Слайд 1Педагогика высшей школы: лекция 4
Проектирование образовательного процесса
Курс лекций проф. Лызь
Натальи Александровны
Южный федеральный университет, ИКТИБ
http://pibg.tti.sfedu.ru/
Слайд 2Вопрос (по мотивам лекции 2)
Если преподаватель отчитывает студента и повышает
голос, то это говорит о том, что:
студент не выполняет требования
или нарушает правила;
реализуется воспитательная функция обучения;
преподаватель хочет быстро решить проблему и доходчиво объяснить, что необходимо;
преподаватель проявляет слабость и неспособность управлять эмоциями;
преподаватель берет на себя ответственность и «отбирает» её у студента;
взаимодействие зашло в тупик;
???
Слайд 3Требования к системе высшего образования (из лекции 3)
построение системы непрерывного
образования, ха-рактеризующейся гибкостью организационных форм и многообразием образовательных программ (резкое
увеличение выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта);
кредитно-модульная система организации образовательного процесса; прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле; академическая мобильность;
новое регулирование образовательного рынка: главными субъектами становятся профессиональное сообщество (работодатели) и потребители (обучающиеся, родители).
Слайд 4Цель лекции:
Мыслить – глобально, действовать – локально
Тот, кто
не может то, что хочет, пусть хочет то, что может.
Леонардо да Винчи
Расширить представления о государственном регулировании высшего образования, стандартах и нормах проектирования образовательного процесса;
представить деятельность вуза по разработке образовательной программы;
показать возможности авторства преподавателей при проектировании и реализации конкретной дисциплины.
Слайд 5Система образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ)
Образование подразделяется на:
общее образование,
профессиональное образование,
дополнительное образование,
профессиональное
обучение.
К уровням профессионального образования относятся:
среднее профессиональное образование;
высшее образование – бакалавриат;
высшее образование – специалитет, магистратура;
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Слайд 6Система образования в России включает:
федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные
государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и
(или) направленности;
организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей;
федеральные государственные органы и органы государствен-ной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные им консультативные и иные органы;
организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Слайд 7ФГОС и образовательная программа
федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных
требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности
и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
www.fgosvo.ru http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=EDU/N11953/D
Слайд 8ФГОС обеспечивают:
единство образовательного пространства РФ, где гарантируется единый уровень и
качество образования, получаемого в различных образовательных организациях;
преемственность основных образовательных
программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования;
основу для формирования образовательных программ различных уровня, сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
вариативность содержания основных образовательных программ;
основу для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Слайд 9Образовательные программы
Основные
Общеобразовательные (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего)
Профессиональные (профессионального
обучения, среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры)
Дополнительные
Общеобразовательные (общеразвивающие, предпрофессиональные)
Профессиональные
(повышения квалификации, профессиональной переподготовки)
Слайд 10Особенности ФГОСов
трехуровневость высшего образования;
значительная свобода вуза в формировании ОП;
компетентностный подход;
кредитно-модульная
система построения образовательных программ;
возможности обучающихся в построении собственного образовательного маршрута;
большой
перечень общекультурных и общепрофессиональных компетенций;
роль работодателей в разработке ОП, контроле результатов и т.п.
Слайд 11ФГОС включают требования:
к структуре основных образовательных программ, в том числе
требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему,
а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ (за исключением основных образовательных программ дошкольного образования).
