Слайд 2Нечаев Александр Петрович
24 октября (5 ноября) 1870, Санкт-Петербург — 6
сентября 1948, Семипалатинск.
Российский и советский психолог, педагог, деятель образования, один
из основоположников экспериментальной педагогики.
Основоположником российской педологии
Слайд 3Под педологией принято понимать такое научное течение, которое объединяет в
изучении развития детей разные науки – биологию, психологию, медицину и
пр.
Слайд 4В течение 15 лет после революции педология развивалась: шла нормальная
научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и
преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.
Слайд 5Этапы развития педологии в СССР
Слайд 6Начальный этап развития: работа педолога сводится к комплектованию учебных групп
и отбору детей во вспомогательные школы. Основной метод - тесты,
и первая серия тестов для школы была опубликована в 1926 г. Выход журнала «Педология» в 1928 г.
Слайд 7Второй этап - с 1928 г. решением Первого педологического съезда
ограничивается использование тестов, становятся все более очевидными недостатки в организации
педологической службы из-за ее минимальной психолого-педагогической направленности. В конце 20-х гг. остро ставится вопрос о спецподготовке работников педолого-педагогической службы, о четком размежевании функций школьного врача и школьного педолога.
Слайд 8Рубеж 20-30-х гг. - третий этап: выдвинутое на передний план
наблюдение за развитием учащихся в процессе их обучения и воспитания,
изменение отношения к тестам и оценка их роли в педагогической практике расширили возможности психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Слайд 9В 1928 г. в официальном первом положении «О проведении массовой
практической работы по всестороннему изучению детства». Главной его целью являлась
дифференциация врачебно-педологической и педолого-педагогичесой службы.
Слайд 10В следующем постановлении было описано новое понимание школьной педологической службы
и выдвинуты ее основные направления:
1) изучение учащихся в школе в
целях поднятия качества образовательной и воспитательной работы;
2) работа с трудными детьми;
3) работа по ознакомлению педологов и родителей с основами педологии;
4) профориентационная работа.
Слайд 11С приходом советской власти, принципы педологии стали неугодны политике партии,
которая провозглашала уход от экспериментов и возвращение к традиционным методам
обучения. Среди главных причин, по которым педология не устраивала правящую верхушку, были следующие:
• По итогам тестирования чаще всего одаренными признавали ребятишек, рожденных во «враждебных» семьях, – детей священников, белогвардейцев и т.п., а крестьянские дети обычно относились к разряду дефективных учащихся.
• Переоценка природных способностей учеников и недооценка культурно-исторических составляющих при воспитании детей.
Слайд 12Критике педологию подвергали по нескольким пунктам.
• Во-первых, в свое время у
нее не было высококвалифицированных практиков, которые бы могли доказать состоятельность
своих взглядов и применяемых методов.
• Во-вторых, цель – всесторонне изучить ребенка – не всегда может быть достигнута.
• В-третьих, массовое тестирование детей при плохом адаптировании методик может показывать недостоверные, а порой и прямо противоположные действительности результаты.
Слайд 134 июля 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О
педологических
извращениях в системе наркомпросов", осудившее педологию как "лженауку", упразднившее ее
и при этом "восстановившее в правах педагогику и педагогов". Воспроизведем картину, отражающую принятие этого решения.
Слайд 14Драматические последствия разгрома педологии сказались на судьбах всей
прикладной психологии в
СССР, , интенсивно развивавшейся в 20-е гг. и оказавшейся пресеченной
в середине 30-х гг., в период ликвидации еще одной "псевдонауки", в роли которой на этот раз выступила психотехника— особая ветвь психологии
Слайд 15Четыре важных принципа:
1) отказ от изучения ребенка по частям, когда
что-то выясняет физиология, что-то — невропатология и т. п.; цель
педологов — синтез разносторонних знаний о ребенке;
2) генетический принцип состоит в том, что ребенок есть существо развивающееся, поэтому понять его можно только в динамике;
3) принятие в расчет социального контекста;
4) практическое применение полученных в педологии знаний для изменения ребенка.
Слайд 16С 1950-х годов начался постепенный возврат некоторых идей и методов
педологии в педагогику и психологию.
В 1970-е годы была начата активная
работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.
Современная российская педология развивается прежде всего в рамках так называемых детских исследований. Ученые занимаются рассмотрением антропологии детства, взяв за основу детскую психологию и педагогику.
Существует специальная исследовательская группа, которая работает в Москве на базе Российского государственного гуманитарного университета. По своей сути главное назначение их исследований – междисциплинарный подход к изучению личности ребенка.
Слайд 17Информационные источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
https://studopedia.ru/4_107867_razvitie-pedologii-v-sssr.html
http://www.grc-eka.ru/eto/pedologiya.html
https://libsib.ru/psichologiya/psichologicheskaya-nauka-v-rossii-xx-stoletiya/3-razvitie-sovetskoy-pedologii
http://knigi.link/istoriya-psihologii-uchebniki/razvitie-pedologii-sssr-14075.html