Слайд 1Пересказ текста по ключевым словам
Слайд 2Рекомендации, которые необходимо соблюдать при пересказе текста:
1. В пересказе должна
звучать живая речь ученика, а не заученный образец.
2.При пересказе ученик
должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца.
3.В пересказе должен сохраняться стиль образца.
4. Должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания.
5.В пересказе должны отражаться чувства ученика через выразительность его речи.
Слайд 3 Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прочитанного или прослушанного текста, которое
благоприятно влияет на развитие речи, памяти и мышления. Этот вид
работы тренирует не память, а понимание прочитанной информации.
Слайд 4Задание 1. Выразительно прочитайте вслух текст о ску́льпторе Алекса́ндре Миха́йловиче
Опеку́шине (1838−1923).
Алекса́ндр Миха́йлович Опеку́шин родился в семье крепостного крестьянина. Родители
мальчика заметили его художественный талант и отдали 12-летнего сына в Рисовальную школу. Для дальнейшей учёбы в Академии художеств Опекушина пришлось выкупать у помещицы. За его свободу заплатили 500 рублей — в то время это были очень большие деньги.
Александр Михайлович стал скульптором и уже в 34 года был удостоен звания академика скульпту́ры. На конкурсах его работы получали золотые и серебряные медали. К почитателям таланта Опекушина относилась царская семья. Ему заказывали памятники русским царям и генералам.
Всероссийскую славу Опекушину принёс памятник Пушкину, воздви́гнутый на народные поже́ртвования. Скульптор победил в конкурсе проектов и долгие 5 лет работал над скульптурой. Открытие монуме́нта было ярким событием в культурной жизни страны, а памятник Пушкину стал одной из главных достопримечательностей Москвы.
Судьба других памятников, созданных скульптором Опекушиным, была незавидной: после революции 1917 года советская власть объявила «войну» символам царизма, и бо́льшая часть работ Опекушина была уничтожена. Остаток жизни Александр Михайлович провёл в полном забвении. В наше время некоторые памятники были восстановлены, а на могиле Опекушина установлена гранитная плита с надписью «Великому скульптору от благодарных потомков».
Слайд 5
Перескажите прочитанный Вами текст об Алекса́ндре Миха́йловиче Опеку́шине, включив в
пересказ слова поэта Мари́ны Ива́новны Цвета́евой:
«Есть слава большая — безымянная.
Кто в Москве знал, что Пушкин — работа Опекушина? Но опекушинского Пушкина никто не забыл. Это лучшая благодарность вая́телю».
Слайд 6Алекса́ндр Миха́йлович Опеку́шин родился в семье крепостного крестьянина. Родители мальчика
заметили его художественный талант и отдали 12-летнего сына в Рисовальную
школу. Для дальнейшей учёбы в Академии художеств Опекушина пришлось выкупать у помещицы. За его свободу заплатили 500 рублей — в то время это были очень большие деньги.
Александр Михайлович стал скульптором и уже в 34 года был удостоен звания академика скульпту́ры. На конкурсах его работы получали золотые и серебряные медали. К почитателям таланта Опекушина относилась царская семья. Ему заказывали памятники русским царям и генералам.
Всероссийскую славу Опекушину принёс памятник Пушкину, воздви́гнутый на народные поже́ртвования. Скульптор победил в конкурсе проектов и долгие 5 лет работал над скульптурой. Открытие монуме́нта было ярким событием в культурной жизни страны, а памятник Пушкину стал одной из главных достопримечательностей Москвы. (цитата!!!)
Судьба других памятников, созданных скульптором Опекушиным, была незавидной: после революции 1917 года советская власть объявила «войну» символам царизма, и бо́льшая часть работ Опекушина была уничтожена. Остаток жизни Александр Михайлович провёл в полном забвении. В наше время некоторые памятники были восстановлены, а на могиле Опекушина установлена гранитная плита с надписью «Великому скульптору от благодарных потомков».
Слайд 7Задание №2 предполагает включение цитаты в пересказ. Что такое цитата?
Как работать с ней.
Цитата – это включение чужой речи, письменной
или устной, в авторский текст. Выделяют прямую и косвенную цитату.
Прямая цитата в письменном тексте обязательно заключается в кавычки, которые сигнализируют о ее начале и конце, в устном – предваряется и заканчивается репликами.
Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи.
Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы.
Цитаты, служащие только для передачи каких-то сведений, должны быть уместны, точно соответствовать идее текста, не вызывать ненужные побочные ассоциации и не перегружать текст.
Начиная работу с цитатами, обучающийся оценивает место и назначение их в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.
Слайд 8Основные требования к цитированию
1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в
кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма
должна полностью соответствовать оригиналу.
2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.
3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.
Слайд 94. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более
30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает
ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.
5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник
Слайд 10Способы цитирования
В русском языке существуют три основных способа цитирования.
1) Цитата
применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания
следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.
Например:
Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти».
Либо:
«Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.
2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.
Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».
Слайд 113) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные
вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал,
либо без них (вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками).
Например:
Как говорил Гораций, «гнев – это кратковременное безумие».
