Слайд 1Педагогическая деятельность, ее аспекты
Сущность педагогической деятельности
Структура педагогической деятельности
Педагогическая техника
Права и
обязанности педагога
Слайд 2Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, которая заключается
в направленной передаче от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры
и опыта, создании условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Слайд 3
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания
Объекты цели педагогической
деятельности: воспитательную среду
деятельность воспитанников
воспитательный коллектив
индивидуальные особенности воспитанников
Педагогическая профессия требует двойной
подготовки - человековедческой и специальной.
Педагогическая деятельность по своей природе имеет адаптивный гуманистический, коллективный и творческий характер.
Слайд 4Педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся
обстоятельствах
Творческий потенциал педагога формируется на основе:
накопленного им социального опыта
психолого-педагогических и
предметных знаний новых идей
умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения
новаторские формы и методы
Слайд 5Структура педагогической деятельности включает три основных взаимосвязанных компонента
Конструктивная деятельность
конструктивно-содержательную (отбор
и композиция учебного материала
планирование и построение педагогического процесса)
конструктивно-оперативную (планирование
своих действий и действий учащихся)
конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Слайд 62.Организаторская деятельность предполагает:
выполнение системы действий, направленных на включение учащихся
в различные виды деятельности
создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность
направлена на установление педагогически целесообразных отношений:
педагога с воспитанниками
другими педагогами школы
представителями общественности
родителями.
Слайд 7Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность
к педагогической деятельности.
В ее составе правомерно можно выделить:
психологическую
психофизиологическую
физическую готовность
научно-теоретическую
практическую
подготовку
Слайд 8Ведущее место занимает направленность личности учителя.
1.социально-нравственную направленность / социальные потребности,
моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности/
2.профессионально-педагогической
направленности /является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога/
3 профессиональная направленность личности учителя / интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу
Слайд 12Учитель должен знать:
- Конституцию РФ;
- законы РФ, постановления и
решения Правительства РФ, федеральных и региональных органов управления образованием по
вопросам образования;
- конвенцию о правах ребенка;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
- педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- методику преподавания предмета и воспитательной работы;
- программы и учебники, необходимые в процессе обучения;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
- основы научной организации труда;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, и противопожарной защиты;
- основы доврачебной медицинской помощи.
Учитель подчиняется непосредственно завучу по учебно-методической работе.
Во время отсутствия учителя (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
Слайд 13Должностные обязанности
Учитель:
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом
специфики преподаваемого предмета.
Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.
Реализует образовательные программы.
Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за его реализацию.
Соблюдает права и свободы обучающихся.
Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
Взаимодействует с родителями (лицами, их заменяющими) учащихся.
Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Слайд 14Учитель имеет право:
Знакомиться с проектами решений руководителя учреждения, касающимися его
деятельности.
По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства:
- предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы;
- замечания по деятельности работников учреждения;
предложения по устранению имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
Привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (в соответствии с положениями о структурных подразделениях либо с разрешения руководства).
Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Слайд 15Ответственность
Учитель несет ответственность:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством РФ.
За
правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
За причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством РФ.
Слайд 16Литература
-Лихачев, Б.Т. Педагогика.– М., 1996.– С. 28–31; 33, 35–36.
-Спирин, Л.Ф.
Теория и технология педагогических– М., 1997.– С. 19–27; 35–37.
-Беспалько, В.П.
Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста.– М., 1989.– С. 7–12.
-Симонов, В.П. Педагогический менеджмент.– М., 1995.– Гл. 5.
-Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность .– М., 1975.
-Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.– М., 1946.– С. 181.
-Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства.– М., 1989.– С. 7–9.
-Сластенин, В.А. Педагогика.– М., 1998.– С. 24–32.
-Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству.– М., 1990. – С. 123–127.
-Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках.– М., 1997.