Слайд 1Педагогическая психология
Основы психологии обучения
Основы психологии воспитания
Методическое сопровождениие психологии Мартиросян Е.Е.
Слайд 2Введение в педагогическую психологию
Педагогическая психология как наука.
Из истории возникновения и
развития педагогической психологии.
Литература:
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2000.
Словарь.
Психология. – М., 1998.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М, 2002.
Слайд 3Педагогическая психология как наука
Педагогическая психология – отрасль психологии и относительно
самостоятельная наука, изучающая психологические проблемы процессов обучения и воспитания.
Объект: процессы
обучения и воспитания, психика человека.
Предмет: изменение психики человека в процессе обучения и воспитания.
В структуру пед. психологии входят 3 основных раздела:
1) психология учителя – раздел, изучающий особенности пед. деятельности, пед. способности и условия их развития;
2) психология учения – раздел, изучающий закономерности усвоения знаний;
3) психология воспитания – раздел, изучающий закономерности и внутренние механизмы формирования личности.
Задачи
Методы научного исследования те же, что и в общей психологии, но приоритетными являются наблюдение и эксперимент для изучения и преобразования действительности.
Слайд 4Категориальный аппарат
Учебная деятельность, учебный процесс – совместная деятельность учителя и
ученика.
Учение – деятельность ученика, включенного в учебный процесс, направленная на
усвоение соц. опыта.
Усвоение – процесс перехода элементов социального опыта в опыт индивидуальный.
Формирование – деятельность учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента соц. опыта учеником.
Развитие – наличный уровень усвоенного, что уже перешло из плана соц.опыта в план опыта индивидуального и при этом привело к некоторым новообразованиям в личности, интеллекте.
Воспитание – процесс усвоения нравственного, эстетического, трудового. Физического и других видов соц. опыта.
(Талызина Н.Ф., с.24-26)
Слайд 5Из истории
Зарождение пед. психологии связано с проникновением идей развития
в психологию во 2 половине 19 в.
Этапы развития:
общедидактический (
сер. 17-19 в.)
Связан с именами великих зарубежных дидактов (Я.А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Гербарта, А.Дистервега… Из отечественных психологов важно вспомнить К.Д.Ушинского и П.Ф.Каптерева (ввел понятие «пед.психология» в 1877г.).
К.Д.Ушинский – основоположник пед. психологии. Его труд «Пед.антропология. Человек как предмет воспитания» - первый учебник по пед. психологии. (Ксерокс)
научный (кон. 19 –до 50-х г. 20 в.)
Пед. психология выделяется в самостоятельную науку. Большое влияние на ее развитие оказало такое течение как ПЕДОЛОГИЯ. (Ксерокс)
современный
С начала 50-х г. стал развиваться деятельностный подход в отечественной психологии, что нашло применение в практике обучения и воспитания. Сегодня множество современных образовательных технологий. (См. Селевко Г.К.)
Слайд 6Психология обучения
Психология преподавания как деятельность учителя.
Психология учения как деятельность ученика.
Учение
– деятельность ученика, включенного в учебный процесс с целью усвоения
знаний, умений, навыков, опыта (компетенций).
(Талызина Н.Ф.)
Структура учения:
Мотивационный компонент
Операционно-действенный компонент
Контрольно-оценочный компонент
Слайд 7Мотивационный компонент учения
Цель: формирование желания учиться
Мотив – причина, побуждающая к
деятельности;
«опредмеченная потребность» (А.Н.Леонтьев).
Функции: побудительная, смыслообразующая.
Виды: внешние, внутренние; личные, общественные; устойчивые,
временные…
Пути формирования положительных мотивов учения:
Фронтальный (через цель, содержание, формы методы, средства, контроль и оценку)
Индивидуальный (диагностика уровня и причин – коррекция)
Слайд 8Операционно-действенный компонент учения
Формирование научных понятий
Формирование умения учиться
Понятие – форма мышления,
отражающая общие и существенные признаки объекта.
Структура: объем и содержание.
Виды: конъюнктивные,
дизъюнктивные; абсолютные, относительные; житейские, научные.
Пути формирования: «проб и ошибок», через определение понятий (восприятие, осмысление, запоминание, применение), через деятельность.
Слайд 9Петр Яковлевич Гальперин
(1902 – 1988)
Слайд 10Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина
ЭТАПЫ:
Предварительное ознакомление с целью, мотивация
ООД
(ориентировочная основа действий, которая бывает полная и неполная, частная и
обобщенная, в готовом виде и создаваемая самостоятельно)
Выполнение действий в материальном (с реальными объектами) или материализованном (предметами-заменителями) виде
Выполнения действия как внешнеречевого
Выполнения действия как внутриречевого
Выполнение действия в умственном плане
Слайд 11Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина
ТИПЫ УЧЕНИЯ
Неполная, частная, готовая ООД
Полная,
частная, готовая ООД
Полная, обобщенная, самостоятельная ООД
ЗНАЧЕНИЕ
Вскрывает закономерности процесса обучения
Показывает путь
формирования умственных действий
Делает процесс усвоения ЗУНО целенаправленным, планомерным, практико-ориентированным
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ и ПОНЯТИЯ:
деятельность, интериоризация, ООД
Слайд 12Операционно-действенный компонент учения
Формирование научных понятий
Формирование умения учиться
Это метапредметный результат обучения.
