Слайд 1Педагогическая психология
РАЗВИТИЕ
ОБУЧЕНИЕ
ВОСПИТАНИЕ
Слайд 2Объект: развивающийся человек
Предмет: факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком
и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и
личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Зимняя И.А. Педагогическая психология.
Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.
Каптерев Пётр Фёдорович. 1874г.
Слайд 3Проблемы ПП:
Выготский Лев Семёнович (1896г.-1934г.)
Проблема соотношения обучения и развития
Проблема соотношения обучения
и воспитания.
Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении.
Проблема одаренности детей.
Проблема
готовности детей к обучению в школе
Слайд 4Задачи ПП:
Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на
интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся
социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
Слайд 5Задачи ПП:
Изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных
качеств;
Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического
мышления;
Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;
Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
Зимняя И.А. Педагогическая психология.
Слайд 6Структура ПП:
1) психология образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической
деятельности);
2) психология учебной деятельности и ее субъекта — обучающегося (ученика,
студента);
3) психология педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя);
4) психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Зимняя И.А. Педагогическая психология.
Слайд 7Методы ПП:
По характеру действий исследователя
Автор: Ананьев Борис Герасимович
(1907г.-1972г.)
Организационные
2)
Эмпирические
3) Обработки данных
4) Интерпретационные
Слайд 8Организационные методы:
Сравнительный (метод поперечных срезов)
2) Лонгитюдный (метод продольных срезов)
3) Комплексный
7
лет
8 лет
9 лет
10 лет
Слайд 9Эмпирические методы
Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение)
Экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный,
формирующий или психолого-педагогический)
Психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия,
интервью и беседы)
Праксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ)
Метод моделирования (математическое, техническое и др.)
Биографические методы (анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека)
Слайд 10Методы обработки данных
Количественный (математико-статистический)
Качественный анализ.
Методы интерпретации
Генетический («вертикальный»)
Структурный («горизонтальный»)
Слайд 11История ПП:
Общедидактический этап - с середины XVII в. и до
конца XIX в.
2) Становление ПП как самостоятельной науки -
с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., аккумуляция достижений педагогической мысли предшествующих столетий.
3) Современный этап - с середины XX в. и до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.
Зимняя И.А. Педагогическая психология.
Слайд 12Понятия ПП:
Обучение – целенаправленная, последовательная передача (трансляция) социокультурного (общественно-исторического) опыта
другому человеку в специально-заданных условиях.
Учение – научение в результате
целенаправленного, сознательного присвоения учеником передаваемого (транслируемого) социокультурного опыта (общественно-исторического) и формируемого на этой основе индивидуального опыта
Образование -общественно-организуемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально-значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности
Слайд 13Теории ПП:
Бихевиоризм
Когнитивная психология
Психология деятельности
Гуманистическая психология
Слайд 14Бихевиоризм
Дж. Уотсон, В. Скиннер, Э. Торндайк
Теория оперантного поведения
Концепция научения
Закон эффекта
Закон
упражняемости
Закон готовности
S R
Биологизм
Слайд 15Когнитивная психология:
Г.У. Найссер, М. Бродбент,
Д. Норман, Дж. Брунер и
др.
Знание
Информированности
Организация семантической памяти
Прогнозирование
Прием и переработка информации
Процессы чтения и понимания
Когнитивные стили
Познавательный
процесс
Информационные теории
Слайд 16Психология деятельности:
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
Изучение целостной деятельности
«Культурно-историческая концепция»
Теория развития
психики, понятийного мышления, речи
Связь обучения и развития, где первое должно
опережать и вести за собой второе
Понятие уровней развития, «зоны ближайшего развития»
ЗБР
ЗАР
Слайд 17Гуманистическая психология:
К. Роджерс, А. Маслоу
Центрированный на учащемся гуманистический подход в
обучении
Самоактуализация
Пирамида (иерархия) человеческих потребностей
Фасилитация (облегчение и активизация)
Слайд 18Научение, учение, обучение
Приобретение человеком жизненного опыта в виде ЗУН, способностей
Побочный познавательный
эффект
Случайный, эпизодический
Постоянный стабильный
Общение
Труд
Сюжетно-ролевая игра
Побочный результат преднамеренного познания)
Габай Т.В. Педагогическая
психология
Познавательный эфф. = прямой продукт
Без познавательной цели
Дидактические игры
Свободное наблюдение
Чтение художественной литературы
Поставлена цель усвоения
Человек сам готовит условия и получает опыт
Условия заданы другими людьми, человек только познаёт = Учение
Слайд 19Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой
Ю.М.
