Слайд 1Педагогика и психология высшего образования
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Кафедра «Коммерция и бизнес-информатика»
к.пед.н., доцент
Блюм Марина Анатольевна
Слайд 2 — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров
по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с
потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации
1. Высшее образование в России
Слайд 4Уровни образования в РФ
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное
общее образование;
4) среднее общее образование.
Уровни профессионального образования:
среднее профессиональное образование;
высшее образование
- бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет,
магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Слайд 5 Педагогика высшей школы – отрасль (раздел) общей (профессиональной) педагогики, изучающую
основные составляющие (закономерности, принципы, формы, методы, технологии, содержание) образовательного процесса
в вузе, а также особенности и условия (требования к процессу взаимодействия преподавателя и студента, требования к личности преподавателя и студента и др.) эффективного осуществления профессиональной подготовки человека
Слайд 6- понятие, предмет и категории ПВШ
Предмет изучения ПВШ– процесс обучения
и воспитания специалистов с высшим образованием.
Основные категории -
- общепедагогические
категории;
- профессионально-педагогические:
высшее образование;
профессиональная компетентность;
преподаватель;
студент; и др.
Слайд 7
- задачи ПВШ:
1. Разработка теоретико-методологических основ высшего образования и методик
проведения исследований в педагогике высшего образования.
2. Обоснование сущности, аспектов и
функций высшего образования.
3. Изучение истории развития высшего образования и педагогической мысли.
4. Анализ современного состояния и прогнозирование развития высшего образования в нашей стране и за рубежом.
5. Выявление закономерностей обучения, воспитания и развития личности в системе высшего образования.
6. Обоснование образовательных стандартов и содержания высшего образования.
7. Разработка новых принципов, методов, систем и технологий высшего образования.
8. Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития студентов в системе высшего образования…
Слайд 8
Методы педагогики высшей школы:
методы наблюдения, в том числе опосредовано
в общем и выборочно;
метод выделения, обобщения и распространения передового
педагогического опыта;
метод диагностического (уточняющего) и превращающего эксперимента;
метод естественных, лабораторных экспериментов, которые проводятся на основе педагогической, в частности дидактичной, гипотезы;
метод тестирования;
методы общественных исследований – анкетирование (именное, анонимное, открытое, закрытое); интервьюирование — обычное и формальное),
метод изучения учебной документации, письменных работ студентов.
Слайд 9- дидактика высшей школы
Дидактика высшей школы – раздел ПВШ
об обучении в высшей школе
«Дидактика» (греч. «didaktikos» –поучающий,
«didasko»
- изучающий).
Вольфганг Ратке (1571-1635),
«Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия» («Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii»)
Ян Амос Коменский (1592-1670),
«Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему» (1657 г.)
Слайд 10«Университет» (universitas) – совокупность, общность профессоров и студентов, учащих и
учащихся в определенном центре
V век н.э. – Александрийский университет
(раскопки – 13 лекционных залов, ≈ 5 тыс. студентов)
859 г. – г. Фес (Марокко) – Каруайнский университет или Аль-Карауин (диплом не выдавали (до 1947 г.), обучение у индивидуальных наставников)
2. История развития университетского образования в мире
Слайд 111088 г. – г. Болонья (Испания)
Болонский университет
(юридический)
Расцвет БУ –
XII-XII вв.
- ассоциация студентов
- изучались: философия, латинская и греческая
литература, медицина
Слайд 121208 г. – Парижский университет
1209 г. – Кембриджский университет
1348 г.
– Пражский университет
Слайд 13
Прервав над логикой усердный труд,
Студент парижский рядом с нами плёлся.
Едва
ль беднее нищий бы нашёлся...
Выносить
Нужду и голод приучился стойко,
Полено
клал он в изголовье койки.
Ему милее двадцать книг иметь,
Чем платье дорогое, лютню, снедь...
(Дж.Чосер)
Слайд 14Исторические аспекты становления
высшего развития:
1. Централизация государственной власти.
2. Создаваемые высшие
учебные заведения являлись государственными.
3. Цели учебных заведений – усиление экономической
и военной мощи государства.
Слайд 151687 г. – Эллино-греческая академия (Москва)
(1701-1775 гг.- Славяно-латинская академия
1775-1814 гг.
– Славяно-греко-латинская академия)
1701г. – Школа математических и навигационных наук (Москва)
1715
г.- Морская Академия (Петербург)
1725 г. – Академический университет при Академии наук (Петербург)
Слайд 16 1724-1766 гг. – университет при Петербургской академии наук (до
1753г. – один выпуск)
1755 г. – Московский университет
М.В. Ломоносов
!
Отсутствовали богословские факультеты
Слайд 171809 г. - Указ о придворных званиях.
1809 г. -
Порядок производства в гражданские чины коллежского асессора и статского советника.
Запрет
(!) - производить в чины служащих,
которые не имели свидетельства об окончании курса
в одном из русских университетов или не выдержали
в университете экзамена по установленной
программе.
По этой программе требовалось:
знание русского языка и одного иностранного,
естественного римского и гражданского прав,
государственной экономики и уголовных законов,
отечественной истории и элементарные сведения в истории
всеобщей, в статистики Русского государства, в географии и
даже в математике и физике.
Слайд 18К началу XX века в России:
Московский (с 1755 г.),
Дерптский, или Юрьевский (1802),
Казанский (1804),
Харьковский (1804),
Петербургский (1819),
Киевский (1833),
Новороссийский (в Одессе, 1864),
Варшавский (1869),
Томский (1888).
Слайд 19
1773 г. – Санкт-Петербургский горный университет
1819 г. – Главное инженерное
училище (г. С.-Петербург)
1830 г.- Московский государственный технический университет
(им. Баумана)
Инженерный замок
2. История развития высшего образования в России – технические вузы
Слайд 20
1918 г. – декрет «О правилах приема в высшие учебные
заведения»
1920 г. – создание рабфаков
1920 г. – постановление «О высших
технических заведениях»
1932 г. - Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию
1934 г. – постановление «Об ученых степенях и званиях»
1935 г. - Всесоюзный комитет по делам высшей школы (ВКВШ)
1938 г. – «О высшем заочном обучении»
1954 г. – распределение выпускников вузов по специальности
2. История развития высшего образования в России – советский период
Слайд 21 Фундаментализация образования
Стандартизация образования
Синергетический подход к образованию
Акмеологический
подход к образованию
Интенсификация и оптимизация образования
Гуманизация и гуманитаризация
образования
Современные тенденции развития высшего образования
Слайд 22–это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с
целью создания единого пространства высшего образования
На данный момент декларацию подписали
47 стран
В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию
Болонский процесс
Слайд 23
Первые 6 направлений Болонского процесса:
Принятие системы легкочитаемых и сравнимых степеней
с выдачей приложений к диплому
Введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавр-магистр)
Применение
единой системы учета объемов учебной нагрузки, кредитной системы ECTS
Расширение мобильности (студентов, преподавателей, исследователей и управленцев)
Развитие сотрудничества в области качества образования (разработка сопоставимых критериев оценки качества)
Интеграция образовательных программ
Болонская декларация
Слайд 24 В качестве функций образования выделяют:
человекообразующую;
технологическую;
гуманистическую.
Выскажите свою точку зрения о
сущности каждой.
Домашнее задание 1:
Слайд 25
ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В МИРЕ
(европейская модель, американская модель,
азиатская модель)
Домашнее задание 2