Овладение УУД (универсальными учебными действиями):
Общие (организационные, психологические, логические, знаково-символические и
др.)
Специальные (предметные умения).
Сам. раб.: Программа ФК о требованиях к результатам обучения.
Слайд 13Контрольно-оценочный компонент учения
Цель: формирование способности к самоконтролю, самооценке, самокоррекции.
Виды контроля:
Предварительный
(установление исходного уровня, требует выравнивания – коррекции, есть оценка, может
быть отметка)
Текущий (получение обратной связи о процессе освоения ЗУН, требует коррекции, оценка есть, отметка нежелательна)
Итоговый (оценка результатов усвоения ЗУНО разными КИМ, коррекции нет)
ФГОС: Текущий (входной, рубежный) и итоговый
Слайд 14Психология воспитания
План психологии воспитания
Психология воспитания, ее основные проблемы.
Сущность воспитания. Механизмы
и закономерности воспитания.
Условия формирования личности.
Психологические основы нравственного воспитания.
Индивидуальный
подход в воспитании. Диагностика и пути.
Самовоспитание.
Слайд 15Психология воспитания. Проблемы психологии воспитания
Психология воспитания – наиболее сложный и
мало разработанный раздел педагогической психологии ( и психологии спорта), изучающий
закономерности и внутренние механизмы формирования личности.
Объект – процесс воспитания.
Предмет – психологические проблемы процесса воспитания.
Задачи: изучать закономерности и внутренние механизмы формирования личности, выявлять оптимальные условия формирования личности, разработать методы диагностики уровня воспитаннности и воспитуемости.
Проблемы ПВ исследовали: Макаренко А.С., Иванов И.П., , Б.Скиннер, А.Бандура, Л.С. Выготский, Леонтьев А.Н., Л.Кольберг, К.Гиллиган, Гальперин П.Я., Демидова И.Ф., Щербаков А.Н. и др.
Слайд 16Проблемы ПВ
Сущность воспитания. Механизмы и закономерности воспитания.
Условия формирования личности.
Психологические основы нравственного воспитания.
Индивидуальный подход в воспитании. Диагностика и пути.
Самовоспитание.
Слайд 17Сущность воспитания
Механизмы и закономерности воспитания
Воспитание – целенаправленный процесс формирования
личности (Щербаков А.И.)
Воспитание – процесс усвоения нравственного, эстетического, физического и
других видов социального опыта (Талызина Н.Ф.)
Закономерности воспитания: воспитание через активность, единство воспитания и обучения, требований всех субъектов воспитания (по И.М. Ражковой), наличие внутреннего содержания (цели, мотивы), соблюдение соцнорм (подкрепление), действие на подсознание (по И.Ф.Демидовой)
Механизмы воспитания: идентификация (подражание), обособление, подкрепление, саморегуляция, экстериоризация, интериоризация.
Слайд 18Условия формирования личности
Коллектив – группа людей, объединенных общими целями и
достигших высшей степени развития в совместной деятельности.
Стадии развития: диффузная группа
(воспитатель – требование), актив (метод параллельного воздействия, через актив), коллектив (признаки).
Пути формирования коллектива: перспективы (увлекательная цель), традиции (увлекательные и устоявшиеся формы), деятельность.
При каких условиях деятельность воспитывающий фактор? (Крутецкий В.А., с.312)
Слайд 19Психологические основы нравственного воспитания
Изучали Ж.Пиаже, М.Блатт, Л.Колберг, К.Гиллиган, Якобсон С.Г.,
Талызина Н.Ф. и др.
Ступени нравственного становления (по Щербакову А.И.):
знание,
эмоции,
воля…
Этапы по Л.Колбергу и К.Гиллиган (по А.К.Колеченко, с. 216-220)
Слайд 21Индивидуальный подход
Этапы осуществления индивидуального подхода:
Диагностика
Причины
Пути коррекции и сопровождения
Рефлексия
Литература: Крутецкий
В.А. Психология. – М., 1986, с.316)
Слайд 22Самовоспитание
Самовоспитание – сознательная систематическая работа школьников по формированию у себя
общественно-ценных качеств личности, преодолению недостатков…
Задачи:
- поддержать стремление к самовоспитанию,
помочь
в самоизучении, создании программы самовоспитания,
указать разумные пути самовоспитания.
Методы: самопознание, самообладание, самостимулирование
Приемы: самообязательство, самоотчет, осмысление поведения и деятельности, самоконтроль.
Изучали проблему: Божович Л.И., Кочетов А.И., Крутецкий В.А., Ковалев и др.