж водителей и старших машин в парк;
порядок допуска личного состава в парк и к машинам, вскрытия парковых помещений, сдачи парковых помещений и машин под охрану караула;
время начала и окончания работ в парке, подготовка к работе и работа элементов парка, поддержание их в чистоте и исправности;
организация занятий на автомобильной технике (места занятий, содержание учебного имущества и техники, подготовка их к занятию и приведение в порядок после занятия);
организация вывода машин (вывоз имущества) при объявление тревоги (порядок оповещения, вскрытия элементов парка, подготовки машин к выходу, очередность выхода подразделений (машин), управление работами и др.);
организация противопожарной охраны в парке (состав и размещение средств пожаротушения, ответственные лица, меры по предупреждению очагов пожара при работе и т.д.), меры безопасности при работе в парке;
состав внутреннего наряда по парку, обязанности лиц внутреннего наряда, контроль за соблюдением внутреннего порядка и распорядка работы в парке и др.
Слайд 45Ответственность за организацию внутреннего порядка в парке, за правильное содержание
и хранение техники, выполнение противопожарных мероприятий несет заместитель командира по
вооружению (начальник автомобильной службы). На узлах РПС: начальники отделов (отделений), ст. техник, заместитель начальника.
Ответственность за содержание помещений и участков территории парка, закрепленных за подразделениями, несут командиры подразделений.
Контроль за внутренним порядком в парке возлагается на внутренний наряд по парку, дежурного по части и начальника автомобильной службы.
Командир части не реже двух раз в год, а заместитель командира по вооружению (начальник автомобильной службы) ежедневно проверяют состояние парка.
Слайд 46Допуск личного состава в парк разрешается в установленное распорядком дня
время в строю под командой офицеров, прапорщиков или сержантов.
Офицеры и
прапорщики своей части в установленное для работы время допускаются в парк по удостоверениям личности.
Сержанты и солдаты, прибывшие в парк по служебным делам в одиночном порядке по военным билетам с разрешения заместителя командира по вооружению, о чем последний ставит в известность дежурного по парку.
Экипажи (водители), прибывшие для вывода машин - по предъявлению путевых листов.
Лица, не принадлежащие к личному составу части, допускаются в парк только по разовым пропускам, подписанным заместителем командира части по вооружению и в сопровождении специально назначенного военнослужащего.
После сдачи парка под охрану караула личный состав допускается в парк только с разрешения начальника караула при наличии допуска, подписанного командиром части.
Слайд 47Порядок хранения и выдачи ключей от замков зажигания, люков машин,
парковых помещений и ворот парка должен обеспечивать своевременный выход машин
из парка, а также исключать случаи самовольного использования их личным составом.
Ключи от замков зажигания и люков машин (два комплекта) хранятся у дежурного по парку и дежурного по подразделению в опечатанном ящике.
Ключи от парковых помещений выдаются ответственным лицам из подразделений, отданных приказом по части, и учитываются в книге выдачи ключей от замков зажигания и люков машин, помещений и ворот парка.
Ключи от замков зажигания и люков машин выдаются водителям при предъявлении путевых листов.
Для проведения работ на автомобилях или для занятий в парке ключи от замков зажигания выдаются командиру подразделения.
Слайд 48Внутренняя служба в парках организуется в соответствии с требованиями гл.
10 Устава внутренней службы и гл.4 Наставления по автомобильной службе
и других руководящих документов по автомобильной службе.
Для несения внутренней службы в парке назначаются дежурный по парку, дневальные и механик - водитель (водитель) дежурного тягача на случай пожара. Подготовка должностных лиц внутреннего наряда по парку осуществляется на основе приказа командира части в соответствии с программами и методическими разработками для проведения занятий, разработанными воинской части.
Внутренний наряд по парку при несении службы руководствуется инструкциями, утвержденными командиром воинской части.
Внутренний наряд по парку отвечает за соблюдение внутреннего порядка в парке.
