Разделы презентаций


пед рефлексия в деят учителя2017

Содержание

Профессиональная рефлексия как основа педагогического мастерства  Не ищи себя вовне Персий

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Профессиональная рефлексия как основа педагогического мастерства  
Не ищи себя вовне



Персий

Профессиональная рефлексия как основа педагогического мастерства  Не ищи себя вовне Персий

Слайд 3План

1.Рефлексия, понятие, уровни, формы, типология рефлексии.
2.Педагогическая рефлексия, понятие,

функции, этапы, направления и педагогические условия развития.
3.Ключевые педагогические проблемы

методического характера и способы их решения.


План 1.Рефлексия, понятие, уровни, формы, типология рефлексии. 2.Педагогическая рефлексия, понятие, функции, этапы, направления и педагогические условия развития.

Слайд 4Практическая часть

Самодиагностика

Выполнение упражнений на развитие рефлексии

Самостоятельная работа «Вычленение ключевых педагогических

проблем
методического характера и определение способов их решения»

Практическая частьСамодиагностикаВыполнение упражнений на развитие рефлексииСамостоятельная работа «Вычленение ключевых педагогических проблем методического характера и определение способов их

Слайд 5ЛИТЕРАТУРА
Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия - Псков:

ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004. - 216 стр.
Личностная и профессиональная рефлексия:

психологический практикум / сост. Г.С. Пьянкова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.– Красноярск, 2012. – 125 с.
Юрова Т.В. Ю ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ: ДИАГНОСТИКА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ: моногра-фия. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008.
Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности. // Мир психологии. – 2007. - №2. - С. 203-216.


ЛИТЕРАТУРА Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия - Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004. - 216 стр. Личностная

Слайд 6Пед. рефлексия

Пед. рефлексия

Слайд 7Рефле́ксия (от позднелат.  Reflexio  - обращение назад, отражение) - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение

внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на

продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Согласно П. Тейяру де Шардену, рефлексия - то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Рефле́ксия (от позднелат.  Reflexio  - обращение назад, отражение) - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание,

Слайд 9Философское определение рефлексии связано с размышлением индивида о самом себе,

самонаблюдением, анализом собственных действий, мыслей, эмоций, обращением сознания на себя,

размышлением о своем внутреннем состоянии.

Рефлексия — это всегда порождение нового знания в сознании индивида.

Философское определение рефлексии связано с размышлением индивида о самом себе, самонаблюдением, анализом собственных действий, мыслей, эмоций, обращением

Слайд 10Психологи рассматривают рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов

и состояний. А в социальной психологии рефлексия - это не

только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами, как ими воспринимается.
=Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур.
Психологи рассматривают рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. А в социальной психологии рефлексия

Слайд 11В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последнее

десятилетие.
Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как

участника этого взаимодействия, участника диалога.
В процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с тем или иным содержанием педагогического взаимодействия, с воспитанником, со своим коллегой - другим педагогом, с различными моделями педагогической деятельности, различными педагогическими технологиями и т.д.
В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последнее десятилетие. Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог

Слайд 12Понятие «уровень рефлексии» ввел В.А. Лефевр.

Уровни, этапы рефлексии:
остановка;


фиксация;
объективация;
обобщение;
осмысление

Понятие «уровень рефлексии» ввел В.А. Лефевр. Уровни, этапы рефлексии: остановка; фиксация; объективация; обобщение; осмысление

Слайд 13Формы рефлексии.
Полагающая рефлексия – производит самое первое отличие самости
субъекта от

его природной жизнедеятельности.
Сравнивающая рефлексия – обеспечивает опознание субъектом себя в

налично данном, очевидном мире и отождествление с ним.
Определяющая рефлексия – впервые обнаруживает несовпадение и
противоположность Я (как субъекта) и не-Я (как объекта).
Синтезирующая рефлексия характеризует осознание себя в мире, осознание самооценки своего существования, смысла своей жизни.
Трансцендирующая рефлексия – характеризует расширяющееся сознание. Эта форма рефлексии не имеет границ. Она бесконечна.
Формы рефлексии.Полагающая рефлексия – производит самое первое отличие самостисубъекта от его природной жизнедеятельности.Сравнивающая рефлексия – обеспечивает опознание

Слайд 14Типы и виды рефлексии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов)

Типы и виды рефлексии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов)

Слайд 15
Профессиональная рефлексия

Впервые данное понятие было введено Вульфовым Б.З.

Профессиональная

рефлексия
– это соотношение себя, своих возможностей с требованиями профессии.

Проф.