Орлов , В.Д. Шадриков
Эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование
Любой опыт
Сознательно
или нет
У людей и животных
Виды научения
Ассоциативное (образование связей на основе смежности элементов)
Интеллектуальное (выявление существенных связей, структур и отношений)
Уровни научения:
Рефлекторный (автоматический)
Когнитивный (целенаправленный)
Слайд 20Теории научения
Зарубежные теории
Бихевиоризм (Дж. Уотсон)
Гештальтпсихология, Ассоцианизм, Необихевиоризм, Когнитивная психология
Отечественные теории
Научение
рассматривается как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической
деятельности.
Общее в теориях по Р.Г. Аверкину
Научение - это постепенное или скачкообразное изменение поведения.
Научение - это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма
Научением не является изменение поведения при утомлении или в результате употребления психоактивных веществ.
Упражнение улучшает процесс научения.
Видовая принадлежность организма определяет возможности его научения
Слайд 21Обучение
Специально организованная познавательная деятельность
Ускорение познания в индивидуальном развитии
Усвоение закономерностей, зафиксированных
в опыте человечества
Теории обучения
Традиционное обучение
Проблемное обучение
Программированное обучение
Теория поэтапного формирования умственных
действий
Развивающее обучение
Айсмонтас Бронюс Броневич
Слайд 22Обучение = преподавание + учение
Слайд 23Традиционное обучение
Целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков посредством осмысления
и запоминания учебного материала.
Слайд 24Достоинства и недостатки традиционного обучения
Слайд 25Проблемное обучение
Способ организации деятельности учащихся, оcнованный на получении новых знаний
посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся
в силу этого проблемных ситуациях
В.Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин, Я. Лернер и др.
Типы проблемных ситуаций (Т. В. Кудрявцев) :
Ситуация несоответствия между имеющимися знаниями у учащихся и новыми требованиями.
Ситуация выбора из имеющихся знаний, единственно необходимых для peшения конкретной проблемной задачи.
Ситуация использования имеющихся знаний в новых условиях.
Ситуация противоречия между возможностями теоретического обоснования и практического использования.
Слайд 26Достоинства и недостатки проблемного обучения
Слайд 27Программированное обучение
Обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой
упорядоченную последовательность задач, посредством которых регламентируется деятельность педагога и учащихся.
Б. Ф. Скиннер, В. Оконь, Н. Краудер
Принципы
Последовательность
Доступность.
Систематичность.
Самостоятельность.
Формы
Линейное программирование.
Разветвленное программирование.
Смешанное программирование.
Слайд 28Достоинства и недостатки программированного обучения
Слайд 29Дидактико-методическая система Л.В. Занкова
система развивающего обучения, направленная на раннее интенсифицирование
всестороннего «общего» развития школьника
Занков Леонид Владимирович
(1901-1977)
Основные линии развития:
Наблюдение
Мыслительная деятельность
Практические
действия
Принципы обучения:
Обучения на высоком уровне трудности
Быстрого темпа в изучении программного материала
Ведущей роли теоретических знаний
Осознания школьниками процесса учения
Целенаправленной и систематической работы по развитию всех (сильных и слабых) учащихся
Слайд 30Теория развивающего обучения
В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина
Давыдов Василий Васильевич
(1930-1998)
дидактическая
система, направленная на формирование учебной деятельности и её субъекта в
процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии
Отличительные особенности:
Направленность на создание ЗБР
Превращение отношений в объект изучения
Основные линии развития:
Формирование учебной деятельности и её субъекта
Абстрактно-теоретическое мышление
Произвольное управление поведением
Слайд 32Учебная деятельность
Вид деятельности, направленный на самого обучающегося как ее субъекта
— совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному
присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности (И.А. Зимняя)
Носит общественный характер
По содержанию – направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством
По смыслу – общественно значима и общественно оцениваема
По форме – способствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях
Слайд 33Структура учебной деятельности
Учебная мотивация
Учебная ситуация
Учебная задача
Учебное действие
3. Контроль (самоконтроль)
4. Оценка
(самооценка)
Эльконин Даниил Борисович (1904-1984)
Слайд 34Мотивация учебной деятельности
система факторов, обуславливающих проявление учебной активности
Виды мотивов УД:
По
цели:
Познавательные
Социальные
Позиционные
По источнику
Внешние
Внутренние
По направленности
На достижение успеха
На избежание неудачи
Модель повышения мотивации :
(Дж.
Келлер)
Внимание
Релевантность
Уверенность
Удовольствие
Слайд 35Учебная ситуация
единица целостного учебного процесса
конфликтная – сотрудническая
проблемная - нейтральная
Учебная задача
- определённое учебное задание, цель которого – изменение самого субъекта
Структура
учебной задачи:
Предмет задачи в исходном состоянии
Модель требуемого состояния предмета задачи
Учебное действие – единица анализа деятельности учащегося, состоит из системы операций.
