Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ЦЕЛОСТНАЯ
СИСТЕМА
Слайд 2
ПЛАН
Педагогический процесс как педагогическая система
Закономерности и принципы целостного
педагогического процесса
Слайд 3 Педагогический процесс как педагогическая система
Педагогический процесс -
это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на
решение развивающих и образовательных задач.
Слайд 4понятие “педагогический процесс” – стержневое для педагогической науки. Оно, с
одной стороны, обозначает весь комплекс явлений (воспитание,обучение,развитие,образование ), которые изучаются
педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений (что такое воспитание, обучение, образование и т.д.).
Слайд 5Важной характеристикой педагогического процесса является целостность как внутреннее единство его
компонентов – обучения, воспитания и развития,
относительная их автономность
Слайд 6Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен
с позиций
системного подхода,
который позволяет увидеть в нем прежде
всего педагогическую систему
(Ю.К.Бабанский).
Слайд 7педагогическая система - это
множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных
единой образовательной целью развития личности, которая функционирует в целостном педагогическом
процессе.
Слайд 8Структура педагогической системы
Цель, реализуется через задачи и является системообразующим компонентом
Содержание
(обучения, воспитания)
Средства (материальные, нематериальные)
Методы –способы взаимодействия педагога с детьми
Формы
Условия
Результат
Слайд 9Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического
процесса, который
рассматривается тоже как система
Слайд 10Т.О., педагогический процесс -
это направленное и организованное
взаимодействие
взрослых и детей,
реализующее цели образования в
условиях
педагогической системы
Слайд 11педагогическое взаимодействие - это взаимная активность, сотрудничество педагогов
и детей в процессе их общения,
И как результат: взаимные
изменения в их поведении, деятельности и отношениях, составляет характеристику педагогического процесса
Слайд 12 В педагогическом процессе два важных компонента - педагоги и
воспитанники - они выступают как субъекты педагогического процесса.
Ребенок
не объект педагогических воздействий, но полноправный субъект взаимодействия с педагогом.
Признание субъектности ребенка в педагогическом процессе - это фундаментальное положение гуманистической педагогики.
Слайд 13Педагогический процесс
осуществляется в специально
организованных
условиях, которые
связаны с содержанием и технологией
педагогического взаимодействия.
Слайд 14 Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса
и системы:
- содержание образования и
- средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).
Слайд 15 Взаимосвязи компонентов системы:
педагоги и воспитанники,
содержание образования
и его средства
порождают реальный педагогический процесс как
динамическую систему.
Они необходимы для возникновения любой педагогической системы.
Слайд 16Источником возникновения педагогических систем является цель образования как интерпретированная в
педагогических терминах совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства.
Выражая
социальный заказ, цель образования педагогически интерпретируется с учетом возраста воспитанников, уровня их личностного развития, развития коллектива и т.д.
Слайд 17Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание
и обучение
Воспитание и обучение неразрывно связаны между собой в педагогическом
процессе
Слайд 182. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса
– это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными
явлениями, сторонами педагогического процесса.
Слайд 19связи между:
процессами обучения, воспитания и развития компонентами целостного педагогического
процесса;
процессами воспитания и самовоспитания
между деятельностью педагогов и воспитанников как
субъектов педагогического процесса
деятельностью и общением личности и результатами ее развития
коллективом и личностью в педагогической системе
Слайд 20Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития:
Первый этап - подготовительный:
это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование,
планирование, проектирование.
Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.
Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.
Слайд 21Принципы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса
находят свое конкретное выражение в принципах – системе основных требований
к обучению и воспитанию
выделяют две группы принципов:
1. организации педагогического процесса
2. управления деятельностью воспитанников
Слайд 22К принципам организации педагогического процесса относятся:
- принцип гуманистической направленности педагогического
процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам развития всесторонне
развитой личности;
- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой,
- принцип научности т.е. соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;
- принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;
- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;
- принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;
Слайд 23К принципам управления деятельностью воспитанников относятся:
- принцип сочетания педагогического управления
с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
- принцип сознательности и активности
учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;
- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
Слайд 24 принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных
сторон его личности;
принцип согласованности требований семьи, школы и
общественности к ребенку;
принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива;
принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.
Слайд 25Литература
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика., М. -
2008