Слайд 1Тема
Эмпирические методы исследования
Слайд 2Эмпирические методы играют особо важную роль в педагогических исследованиях,
позволяя обеспечить
непосредственно практическое познание участников педагогического процесса, точную регистрацию педагогических фактов
и явления для последующего теоретического анализа. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания научной теории.
Слайд 3Как отмечает д.п.н. О.Ю. Ефремов, метод педагогического исследования представляет собой
совокупность способов, приемов, операций практического и теоретического познания и изучения
педагогических явлений и процессов, обладающих родством теоретической системы представлений и основного технологического приема, и подчиненных решению определенных задач.
Слайд 4
Несмотря на многообразие существующих классификаций, наиболее общим является деление методов
исследования на теоретические и эмпирические.
К теоретическим относятся методы анализа
и синтеза, абстрагирования и идеализации, моделирования и конкретизации теоретического знания
Эмпирические методы исследования – приёмы, процедуры и операции эмпирического познания и изучения явлений действительности, способы решения научно – исследовательских задач обеспечивают непосредственное восприятие (сбор) информации, накопление, классификацию и обобщение исходного материала по исследуемой проблеме.
Слайд 5Эти методы используются на всех этапах научно педагогической деятельности ,
они применяются как в концептуальных исследованиях так и для решения
частных задач. К эмпирическим методам исследования относят:
1. метод изучения литературы и других источников;
2. наблюдение;
3. беседа;
4. опрос;
5. социометрический метод;
6. метод тестирования и др.
Слайд 6Эти методы, являясь специальными, используются в комплексе со всеми другими
методами психолого-педагогических исследований, представляют их составную часть. Рассмотрим каждый из
методов подробнее.
Слайд 71. Изучение литературы и других источников.
Изучение литературы, рукописей, документов,
материалов, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта,
служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы позволяет отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.
Слайд 8Алгоритм работы с литературой:
– составление списка подлежащих изучению произведений
(библиографии), включающего
книги, журналы, статьи в сборниках
и др. Библиографию по теме исследования
лучше составлять,
выписывая необходимые данные о каждом источнике: автор,
название, место и год издания, издательство, количество страниц.
– определение способа обработки содержания: изучение с
конспектированием; выборочное чтение, сопровождающееся
выписками; общее ознакомление и т.п.
– результаты изучения литературы по каждому вопросу
полезно оформить в виде тематических обзоров, рецензий,
рефератов, в которых, изложив суть отдельных положений, нужно
четко выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающие,
различающиеся в них точки зрения, обозначить мало
разработанные, неясные и дискуссионные положения.
Слайд 92. Наблюдение как метод сбора педагогической информации.
Одним из
эмпирических методов психолого-педагогического
исследования, которому уделяется большое внимание, является наблюдение. Этот
метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.
Особенностями наблюдения как научного метода являются:
направленность к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксации; сохранение естественного хода психолого - педагогических процессов.
Слайд 10 Наблюдение может быть:
целенаправленным и случайным;
сплошным и выборочным;
непосредственным и
опосредованным;
длительным и кратковременным;
открытым и скрытым «инкогнито»;
констатирующим и оценивающим;
сплошным и выборочным;
неконтролируемым
и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре);
каузальным и экспериментальным;
полевым (наблюдение в естественных условиях)
и лабораторным (в экспериментальной ситуации).
Слайд 11Наблюдение как метод исследования предполагает выполнение исследователем следующих правил:
– четкое
определение цели наблюдения; составление, в зависимости от цели, программы наблюдения;
–
детальная фиксация данных наблюдения;
– применение систем категорий и оценочных шкал.
Слайд 12Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и
недостатки.
К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в
его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого - педагогического исследования.
Слайд 133. Беседа
– один из основных методов психологии и
педагогики, который предполагает
получение информации об
изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой
личности,
членов изучаемой группы, так и от окружающих людей.
Научная ценность метода заключается в установлении личного
контакта с объектом исследования, возможности получить данные
оперативно, уточнить их в виде собеседования.