Слайд 12Проектирование образовательного процесса
ФГОС или ОС ЮФУ, ПрОП (при наличии)
Образовательная программа
Компетентностная
модель выпускника
Учебный план
Календарный учебн. график
Рабочая программа дисциплины 1
Рабочая программа дисциплины
N
Программа практики
Программа ГИА
Профессио–нальные стандарты
Замысел разработчиков
оценочные и методические материалы
Слайд 13Основная образовательная программа
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение образовательной программы
Нормативные документы для разработки ОП
2. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Цель образовательной программы
2.2. Формы обучения
2.3. Объем программы
2.4. Сроки получения образования
2.5. Квалификация
2.6. Язык обучения
2.7. Особенности реализации ООП
2.8. Структура основной образовательной программы
Слайд 14Основная образовательная программа
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОП
Область профессиональной деятельности выпускника
Объекты
профессиональной деятельности выпускника
Виды профессиональной деятельности выпускника
Задачи профессиональной деятельности выпускника
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Общекультурные/универсальные компетенции
Общепрофессиональные компетенции
Профессиональные компетенции
Специальные профессиональные компетенции
Требования к результатам освоения ОП (Приложение № 1)
Слайд 15Основная образовательная программа
5. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Базовый учебный план, рабочий учебный план и календарный
учебный график
5.2. Рабочие программы дисциплин/модулей с ФОС (фондами оценочных средств) по текущей и промежуточной аттестации
5.3. Программы практик и научно-исследовательской работы / деятельности с ФОС по текущей и промежуточной аттестации
5.4. Государственная итоговая аттестация с ФОС
6. ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
6.1. Кадровое обеспечение образовательной программы
6.2. Материально-техническое обеспечение
6.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Слайд 16Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи освоения дисциплины
Место дисциплины в структуре
ОП ВО
Требования к результатам освоения дисциплины
Содержание и структура дисциплины
Образовательные технологии
Оценочные
средства для текущего контроля и промежуточной аттестации (ФОС оформляется в виде приложения)
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Материально -техническое обеспечение дисциплины
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Учебная карта дисциплины
Слайд 17Деятельность по проектированию образовательного процесса по дисциплине
Перспективный уровень
Проектирование образовательного процесса
на учебный семестр (год)
Результат – тематический план
Оперативный
уровень
Разработка занятия
Результат – план (конспект) занятия
Слайд 18Этапы конструирования педагогического процесса
аналитический этап – определение начальных условий, места
сложившейся ситуации в педагогическом процессе и пр.;
прогностический этап – целеполагание
– определение будущего состояния объекта, исходя из логики его развития и учета внешних условий и нахождение оптимальных путей достижения заданного состояния;
проектировочный этап – содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление решения педагогической задачи.
Слайд 19Функции лекций
Информационная функция.
Разъясняющая функция.
Ориентирующая функция.
Организующая
функция.
Развивающая функция.
Воспитательная функция.
Слайд 20Виды лекций
Вводная (установочная).
Обзорная лекция.
Проблемная лекция.
Проблемная лекция с
элементами эвристической беседы.
Лекция вдвоем.
Лекция-визуализация.
Лекция – пресс-конференция.
Слайд 21Подготовка лекции
1. Определение места темы лекции в содержании учебной дисциплины.
2.
Выбор целесообразного вида лекции, ее структуры.
3. Разработка плана лекции.
4.
Подготовка конспекта лекции.
5. Продумывание способов представления материала.
6. Подготовка презентации / материалов лекции.
7. Согласование подготовленной лекции и времени, отводимого на нее.
Слайд 22Типы практических занятий
Семинар – закрепление, расширение и углубление знаний,
развитие умений применять знания, коммуникативных умений и навыков.
Практикум – закрепление,
расширение и углубление знаний, развитие умений применять знания, познавательных и практических умений.
Лабораторное занятие – закрепление, расширение и углубление знаний, развитие практических и исследовательских умений, умений осваивать и совершенствовать технологии.
Слайд 23Основные этапы практических занятий
вводно-мотивационный – объявление темы занятия, обсуждение со
студентами его цели, задач и плана, при необходимости ответы на
вопросы студентов, возникшие при подготовке к занятию, проверка их готовности;
основной (его содержание зависит от типа задач занятия);
заключительный – анализ хода и подведение итогов занятия, постановка задач по дальнейшей проработке темы и/или по подготовке к следующему практическому занятию, а также выдача методических рекомендаций для самостоятельной работы.
Слайд 24Методическая разработка практического занятия
1. Формулирование темы занятия, определение цели
и задач занятия, выбор типа.
2. Разработка системы учебных заданий по
теме.
3. Определение степени предварительной ориентировки студентов в теме. Формулировка задания для подготовки к занятию.
4. Выбор форм и методов работы студентов и преподавателя при выполнении учебных заданий.