Дневальные выставляются дежурным по парку у входа в парк, а на время производства работ - на территории парка.
В ночное время после сдачи парка под охрану караула дежурный и дневальные находятся в помещении дежурного по парку.
Слайд 49Охрана парка осуществляется круглосуточно караулом согласно табелю постам, утвержденному командиром
части. После окончания работ, согласно распорядку дня, парк сдается дежурным
по парку под охрану караула. О сдаче дежурства дежурный по парку обязан доложить заместителю командира части по вооружению (НАС) и дежурному по части.
Дежурный по парку в полку назначается из офицеров или прапорщиков или сержантов.
Он отвечает за внутренний порядок в парке и за несение службы нарядом по парку.
Дежурный по парку подчиняется дежурному по части, а в порядке внутренней службы парка - заместителю командира части по вооружению.
Дежурный по парку выполняет свои обязанности в соответствии с требованиями Устава внутренней службы.
Слайд 504. Порядок выхода и возвращения машин
Заместитель начальника узла (станции) ФПС
накануне дня выхода машин узла (станции) ФПС из парка:
дает указания
командиру подразделения подвижных средств ФПС технику узла (станции) ФПС, а выписке путевых листов на машины, включенные в наряд на использование машин. Порядок оформления путевых листов определяется начальником узла (станции) ФПС;
дает указания технику (командиру отделения) по подготовке водителей и машин в выполнении задач;
передает один экземпляр наряда на использование машин дежурному по парку;
организует контроль за своевременной и качественной подготовкой водителей и машин к выходу из парка.
Командир подразделения подвижных средств ФПС организует и контролирует подготовку водителей и машин для выполнения задания. Подготовка машин проводится водителями накануне дня выхода из парка во время, предусмотренное и непосредственно перед выходом из парка.
Слайд 51В день выхода заместитель начальника узла (станции) ФПС (командир подразделения
подвижных средств ФПС) вручает водителям путевые листы, инструктирует старших машин
и водителей о цели, порядке, сроках выполнения задания и мерах безопасности движения. В отдельных случаях путевые листы могут вручаться водителями дежурным по узлу ФПС (по части). Допускается по парку по получении наряда на использование машин знакомит с ним начальника КТП.
По прибытии водителей сличает путевые листы с нарядом на использование машин и разрешает приступить в подготовке машин к выходу.
Водитель проводит на стоянке контрольный осмотр машины перед выходом из парка и докладывает непосредственному начальнику о готовности к выполнению задания.
Старший техник узла (станции) ФПС, убедившись в исправности и готовности машины, расписывается в путевые листе и дает водителю команду представить машину для проверки начальнику КТП.
Слайд 52Начальник КТП проверяет состояние и внешний вид водителя, наличие и
правильность оформления положенных документов, внешний вид машины, ее заправку горючим,
охлаждающей жидкостью и маслом, показания контрольных приборов, исправность агрегатов, систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения, исправность и пломбирование спидометров, исправность оборудования.
При проверке машины он руководствуется операционной картой контроля, составленной на машину каждой марки отдельно. Убедившись в исправности машин и наличии правильно оформленных документов, начальник КТП расписывается в путевом листе. В случае обнаружения на машине технических неисправностей, неподготовленности ее к перевозке секретных и почтовых отправлений, при отсутствии или неправильном оформлении документов он задерживает машину, о чем сообщает дежурному по парку.
Запрещается кому бы то ни было отдавать приказания начальнику КТП о выпуске из парка неисправных машин.
Слайд 53Дежурный по парку проверяет наличие на путевом листе подписей заместителя
начальника узла (станции) ФПС, старшего техника подразделения и начальника КТП,
сверяет путевой лист с нарядом на использование машин, записывает в путевой лист показания спидометра, отмечает в путевом листе время убытия машины из парка, делает записи в журнале выхода и возвращения машин и разрешает дневальному выпустить машину из парка.