Виды учебных действий:
Общие виды (планирование, приёмы логического мышления…)
Специфические виды (умножение, звуковой анализ слова…)
Слайд 36Контроль
сравнение фактического с намеченным путём выдачи обратной связи
Виды контроля:
Предварительный
Текущий
Итоговый
Стадии формирования
самоконтроля (П.П. Блонский):
Отсутствие всякого самоконтроля
«Полный самоконтроль»
Выборочный самоконтроль
Отсутствие видимого самоконтроля
Свойства контроля:
Слайд 37Оценка
интерпретация и отношение к фактическому результату деятельности
Принципы оценки
Ш.А. Амонашвили
Перспективности
Гуманистический
Сотрудничества
Функции
оценки
Б.Г. Ананьев
Ориентирующая
Стимулирующая
Этапы формирования самооценки:
Ведущая роль у педагога
Самостоятельная оценочная деятельность
в условиях коллективной учебной работы (оценка одноклассника)
Самостоятельная оценка собственной учебной деятельности
Слайд 38Неуспеваемость
Это ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют
воспитательным и дидактическим требованиям школы
Классификация причин неуспеваемости по П.П. Борисову:
Слайд 39Педагогическая деятельность (ПД)
Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников),
направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее
как основа его саморазвития и самосовершенствования. (И.А. Зимняя)
Класс как объект управления (Н.Ю. Скороходова)
Многомерность
Одновременность
Немедленность и непредсказуемость
Публичность общения
Учёт истории класса
Необходимость организации сотрудничества
Структура ПД:
Подготовительный этап
Конструктивная деятельность
2. Этап осуществления ПП
Организаторская деятельность
Коммуникативная деятельность
3. Этап анализа результатов
Гностическая деятельность
Слайд 40Стиль педагогической деятельности
Стиль деятельности - это устойчивая система индивидуально своеобразных
приемов и способов, которая формируется у человека в целях оптимального
уравновешивания собственной (типологически обусловленной) индивидуальности с внешними условиями деятельности (Климов Е.А.)
Интегративная характеристика, отражающая стили управления, общения, поведения и когнитивный стиль педагога
А.Я. Никанова и А.К. Маркова
В основе классификации:
Содержательные характеристики
Динамические характеристики
Результативность
Слайд 41Личность педагога
Профессионально значимые качества учителя (В.Г. Рындак)
Уровень знаний
Результаты деятельности
Умения учителя:
Гностические
Проектировочные
Конструктивные
Организаторские
Коммуникативные
Направленность
личности
Характер
Способности
Педагогические способности
(В.А. Крутецкий)
Дидактическая
Академическая
Перцептивная
Речевая
Организаторская
Авторитарная
Коммуникативная
Прогностическая
Способность к распределению внимания
Слайд 42Педагогическое общение
Совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач
воспитания и обучения, и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся
Стили
руководства:
Автократический (самовластный)
Авторитарный (властный)
Демократический
Игнорирующий
Попустительский (конформный)
Непоследовательный (алогичный)
Типы профессиональных позиций (М. Тален):
«Сократ»
«Руководитель групповой дискуссии»
«Мастер»
«Генерал»
«Менеджер»
«Тренер»
«Гид»
Слайд 43Авторитарный стиль
Учитель:
S O
Единоличная власть
Жёсткий контроль
Субъективизм
«Усреднение» Ученик:
Самозащита
Низкая самооценка
Агрессивность
Слайд 44Попустительский стиль
Учитель:
Уход от принятия решений
Безответственность
Непоследовательность
Переоценивает возможности
Не портит отношения
Ученик:
Нет уважения к учителю
Нет системы правил
Эффективность повышается с
возрастом
Слайд 45Оптимизация педагогического общения
Функции ПО:
Конструктивная
Организационная
Коммуникативно-стимулирующая
Информационно-обучающая
Эмоционально-коррегирующая
Контрольно-оценочная
Коммуникативные барьеры:
Расхождение смысла и содержания требования
Особенность предъявления
требования
Обусловленные личностными особенностями
Коммуникативные приёмы:
Приёмы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов
Приёмы
оказания коммуникативной поддержки
Приёмы инициирования встречной учебно-познавательной активности
Слайд 46Таксономия учебных задач Б. Блума
Слайд 47Таксономия учебных задач
(Д. А. Толлингерова, В. Я. Ляудис)
Ляудис Валентина
Яковлевна (1932-2002гг.)
Задачи, требующие воспроизведения знаний;
Задачи, требующие простых мыслительных действий (описание
и систематизация фактов);
Задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение);
Задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст))
Задачи на продуктивное мышление (решение проблем);
Рефлексивные задачи.