Слайд 1Лекция 1.
Тема: Введение в методику обучения русскому языку и литературе
в начальных классах
Презентация подготовлена к.п.н., доцентом кафедры методики начального образования
Н.В.Кузнецовой
Слайд 2План:
1. Методика русского языка как наука.
2. Русский язык как предмет
преподавания в начальных классах.
3. Очерк истории методики русского языка как
науки (Самостоятельное изучение вопроса, источник 3, с. 21-29).
4. Общая характеристика ФГОС НОО.
Слайд 3Рекомендуемая литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя / под ред.
А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., 1987.
3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2000. – 472 с.
4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988.
5. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
Слайд 4Вопрос 1.
Предмет изучения методики -
процесс овладения родным языком в
условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой)
Слайд 5Обучение:
содержание изучаемого;
деятельность учителя;
деятельность учащихся;
результат усвоения (полож./отриц.).
Слайд 6Цели методики:
Практическая – вооружить учителя и учащихся системой методов и
приемов деятельности по овладению языковыми курсами и умениями.
Теоретическая – исследовать
процесс овладения знаниями и умениями, его закономерности, определить принципы обучения, обосновать методы, создать научные основы педагогических технологий (уроков, форм).
Слайд 7Задачи методики:
Зачем учить? Выбор целей изучения предмета на любом этапе,
в любом типе школ.
Чему учить? Отбор содержания курсов, составление программ
и учебников, определение минимума знаний, критериев контроля.
Слайд 8Задачи методики:
Как учить? Разработка методов и приемов, конструирование уроков, методических
пособий для учителя, оборудования и пр.
Почему так, а не иначе?
Обоснование выбора содержания и методов, сравнительное изучение различных систем, методик и т.п.
Слайд 9Основные разделы методики:
Теоретические основы методики обучения русскому языку.
Методика обучения грамоте.
Методика
литературного чтения и работы с детской книгой.
Методика языкового образования и
речевого развития.
Методика правописания и культуры письма.
Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников.
Слайд 10Вопрос 2.
Функции языка:
- оформление и выражение мысли
- коммуникативное средство
-
средство выражения чувств
Слайд 11Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах:
Развитие
устной и письменной речи.
Обучение грамоте.
Изучение литературной нормы.
Изучение теоретического материала и
формирование научных понятий по языку.
Приобщение школьников к образцам художественной литературы; овладение читательскими умениями.
Слайд 12Программа
документ, определяющий объем, содержание обучения предмету, тематическое планирование, планируемые результаты
обучения по классам, а также материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Слайд 13Структура программы:
Пояснительная записка: определяет основы организации учебного процесса (цели, задачи
всего курса и его составляющих частей).
Собственно программа – определяет состав
курса и последовательность изучения его частей.
Планируемые результаты обучения.
Слайд 14Вопрос 3.
Имена выдающихся методистов:
Ф.И.Буслаев
К.Д.Ушинский
Л.Н.Толстой
И.И.Срезневский, Д.И.Тихомиров, И.И.Паульсон, Н.А.Корф,
Н.В.Бунаков, А.Я.Острогорский, А.Д.Алферов, В.П.Шереметевский, Ц.П.Балталон, В.П.Вахтеров, А.М.Пешковский, Н.П.Шапошников, С.И.Абакумов.
Л.В.Щерба,
М.А.Рыбников, К.Б.Бархин
Л.В.Занков, Т.А.Ладыженская, А.Н.Гвоздев, Н.Н. Светловская
Слайд 15Основные тенденции методики развития родного языка:
1) Повышение научности и в
содержании учебного предмета, и в психологической и лингвистической обоснованности методики.
Слайд 16Основные тенденции методики развития родного языка:
2) Индивидуальный подход к учащимся.
Слайд 17Основные тенденции методики развития родного языка:
3) Допущение в школу различных
лингвометодических концепций, известный плюрализм программ, учебников и методов обучения при
жестком соблюдении государственного образовательного стандарта.
Слайд 18Основные тенденции методики развития родного языка:
4) Попытки создания реальных возможностей
выбора школой, учителем программ, учебников и методов (методики).
Слайд 19Основные тенденции методики развития родного языка:
5) Общее гуманитарное направление развитие
школы, методики, гуманный подход к детям; отказ от политизированных текстов.
Слайд 20Основные тенденции методики развития родного языка:
6) Высокий эстетический уровень всех
знаний по языку и литературе, высокий уровень познавательных интересов и
мотивации учения; ориентация на высокие классические образцы, на творческую деятельность детей, на связь языковых знаний с другими предметами.
Слайд 21
Вопрос 4. Общая характеристика ФГОС НОО
ФГОС представляют собой «совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП
НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Слайд 22 С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и
текстом Стандарта можно познакомиться на сайтеСайт Минобрнауки России: http://www.edu.ru
Материалы по
ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru
Слайд 23
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
1) Требования к результатам
освоения основной образовательной программы НОО;
2) Требования к структуре основной образовательной
программы НОО;
3) Требования к условиям реализации основной образовательной программы НОО.
Слайд 24
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
деятельностный характер, ставящий главной
целью развитие личности учащегося;
отказ от традиционного представления результатов обучения в
виде знаний, умений и навыков;
указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Слайд 25Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Требования к результатам обучения сформулированы
в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Слайд 26УУД
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
Под
УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и
т.п.