Либо:
Л.Бетховен не знал «иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».
Слайд 12Алгоритм пересказа:
1.Перечитываю про себя произведение.
2. Отмечаю галочкой (или выписываю на
черновик) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста.
3. Определяю,
о чём говорится в каждом абзаце.
4. Составляю план текста к каждому абзацу.
5. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные ключевые слова.
6. Составляю рассказ ( мысленно).
7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
8. Пересказываю, пользуясь своими записями.
Слайд 13Образцы введения цитаты:
предложения с прямой речью:
Пушкин писал своему другу
Чаадаеву:
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»;
2) предложения с косвенной
речью:
П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою» ;
3) предложениями с вводными словами:
По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Слайд 14 Иван Константи́нович Айвазо́вский родился 17 (29 по старому стилю) июля
1817 года на берегу Чёрного моря, в Крыму, в городе
Феодо́сии, в купеческой армянской семье, к тому времени обедневшей. Склонность к искусству, проявлявшаяся в раннем возрасте, несмотря на отсутствие бумаги и карандашей, сделала первые попытки мальчика запечатлеть явления окружающего мира публичными: он рисовал самоварным углём на выбеленных стенах своего дома. Первым обратил внимание на рисунки городской архитектор Кох. В дальнейшем в судьбе юного дарования принял участие градоначальник Феодосии Алекса́ндр Казначе́ев, который направил его в 1830 году в Симферо́польскую гимназию, а в 1833 году способствовал поступлению И.К. Айвазовского в Петербургскую Академию художеств, куда он был зачислен по представленным рисункам.
Годы обучения в Петербурге, общение с педагогами, известными художниками России того времени, во многом определили быстрое развитие дарования И.К. Айвазовского. Академист Айвазовский много и плодотворно работал. За участие в выставке 1836 года он получил серебряную медаль II степени, а в следующем году – большую золотую медаль, дававшую возможность отправиться в заграничную командировку за счёт академии на 6 лет. Формально до окончания обучения у художника было ещё 2 года, поэтому Совет академии отправил И.К. Айвазовского в Крым для совершенствования живописного мастерства. Здесь он написал с натуры виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Ке́рчи.
Эта поездка обогатила художника не только живописными впечатлениями. По приглашению командующего Черноморским флотом М. П. Ла́зарева он принял участие в десантных операциях у берегов Кавказа. Там И.К. Айвазовский познакомился с будущими известными флотоводцами, а в то время ещё молодыми офицерами Нахи́мовым, Корни́ловым, Исто́миным.
Творчество и дарование художника столь ярко и необычно, что на протяжении почти 200 лет привлекает к себе пристальное внимание публики, знатоков и ценителей искусства. Ста́сов писал: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с её необычайными красотами…».
Слайд 16Слова профессора Никола́я Никола́евича Кузьмина́:
"Жизнь Айвазовского представляется нам настоящей волшебной
сказкой, богатой событиями, почти неизвестными многим, другими забытыми, и прекрасной,
как чудный, пленительный сказочный сон. Его гений - это та могущественная, волшебная фея, которая чудесно сплетала узоры его жизни, располагая их как можно лучше, разумнее и счастливее и вдохновляя его, вливала в него вместе с любимой им южной природой морей и силу, и бодрость, и вечно молодую, кипящую энергию.«
Подумайте, где лучше использовать слова Никола́я Никола́евича Кузьмина́ в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Слайд 18 Выполняя любой вариант задания № 1 «Чтение текста», ученик должен
знать, что перед ним всегда будет текст рассуждения-объяснения.
В тексте
всегда объясняется такая мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента.
Во-первых, его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих, его помнят потомки.
Слайд 19 Николай Иванович Пирогов - врач, отец русской хирургии. Николай Иванович
написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографи́ческий атлас, помогающий
хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.
Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода. Великий хирург также изобрёл современную гипсовую повязку. По инициативе учёного на фронте появились военные медсёстры, которые ухаживали за ранеными. Именно Пирогов ввёл в употребление термин «лечебное питание». Врач был твёрдо убеждён, что морковь и рыбий жир помогают ускорить выздоровление.
В народе Николая Ивановича называли «чудесным доктором». «Чудеса», которые творил этот выдающийся человек, помогая больным, были проявлением не только его высокой одарённости, но и любви к людям.
Вот уже более века Пирогова считают своим наставником многие поколения врачей не только в нашей стране, но и за её пределами. По книгам учёного и сегодня учатся студенты-медики. (160 слов)
Слайд 20Работая над заданием № 1, ученик за две минуты подготовки
успевает
сделать набросок его логической схемы.
Например:
Слайд 21Выполняя задание № 2 «Пересказ текста», в составленную ранее логическую
схему, в которой уже присутствуют все опорные слова текста, для
связного пересказа надо ввести глаголы.
Ученикам при пересказе их трудно придумывать, но их наличие в пересказе, во-первых, делает его связным и, во-вторых, «освобождает» ученика от жесткого копирования исходного текста. По смыслу эти глаголы вторичны: они выполняют связочную роль в тексте.