5. Составление плана занятия с указанием количества отводимого на каждый этап времени.
6. Предусмотрение возможных изменений в ходе занятия.
Слайд 25Виды самостоятельной работы обучающихся
Написание реферата, эссе, подготовка доклада;
конспектирование обязательной литературы
к семинарским занятиям, работа с первоисточниками;
проработка конспекта лекций, учебников, учебных
пособий, другой учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы;
подготовка к контрольному опросу, контрольной работе, тестированию, экзаменам;
подготовка к выполнению лабораторных работ;
составление литературного обзора по научной тематике;
выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ;
выполнение практических заданий, расчетно-графических работ;
подготовка рецензий на статью, различные литературные источники;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
Слайд 26Нормативы трудоемкости самостоятельной работы студентов
Проработка конспектов лекций – 0,3 -
0,7 час;
подготовка к практическим и лабораторным занятиям – 0,5 часа;
работа над первоисточниками, работа с учебной литературой (1 печатный лист) – 1,5 – 3 часа (в зависимости от сложности учебного содержания);
подготовка и написание реферата (1 реферат) – 7-10 часов;
создание презентации (1 набор – не менее 15 слайдов) – 5-7 часов;
перевод текста с иностранного языка (10 тысяч знаков) – 5-9 часов (в зависимости от сложности текста);
выполнение текущего проектного или проблемного задания, кейса (1 работа) – 10-15 часов;
выполнение курсового проекта – 25-50 часов.
Слайд 27Организация самостоятельной работы студентов. Преподаватель:
определяет цель и задачи самостоятельной работы
по дисциплине (практике), исходя из формируемых компетенций;
составляет план самостоятельной работы
по дисциплине (практике) с указанием видов работы, сроков выполнения и форм отчетности;
разрабатывает комплекс учебных, научно-исследовательских, практических и других заданий для самостоятельной работы обучающихся, методические указания по их выполнению, критерии оценки;
знакомит обучающихся с целями, задачами, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения самостоятельной работы, формами контроля;
консультирует обучающихся в ходе осуществления самостоятельной работы;
оценивает результаты самостоятельной работы обучающихся;
анализирует эффективность самостоятельной работы, определяет дальнейшие перспективы её осуществления.
Слайд 28Организация самостоятельной работы студентов. Кафедра:
рекомендует виды самостоятельной работы обучающихся;
рекомендует к
утверждению рабочие программы дисциплин (практик), в которых определяются содержание, объем,
виды самостоятельной работы, критерии оценивания заданий;
проводит экспертизу методических рекомендаций, контрольно-измерительных материалов, пособий по организации самостоятельной работы обучающихся;
составляет расписание консультаций преподавателей;
контролирует выполнение плана-графика самостоятельной работы по дисциплинам образовательной программы;
анализирует эффективность самостоятельной работы обучающихся, вносит коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной работы.
Слайд 29Резюме
Деятельность по разработке и реализации образовательных программ высшего образования регламентируется
и контролируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки РФ).
Вуз имеет право и обязанность разработки собственных образовательных программ. Для этого создается коллектив разработчиков во главе с руководителем ОП.
Основным регулятивом при разработке ОП является ФГОС (ОС ЮФУ), также используются профессиональные стандарты и нормативные документы (локальные акты) вуза.
Возможности авторства преподавателя при проектировании и реализации конкретной дисциплины заключаются в отборе и структурировании содержания, выборе образовательных технологий, разработке заданий и оценочных средств.
Слайд 30Лекция 5: Образовательные технологии (анонс)
Расскажите мне – и я забуду,
покажите мне – и, может быть, я запомню, но вовлеките
меня – и я пойму. Китайская пословица
В какой степени образовательные технологии можно считать технологиями?
Какие образовательные технологии позволяют реализовать цели нового высшего образования?
В чем ценность проектной групповой работы для личностно-профессионального развития студентов?
Каковы условия использования и ограничения новых образовательных технологий?
Почему и как технологии высшего образования «смыкаются» с самообразованием?
Модели образования 1.0, 2.0, 3.0: каковы будущие организационные форматы и технологии высшей школы?