Машина, вышедшая из парка, поступает в распоряжение старшего машины (команды сопровождения воинской почты), под руководством которого она используется согласно наряду на использование машин.
При объявлении боевой тревоги машины выводятся из парка в соответствии с планом. При этом начальник КТП машины не проверяет.
При возвращении машины в парк водитель (старший машины) докладывает дежурному по парку о прибытии, выполнении задания и происшествия в пути.
Слайд 55Начальник КТП производит внешний осмотр машины. Дежурный по парку при
возвращении машины в парк проверяет наличие у водителя положенных документов,
правильность заполнения путевого листа, замечания инспекторов спидометра и время возвращения машины, делает записи в журнале выхода и возвращения машин и дает указания водителю о проведении ежедневного технического обслуживания машины.
Машины не прошедшие технического обслуживания, ставить на стоянки запрещается.
Слайд 565. Противопожарная охрана парков
Основными причинами возникновения пожаров в парках являются:
неосторожное
обращение с огнем;
нарушение правил пожарной безопасности при сварочных и других
огневых работах;
нарушение правил эксплуатации электрооборудования;
неисправность отопительных приборов;
нарушение правил безопасности при работе с аккумуляторными батареями и проведении окрасочных работ;
нарушение режима эксплуатации устройств для подогрева автомобилей;
самовозгорание промасленных обтирочных материалов, пропитанных маслом;
статическое и атмосферное электричество;
неисправность электрооборудования, систем питания машин, применение для мойки двигателя легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и т.д.
Слайд 57Противопожарная защита парков организуется в соответствии с требованиями Устава внутренней
службы ВС РФ и Наставлениями по автомобильной службе.
Мероприятия по противопожарной
защите парков разрабатывается начальником службы противопожарной защиты и спасательных работ воинской части совместно с заместителем командира части по вооружению (начальником автомобильной службы) с учетом конкретных условий и включается в общий план противопожарной охраны части. Инструкция по мерам безопасности находится у дежурного по парку.
Укомплектование парков средствами пожаротушения по установленным нормам возлагается на заместителя командира части по тылу.
Начальник противопожарной службы подчиняется командиру части. В воинских частях, не имеющих штатных команд, создаются нештатные пожарные команды численностью от 5 до 15 человек.
Ежедневно в состав наряда по парку назначаются водители (механики - водители) дежурного тягача на случай пожара. Дежурный тягач комплектуется пожарными тросами и средствами пожаротушения. Кроме того, в парках должны быть запасные тросы из расчета один трос на 10 машин, на не менее двух на хранилище (стоянку).
Слайд 58Для предупреждения возникновения пожара в парках запрещается:
заправляться горючим на
стоянках;
хранить на стоянках машины с подтеканием топлива;
хранить в
местах стоянок машин ГСМ, кроме находящихся в баках;
промывать и чистить горючими жидкостями чехлы, капоты, одежду;
хранить в машинах посторонние предметы, промасленные тряпки, чехлы, специальную одежду;
применять подогреватели, опасные в пожарном отношении;
применять открытый огонь и фонари «летучая мышь» на стоянках машин и при заправке баков горючим;
производить сварочные работы в помещениях для стоянки машин;
загромождать ворота в помещениях для стоянки машин, устраивать в этих помещениях кладовки, мастерские и жилье.
Слайд 59Машины должны устанавливаться в парке так, чтобы между ними оставались
необходимые проходы для быстрого вывода их в случае пожара.
В хранилищах
допускается установка машин в два ряда без внутреннего проезда.
На открытых площадках техника хранится группами не более 200 единиц в одной группе. Расстояние между группами не менее 20м от крайней машины в группе до зданий и сооружений не менее 10м.
Процесс мойки техники связан с накоплением горючего в канализации, что приводит к образованию взрывоопасных смесей, поэтому сточные воды от мойки перед пуском их в общую систему канализации необходимо подвергать очистке.
Помещение заряда аккумуляторных батарей оборудуется приточно-вытяжной механической вентиляцией, включение которой блокируется с зарядным устройством.
Слайд 60БТР-90 на открытой площадке. Соблюдены правила пожарной безопасности.
Слайд 61Расстояние от пункта заправки до общественных зданий и сооружений должно
быть не менее 50 м. Резервуары с горючим, трубопроводы, фильтры,
насосы и раздаточные колонки надежно заземляются для отвода зарядов статистического электричества.
Устав ВС РФ ответственность за организацию и состояние пожарной охраны возлагает на командиров воинских частей. Командиры подразделений, начальники мастерских, складов отвечают за противопожарное состояние вверенных им объектов. Все военнослужащие обязаны знать и выполнять требования пожарной безопасности и уметь обращаться со средствами пожаротушения.
Устройство парка и установленный в нем порядок должен исключать всякую возможность возникновения пожара.
Слайд 626. Организация работ в парке в парково-хозяйственные дни. Назначение парково-хозяйственного
дня.
Парково-хозяйственный день предназначен для:
осмотра, технического обслуживания и поддержания в исправном
состоянии вооружения и техники;
дооборудования и благоустройства парков, военных городков и объектов учебно-материальной базы;
уборки всех жилых и нежилых помещений;
помывки личного состава в бане и пр.
Парково-хозяйственный день производится каждую неделю по субботам, причем две субботы в месяц проводится парковый день, а две – парково-хозяйственный.
Слайд 63ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПАРКОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДНЯ
Парково-хозяйственный день (парковый день)
предусматривается планом боевой подготовки и проводится по плану, разработанному штабом
части с участием заместителей по тылу и вооружению (по технической части), утверждается командиром воинской части и проводится в течение всего рабочего дня.
Для проведение работ в парке парково-хозяйственный день привлекаются водители, весь личный состав ремонтных подразделений, а также, в зависимости от планируемого объема работ - необходимая часть личного состава всех остальных подразделений.
Слайд 64Исходными данными для разработки плана проведения парково - хозяйственного дня
являются:
указание командира части и старших командиров (начальников);
месячный план
эксплуатации и ремонта вооружения, боевой и другой техники, а также сроки проведения плановых и сезонных обслуживании, установленных соответствующими приказами, наставлениями и инструкциями;
результаты осмотров и проверок техники должностными лицами и фактическая потребность в их обслуживании;
итоги ранее проведенных парково - хозяйственных дней и работ по обслуживанию вооружения и техники;
заявки командиров подразделений на необходимые работы по ремонту вооружения и техники;
условия эксплуатации и хранения машин в части;
намеченные хозяйственные мероприятия.
Слайд 65В плане проведения парково-хозяйственного дня предусматривается выполнение следующих основных мероприятий:
осмотр
состояния всех видов вооружения, техники и имущества должностными лицами;
выполнение всех
видов технического обслуживания вооружения, техники и имущества;
выполнение экипажами, расчетами, водителями и специалистами плановых работ по обслуживанию вооружения и техники, а также устранение выявленных неисправностей;
проверка состояния и обслуживание источников и потребителей электроэнергии (аккумуляторных батарей, генераторов, стартеров, электроприборов,электростанций и пр.);
обслуживание средств эксплуатации, подвижных ремонтных средств, станочного, силового, противопожарного и другого оборудования;
проверка наличия, доукомплектование и обслуживание ЗИП;
обслуживание погрузочно-разгрузочных механизмов, средств освещения и сигнализации;
ремонт и оборудование подъездных путей, внутрипарковых дорого, ограждений и пр.;
осмотр и совершенствование учебно - материальной базы;
уборка и благоустройство территории военного городка, казарменных помещений, объектов учебно - материальной базы, столовых, складов, объектов прикухонного хозяйства и пр.
