Слайд 1
Система работы с одарёнными детьми как одно из направлений личностно-ориентированного
обучения
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных
предметов г. Железногорска»
2014 год
«Физическая культура»
Учитель высшей квалификационной категории– Ходосова Н.А.
Слайд 2Одаренность -конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность -это огонь,
Не гаси, поддержи
его, слышишь.
Одаренность -пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный -философ и шут,
В
общем, трудный еще ребенок.
Слайд 3Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает
одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют
педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ
Слайд 4Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное
выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях
выше среднего уровня.
Слайд 5Не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать
свои способности. Поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья
и школа.
Слайд 6Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности
ребёнка.
Слайд 7Задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности.
Слайд 8Одним из факторов повышения эффективности физического воспитания является интерес.
Слайд 9Основные цели и задачи физической культуры и спортивно -массовой работы
направлены
на повышение уровня физической подготовленности учащихся,
укрепления здоровья,
воспитание
нравственности и духовной культуры,
агитацию и пропаганду здорового образа жизни на основе идей Олимпийского движения,
вовлечения молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом.
Слайд 10Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не
удовлетворяет обычная работа, эти дети развивают свой интеллект в самостоятельной
деятельности. При этом существует главное правило - никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
Слайд 11Учитель является координатором усилий для оптимального развития одаренных детей, чья
одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а
так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Слайд 12Цель учителя - создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания
и развития одарённых детей в школе.
Слайд 13Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности.
Одарённая личность - личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в физическом развитии, интеллектуальной, творческой, художественной,
психомоторной сфере общения (лидерство).
Слайд 14Одарённость может проявляться: - как одарённость явная (проявленная), которая «у
всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость.
Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 - 3% от общего числа детей; - как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает; - как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Слайд 15Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к
развитию его личности и одаренности.
Слайд 16На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей.
Существуют такие типы
отношений:
• отрицательное;
• игнорирующее;
• положительное;
«гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность,
возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Слайд 17•принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности:
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и
дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
•принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
Слайд 18Направления, формы и методы работы с одаренными детьми.
В качестве
основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:
а) систему преемственных связей
среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения
б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в школе;
в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных и образовательных потребностей одаренных детей, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Слайд 19Вся работа условно включает несколько этапов:
организационный этап: главная задача на
этом этапе - изучение методик, концепций и исследований отечественных и
зарубежных психологов.
этап предварительного поиска: основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке.
Слайд 20Подробно изучаю медицинские карты с заключениями врачей. К концу первой
четверти первого учебного года определяю склонности ребенка. Изучаю сферу физического
развития ребенка.
В результате исследований выявляю детей с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.
Слайд 21Собранная информация позволяет мне создать представление о каждом поступившем в
класс ребенке.
Слайд 22Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать
свои эмоциональные, физические потребности.
Слайд 23В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:
• предметные недели;
•
олимпиады (разных уровней);
• факультативы;
• кружки;
• конкурсы (Всероссийские, региональные. муниципальные, школьные);
•
НПК; работа по индивидуальным планам.
Слайд 24Начиная с 5-го класса, дети принимают активное участие в школьных
и муниципальных Всероссийских научно-практических конференциях.
В данном виде работы заинтересованы
родители, а так же и сами юные дарования.
Слайд 25В 2013 учебном году учащаяся 5Д класса Воронкова Валерия, приняла
участие в XX Всероссийской студенческой научно-технической конференции «Молодежь и наука
XXI ВЕКА», посвященной 70-летию Победы в Курской битве.
Всероссийская студенческая научно-техническая конференция
Слайд 26Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными
технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения расширить охват одарённых детей.
Слайд 27Этап заключительного отбора
составляю характеристику на каждого ученика,
провожу индивидуальную
оценку познавательных и физических качеств, творческих возможностей и способностей ребенка
через различные виды деятельности образовательного процесса.
Слайд 28Работу с одарёнными детьми я рассматриваю
как возможность перехода на
другой, более качественный уровень образования,
как поиск,
как практическую деятельность,
как опыт,
посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста.
Слайд 29Создание индивидуальных образовательных программ является важным фактором, влияющим на развитие
одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей.
Слайд 30Основой такой системы выступает рейтинговая система оценки деятельности учащихся класса.
Годовой рейтинг учащихся состоит из разделов:
1. Активность учащихся во внеклассной
деятельности.
2. Активность учащихся в спортивных соревнованиях.
Слайд 31В первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень
мероприятия. Учёба (по 5 бальной шкале). В конце года баллы
суммируются и фиксируются как годовой рейтинг. В этот рейтинг вношу с определенным коэффициентом и успехи учащихся во всех спортивных соревнованиях и конкурсах, включая эстетическое, художественное и др. направления.
Слайд 32В конце учебного года в нашей школе проводится праздник, где
отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные
таланты обязательно отмечаю грамотами, дипломами и ценными подарками.
Слайд 33Работая с одарёнными детьми много лет, пришла к выводу: очень
важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом
с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который способствовал бы развитию таланта, научил бы ребенка трудиться.