Слайд 14Практика психолого-педагогических исследований
выработала определенные правила применения метода беседы:
– беседовать только
по вопросам, непосредственно связанным
с исследуемой проблемой;
– формулировать вопросы четко и
ясно, учитывая степень
компетентности в них собеседника;
– подбирать и ставить вопросы в понятной форме,
побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;
– избегать некорректных вопросов, учитывать настроение,
субъективное состояние собеседника;
– вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе
не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес
к его жизни, думам, чаяниям;
– не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;
– выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы
никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.
Слайд 154. Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследования.
Методы опроса представляют
собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к
респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди – непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.
Слайд 16Методы опроса в психолого-педагогических исследованиях
применяются в следующих формах:
– анкетирования (письменного
опроса),
– в виде интервью (устного опроса),
– экспертного опроса.
Слайд 17Кратко охарактеризуем каждый из указанных методов.
Анкетирование – метод эмпирического
исследования,
основанный на опросе значительного числа респондентов и
используемый для получения информации
о типичности тех или
иных психолого-педагогических явлений.
Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный
вопросник – анкета. Исходя из того, что анкета – это разработанный
в соответствии с установленными правилами документ
исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее требует особого внимания, вдумчивости.
Слайд 18 Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения
с человеком или группой людей. В основе интервью лежит
обычная беседа. Однако в отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.
Слайд 19Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь
тему предстоящего исследования и основные вопросы, на которые он хотел
бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.
Слайд 20Экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц,
является одним из наиболее эффективных методов сбора информации в психолого-педагогическом
исследовании. Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками. Поэтому этот метод нередко называют методом экспертных оценок.
Слайд 21Повышение достоверности результатов экспертного опроса
достигается с помощью логических и статистических
процедур, подбора специалистов, организации опроса, обработки полученных данных.
Слайд 225. Социометрический метод -
(метод социометрии) позволяет
выявить межличностные отношения в группе
людей с помощью их предварительного опроса.
Для составления социограмм принята определенная
символика.
Используя ее, на социограмме отражают результаты социометрического измерения, приведенные в матрице выбора.
Слайд 23На ней стрелки указывают, кто кого выбирает. Если стрелка стоит
в двух концах линии, то выбор взаимный. Иногда пунктиром на
социограмме отображено и негативное отношение испытуемых друг к другу.
Слайд 24 При проведении социометрического опроса целесообразно обеспечить анонимность получения информации
с целью повышения объективности исследования. Результаты исследования должны интерпретироваться осторожно.
Таким образом, социометрия позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий, однако она не всегда позволяет достаточно надежно диагностировать содержательные характеристики общения, взаимоотношения.
Слайд 256. Метод тестирования,
то есть выполнения испытуемым заданий определенного рода с
точными способами оценки результатов и их числового выражения.
Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.
Слайд 26Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между
собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого свойства
у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности.
Слайд 27Тесты по направленности делятся на тесты достижения,
способностей и личности:
а) тесты
достижений – в основном дидактические, определяющие уровень овладения учебным материалом,
сформированность у обучающихся знаний, навыков и умений.
б) тесты способностей (позволяющие судить не только о результатах в усвоении определенного учебного материала, но и о предпосылках респондента к выполнению заданий данного типа, класса). Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются интеллектуальными. К ним относятся, например (тест Равена, тест Амтхауэра, субтесты Векслера и др.);
Слайд 28в) тесты личности, дающие возможность по реакции на задания теста
судить об особенностях свойств личности – направленности, темпераменте, чертах характера.
Проявления свойств личности вызываются посредством предъявления проективного материала (незаконченные предложения, изображения – стимулирующие у респондентов ассоциативные реакции).
Слайд 29 Метод тестирования является наиболее спорным и одновременно широко распространенным
при исследовании личности.
Таковы основные характеристики лишь некоторых, наиболее часто
применяемых методов. Эти методы, являясь специальными, используются в комплексе со всеми другими методами психолого- педагогических исследований, представляют их составную часть.