Слайд 66В плане проведения парково - хозяйственного дня указывается:
наименование работ (мероприятия)
и время их выполнения;
в каких подразделениях проводятся работы (объекты, места
работ);
привлекаемые силы и средства (количества личного состава, выделяемого для работ и материально-технического обеспечение проводимых мероприятий);
должностные лица, ответственные за выполнение работ и контроль за работами.
В плане также отражаются организация специализированных постов и бригад, выделяемых из подразделений технического обслуживания и ремонта и предназначенных для обеспечения качественного выполнения работ в парке.
Слайд 67Все мероприятия парково-хозяйственного дня группируются в плане по разделам. Такими
мероприятиями могут быть: организационные мероприятия; проверка, обслуживание и ремонт вооружения,
техники и имущества, оборудование и совершенствование учебно-материальной базы боевой подготовки; хозяйственные работы; уборка рабочих мест и подведение итогов парково-хозяйственного дня. В плане отражается также организация работы специальных постов и специализированных бригад, выделяемых из подразделений технического обслуживания и ремонта и предназначенных для обеспечения качественного выполнения работ в парке.
За два дня до парково-хозяйственного штаб совместно с заместителем командира по вооружению (ЗКВ) и заместителем командира по тылу разрабатывает план проведения парково-хозяйственного дня, который подписывается начальником штаба и утверждается командиром части.
За 1-2 дня до парково-хозяйственного дня выписки из плана штабом доводятся до заместителей командира части, начальников родов войск и служб и командира подразделений.
На основании выписок из плана проведения парково-хозяйственного дня командиры батальонов и рот составляют планы проведения парково-хозяйственного дня в своих подразделениях.
Слайд 68 Накануне парково-хозяйственного дня экипажам, расчетам, водителям командиры взводов ставят конкретные
задачи, как правило, в виде индивидуальных заданий, инструктируют личный состав
о порядке проведения парково-хозяиственного дня и мерах безопасности.
Накануне парково-хозяйственного дня командиры подразделений проводят с личным составом инструктивные занятия, на которых ему доводятся индивидуальные задания (объема работ), указываются порядок и очередность выполнения работ, их материального обеспечения, изучаются меры безопасности.
По указанию начальника автомобильной службы (ЗКВ) командир подразделения технического обслуживания и ремонта (ПТОР) силами и средствами личного состава ПТОР в соответствии с утвержденным планом развертывает в парке специальные посты:
по заправке инструмента;
по ремонту сидений и брезентовых изделий;
по подкраске машин;
по демонтажу и накачке шин;
по проверке огнетушителей;
организует материально-техническое обеспечение работ,
выполняемых на машинах и парковом оборудовании.
Слайд 69ПРОВЕДЕНИЕ ПАРКОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДНЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Парково-хозяйственный день начинается с общего
построения части, на котором командиры подразделений проверяют готовность личного состава
к выполнению запланированных работ и уточняют поставленные задачи.
По указанию командира части личный состав распределяется по местам работ (объектам) и под руководством командиров подразделений (ответственных за проведение работ) приступает к выполнению плана парково-хозяйственного дня.
С целью лучшей организации контроля за выполнением работ, план парково-хозяйственного дня вывешивается на видном месте. Индивидуальные задания водителя вывешиваются возле машин (объектов работ).
Слайд 70Начало перерыва в работе и ее окончание проводится по общей
команде (сигналу).
В установленное время работы прекращаются, места и объекты работ
приводятся в исходное состояние, производится построение личного состава, командиры подразделений (ответственные за выполнение работ) докладывают о выполнении плана работ командиру части. Командир части подводит итоги и ставит задачи на следующий парково-хозяйственный день. Парково-хозяйственный день завершается прохождением в походной колонне личного состава перед командиром части.
В установленное распорядком время командиры подразделений подводят итоги парково-хозяиственного дня с личным составом.
Слайд 71Задание на самоподготовку
Изучить устройство и оборудование парков; порядок выхода и
возвращения машин.
Список литературы, рекомендованной для самостоятельного изучения студентами:
1. Наставление по
автомобильной службе, стр. 80-106.