пед. рефлексия – вид проф. рефлексии

Профессиональная рефлексия Впервые данное понятие было введено Вульфовым Б.З. Профессиональная рефлексия – это соотношение себя, своих возможностей

Слайд 16Сегодня педагогическая рефлексия как объект научного изучения занимает одно из

центральных мест в исследованиях, посвященных проблемам профессионального самосознания, профессионального самообразования,

профессиональной культуры и профессиональной подготовки учителя (Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин, Г.М. Коджаспирова, Н.Т. Селезнева, В.А. Адольф, И.Ю. Степанова, С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Е.П. Варламова и др.).
В последнее десятилетие интерес к педагогической рефлексии значительно возрос в связи с проблемами формирования и развития педагогической рефлексии в процессе подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности (С.Н. Батракова, Е.Н. Дмитриева, В.Л. Матросов, О.В. Москаленко Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Л.В. Подымова, Т.И. Руднева и др.). Ведущие специалисты, занимающиеся разработкой проблем качества подготовки специалиста для системы образования, сходятся во мнении о том, что педагогическая рефлексия является важным элементом профессиональной компетентности учителя (В.А. Адольф, И.Н. Степанова, В.Н. Введенский, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Г.М. Коджаспирпова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.)

Сегодня педагогическая рефлексия как объект научного изучения занимает одно из центральных мест в исследованиях, посвященных проблемам профессионального

Слайд 17А.А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности

учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей

деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.

И.В.Орловой педагогическая рефлексия понимается как сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога занять аналитическую позицию по отношению к своей деятельности.

В.Н. Введенский считает, что рефлексия входит в регулятивную компетентность педагога, которая предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением.


А.А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по

Слайд 18Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог.

Это, как сказал Д.Дьюи, «вечный ученик своей профессии» с неутомимой

потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем
(Лихтенберг Г.)

Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, «вечный ученик своей

Слайд 19Функции пед.рефлексии:

проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
организаторская (организация наиболее эффективных

способов взаимодействия в совместной деятельности);
коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического

процесса);
смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Функции пед.рефлексии:проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);коммуникативная (как условие продуктивного

Слайд 20 Структура педагогической рефлексии (И.А. Стеценко ):
Согласно представлениям ученого, психологическую

структуру педагогической рефлексии составляют мотивационно-целевой, когнитивно-операционный, аффективный, оценочный и нравственно-волевой

компоненты.






Структура педагогической рефлексии (И.А. Стеценко ):Согласно представлениям ученого, психологическую структуру педагогической рефлексии составляют мотивационно-целевой, когнитивно-операционный, аффективный,

Слайд 21Цели рефлексии на разных этапах деятельности

Цели рефлексии на разных этапах деятельности

Слайд 22
Проблемное поле.
Несмотря на определенный уровень теоретической и практической разработанности проблемы,

вне поля зрения исследователей остаются такие аспекты, как концептуальные основы

подготовки учителя к рефлексивной деятельности.

В педагогической практике учителя нередко подменяют анализ собственной деятельности, связанный с рефлексией, простой констатацией сделанного.

Неудачи в профессиональной деятельности объясняют внешними причинами (неадекватность оценки труда учителя, низкая обученность учащихся, отсутствие времени, контроль администрации, низкий уровень познавательного интереса учащихся, слабая материально-техническая база школы и др.). При этом нередко из анализа исключаются результаты взаимодействия и воздействия на учащихся, их реакции на действия учителя.

Проблемное поле.Несмотря на определенный уровень теоретической и практической разработанности проблемы, вне поля зрения исследователей остаются такие аспекты,

Слайд 23Процесс профессионального развития учителя — это процесс постоянного выбора между

продвижением и отступлением.

Процесс профессионального развития учителя — это процесс постоянного выбора между продвижением и отступлением.

Слайд 24Практическая часть

Самодиагностика

Практическая частьСамодиагностика

Слайд 25
Тест «Ваша установка на будущую профессию» (А.А. Орлов)

Что вас больше

всего привлекает в работе учителя?

1) интерес к школе, педагогической деятельности,

к общению и работе с детьми;
2) желание заниматься любимым предметом, все время узнавать что-то новое;
3) возможность получить высшее образование, общественная ценность и сложность профессии;
4) желание сохранить круг друзей, привлекательность жизни в студенческом коллективе.
 

Тест «Ваша установка на будущую профессию» (А.А. Орлов)Что вас больше всего привлекает в работе учителя?1) интерес к

Слайд 26Ключ:
профессионально-деловая установка;
познавательная;
социально-значимая;
ситуативная.
 
Наиболее предпочтительны 1, 2; 3

- приемлемый тип;

если 4 вариант выбран, то необходимо серьезно проанализировать свое представление о выбранной профессии.

Ключ:профессионально-деловая установка; познавательная;социально-значимая;ситуативная.  Наиболее предпочтительны  1, 2;  3 - приемлемый тип;

Слайд 27Определение уровня сформированности профессиональной педагогической рефлексии (Е.Е. Рукавишников)

Определение уровня сформированности профессиональной педагогической рефлексии (Е.Е. Рукавишников)

Слайд 28
Упражнения по развитию личностной рефлексии


Упражнения по развитию личностной рефлексии

Слайд 29Самостоятельная работа

Цель: приобретение опыта вычленения, анализа педагогических проблем методического характера

и способов их решения (ФГОС СПО).

Самостоятельная работаЦель: приобретение опыта вычленения, анализа педагогических проблем методического характера и способов их решения (ФГОС СПО).

Слайд 30Рефлексивная часть
 
Упражнение «Голодный или сытый?»

Рефлексивная часть  Упражнение «Голодный или сытый?»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика