Слайд 1Педагогическая запущенность ребенка
Лекция 1
Родительский университет
Школы 469
Слайд 2Творческое развитие детей
Школьная Кино-Студия
Среда и пятница с 15-00 до 17-00
(16-00 до 18-00)
Творческая студия – психологические тренинги по развитию ресурсов
детей, работа над сценарием.
Суббота 1 раз в 2 недели. С 12-00 до 17-00, Репетиции - Съемки.
Слайд 3Признаки педагогической запущенности
несформированные навыки, характеризующие воспитанность ребенка с учетом его
возраста и пола: индивидуальной и групповой игры; самообслуживания, личной гигиены;
культуры поведения дома, в общественных местах, за столом; культуры потребления пищи; культуры общения с родителями, сверстниками, старшими и младшими, обращения к собеседнику, выражения мысли, просьбы. В среде общения с родителями, воспитателями (учителями), со сверстниками, со старшими и младшими ребенок проявляет ту культуру общения и поведения, которую он усвоил в семье, детском саду (в среде жизнедеятельности);
недостатки, обусловленные уровнем обученности ребенка: отсутствие или недостаток мотивации к обучению; негативное отношение к учебе; несформированность навыков обучения; неуспешность в обучении (в целом и по отдельным предметам);
нерациональные взаимоотношения с учителем (воспитателем), сверстниками в учебно-воспитательном процессе. - неучтивость
Слайд 4Ошибки воспитания и обучения
признаки, характеризующие сопротивление ребенка педагогическим требованиям
и несформированность профессиональной ориентации, далеко не всегда характеризуют педагогическую запущенность.
Это может быть следствие ошибок в процессе его воспитания и обучения.
Необходима работа над ошибками !!!!!
Слайд 5Социальная запущенность
недостаточно сформированные социальные навыки самопроявления как мальчика (девочки); навыки
социального проявления во взаимоотношениях, в групповых играх, в выполнении различных
социальных ролей; утрата усвоенных в свое время социальных навыков;
негативные проявления социальности в определении своего места и роли в игровых и учебных ситуациях, выборе игрушек;
социальные интересы, потребности и ценности, нормы и правила поведения дома, в образовательном учреждении и общественных местах, несоответствующие принятым в социокультурной среде общества;
нарушения представлений о семье, семейных взаимоотношениях, связанных с образами "отец", "мать", "брат", "сестра". Особенно это характерно для воспитанников дома ребенка, интернатного учреждения;
нарушения в социальном формировании "Я" личности ребенка, его отношения к себе и другим
Слайд 6Критерии запущенности
выраженность признаков запущенности в развитии, воспитании: неразвитость социально-коммуникативных качеств,
низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями;
необразованность: необучаемость, неразвитость;
низкий уровень средовой адаптации: семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников;
низкий уровень овладения социально значимой деятельностью: ролевая игра, обучение.
Работа над ошибками!!!!!!
Слайд 7Степени запущенности
Латентная (легкая) степень запущенности – характеризуется незначительными, трудно отличаемыми
от возрастных, проявлениями педагогической запущенности (возрастные проявления отклонений в социальном
и нравственном развитии). В личности ребенка преобладают положительные качества. Отрицательные обычно однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого- либо одного доминирующего фактора, чаще всего семейного. Степень их проявления средняя или слабая, характер проявления – эпизодический, ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учебе невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинающегося отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту, недостатка социального опыта. уровня знаний, умений, навыков
Начальная (средняя) степень – для нее характерны углубления отклонений в социальном и нравственном развитии. Наоборот, негативные черты приобретают более зримый характер, выражаются в средней, а иногда и в яркой форме. Отношение к учебе равнодушное, явно обнаруживаются пробелы в знаниях, умениях и навыках, которые приводят к затруднениям в учебной деятельности.
Выраженная степень запущенности – количественная динамика переходит в качественную. Признаки запущенности во внешних симптомах поведения приобретают более зримый характер. характерны явные отклонения в развитии, поведении и деятельности. Отношение к учебной деятельности равнодушное. Явно обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу чего он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Отношения в семье неудовлетворительные.
Слайд 8Стадии формирования запущенности
– 1-я стадия – предрасполагающая, обусловленная дефицитом внимания
к ребенку, заботы о нем; ( или гиперопека)
– 2-я стадия
– следствие слабой психологической и педагогической готовности дошкольников к школьному обучению. Учитель в первом классе не может найти наиболее оптимальный способ включения ребенка в учебу, упускает его, в связи с чем формируется дидактическая запущенность;
– 3-я и 4-я стадии – следствие недостатков предшествующего воспитания. Характерны для подросткового возраста. Они отражают не только педагогическую запущенность, но случаи, связанные с недостатками (ошибками) воспитания, приведшими к асоциальному или антисоциальному поведению.
Слайд 9Психологические причины запущенности
Невосприимчивость ребенка к новой информации :
Эмоциональный стресс, страх-тревожность,
психопатологии
Отсутствие интереса к обучению:
Доминируют более насущные потребности – защита, любовь
близких, питание, сон.
Зависимые отношения: эмоциональная зависимость в отношениях с друзьями, родственниками. Внимание смещено в сферу взаимоотношений.
Отсутствие зоны комфорта: нет доверительных отношений, в семье потеря доверия и эмоциональной близости, конфликты.
Слайд 10Психологические причины
Деструктивные процессы в семье:
Конфликты
Развод родителей
Потеря члена семьи
Агрессивное поведение
Алкоголизация
Нарушение коммуникации
( все в интернет-пространстве)
Слайд 11Гипер- и гипопротекция в воспитании
Гипер–опека (гиперпротекция)- воспитание с чрезмерным тревожным
контролем, опекой, пестованием ребенка, неуверенность в его возможностях, сомнение в
успешности, уверенность в его слабости, ранимости, склонности к ошибкам.
Результат: зависимость от родителей, слабоволие, неврозы, тревожность, отсутствие самостоятельности, агрессия или чрезмерная тревожность.
Гипо-опека(гипопротекция) – попустительство, отсутствие контроля, вседозволенность, недостаток контроля и опеки. Отчужденность и невнимательность к жизни ребенка.
Результат: распущенность, своеволие (зависимость от других значимых), запущенность в обучении, травматизм.
Работа над ошибками !!!!!!!
Слайд 12Типология профессора Захарова А.И. «личностные особенности родителей»
Царевна Несмеяна – озабоченная,
обеспокоенная, принципиальна, мало чувств доброты и отзывчивости, не признает детского
веселья, не смеется, навязчивая потребность стыдить, делать замечания, боится разбаловать ребенка.
Снежная Королева – повелевает, держит все под контролем, жестока и холодна, равнодушна, критику в свой адрес не признает, ребенка держит в холодной строгости.
Спящая Красавица – депрессивна, пессимистична, заторможена, обычно в разводе, ждущая своего принца, отстранена от ребенка, не включена в его потребности, принимает его как живую куклу.
Унтер – грубая, командир, понукает, принижает чувство достоинства детей, злопамятна, гневлива, бьет, кричит.
Слайд 13 Вечный ребенок – не повзрослела, по детски обидчива,
капризна, жизнь – не выносима, дети – обуза, себя считает
жертвой, беспомощна. Легко сдает детей в чьи-то руки.
Суматошная – неустойчивая, взбалмошная, противоречивая, взрывается, кричит по пустякам, а важного – не замечает.
Наседка – жертвенная, тревожная, опекает, не отпускает от себя, сопровождает каждый шаг, делает задания за ребенка, боится самостоятельности ребенка.
Слайд 14Типология отца
Командир – жесткий, сухой, неэмоциональный, не шутит, все
подвергает сомнению, не умеет расслабляться, может срываться и кричать, нецензурная
лексика.
Царь Салтан - самолюбивый, любит внимание и заботу к себе, любит детей, но не долго с ними занимается, больше занят собой, дом – место отдыха для царя.
Работяга – все время в работе, добытчик, все умеет, мало отдыхает, выражать чувства не умеет, эмоционально закрыт, умеет терпеть, но если сорвется может пить, скандалить. Нецензурная лексика.
Большой Ребенок - чувствительный , обидчивый, капризный, эмоциональный, ищет комфортные для себя отношения, любит заботу, не любит ответственность, к детям - ревность (им достается больше любви и внимания)
Артист-художник - творческая личность, в творческих планах, далек от быта, детей любит, но не занимается, изменчив и склонен к изменам.
Папа – Карло - добрый, мягкий, тревожный за детей, чувствительный и невротичный, боится неудач, склонен к унынию, в детях видит отдушину, заботится, в семейных отношениях подкаблучник.
Перекатиполе - безответственный, часто меняет работу и место жительства, не склонен к семейной жизни и отцовству, мечтатель или просто любитель свободы. Склонен к алкоголизации и пр.
Слайд 15Неврозы у детей
Конституция – темперамент – врожденный тип нервно-психического реагирования.
Высокая скорость реагирования – холерик. Низкая скорость – флегматик и
меланхолик. Средняя скорость - сангвиник (генетика)
Нервно-соматическая ослабленность – склонность к простудным заболеваниям или слабость нервной системы, подверженность стрессу. (опыт развития в се)мье
Возрастной фактор - переходные периоды, пубертат (личный опыт взросления)
Психические травмы. ( с рождения до взрослого состояния)
Слайд 16Травма и внутренний конфликт ребенка
Инстинкт – потребность – стратегия поведения
Желание
– чувство – эмоциональной состояние
Мораль – мировоззрение – ответственность –
цель
Конфликт между желанием и моралью ( З.Фрейд, К.Юнг)
Слайд 17Инстинкты как ресурсы человека -
законы проявления потребностей
1. самосохранения
2. продолжения
рода
3. гармонии и красоты
4. познания, исследования
5. лидерский
6. свободы
7. совести.
Направленность инстинктов
- УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
Слайд 18Практическое задание на дом:
Тип поведения ребенка (описать, дать имя нарицательное)
Какие
свойства личности ребенок унаследовал от вас (от другого родителя, от
прародителей)?
Каких способностей, ресурсов не хватает (вам ) ребенку для успешного обучения и социализации?
Прочитать книгу «Ресурсный тренинг» и выполнить 1-2 упражнения из книги. Описать результат.
Книгу можно купить на практическом занятии или в кабинете 106. (300 руб)
Слайд 19Психическая доминанта
по А.А. Ухтомскому
Потребность + желание + мотив +
план, стратегия+ жизненная концепция + генеральная цель = реализация
Сформированная Доминанта
влияет на успешность достижения цели.
Активизирует психологические и физиологические ресурсы
Доминанта аккумулирует все ресурсы человека
Пример : Домината Материнства, Доминанта Отцовства
Слайд 20Практическое занятие - тренинг
Создание Доминанты успешного развития ребенка
Дата??
Время??
Взять с
собой бумагу, карандаши цветные или краски, циркуль.
Слайд 21Творческое развитие детей
Школьная Кино-Студия
Среда и пятница с 15-00 до 17-00
(16-00 до 18-00)
Творческая студия – психологические тренинги по развитию ресурсов
детей, работа над сценарием.
Суббота 1 раз в 2 недели. С 12-00 до 17-00, Репетиции - Съемки.