Разделы презентаций


Петербург Достоевского

Содержание

рассмотреть образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;помочь не только увидеть Петербург Достоевского, его скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать, как создан в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Петербург Достоевского
(по роману «Преступление и наказание»)
Дидактический материал
к уроку литературы

в 10 классе
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
Петербург Достоевского(по роману «Преступление и наказание»)Дидактический материал к уроку литературы в 10 классеАвтор презентации: учитель русского языка

Слайд 2рассмотреть образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
помочь не

только увидеть Петербург Достоевского, его скученность, удушающую тесноту человеческого существования,

но и проникнуться сочувствием к страдающим людям;
показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались его герои;
подвести к осмыслению основного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Цель урока:

рассмотреть образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;помочь не только увидеть Петербург Достоевского, его скученность, удушающую

Слайд 3Во 2-й половине XIX века было два Петербурга.
Один –

город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади,

поражающей нас и ныне вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин.
Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые. Подьяческие улицы, набережные «Канавы» (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, доходные дома, ночлежки…

Два лица Петербурга

Во 2-й половине XIX века было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной

Слайд 4Два лица Петербурга

Два лица Петербурга

Слайд 5Когда Ф.М.Достоевский писал роман «Преступление и наказание», жил он в

той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты.

Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его автор, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам.

Достоевский и Петербург

Когда Ф.М.Достоевский писал роман «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники,

Слайд 6У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего».


Это город, в котором нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности.
Это

и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик.
Это ужас и безумие.
Безумный город порождает безумные идеи.
Город-убийца порождает людей-убийц.

Достоевский и Петербург

У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего». Это город, в котором нечем дышать, город

Слайд 7Топография романа Достоевского
Ф.М.Достоевский воссоздаёт в романе «Преступление и наказание» точную

топографию тех мест, где происходят события. Это прежде всего Сенная

площадь и все близлежащие переулки.
Топография романа ДостоевскогоФ.М.Достоевский воссоздаёт в романе «Преступление и наказание» точную топографию тех мест, где происходят события. Это

Слайд 8Топография романа Достоевского
Ф.М.Достоевский точно передаёт «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы Алёны Ивановны,

Сони Мармеладовой, следователя Порфирия Петровича и др.

Топография романа ДостоевскогоФ.М.Достоевский точно передаёт «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы Алёны Ивановны, Сони Мармеладовой, следователя Порфирия Петровича и др.

Слайд 9Топография романа Достоевского
Ф.М.Достоевский называет набережные и каналы, улицы и переулки,

многоэтажные дома и дворы-колодцы, распивочные и трактиры - и никаких

художественных описаний красоты городского пейзажа. И лишь однажды возникает картина парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

М.Воробьев Исаакиевский собор

Топография романа ДостоевскогоФ.М.Достоевский называет набережные и каналы, улицы и переулки, многоэтажные дома и дворы-колодцы, распивочные и трактиры

Слайд 10Дома Петербурга
Квартиры и каморки, в которых живут герои Достоевского, поражают

нищетой и уродством.
Д.Шмаринов
Каморка Раскольникова находится под самой кровлей пятиэтажного

дома и походит «более на шкаф, чем на квартиру».
Мармеладов со своей семьёй живёт в проходной комнате, в которой находится «всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».
Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай», её обстановка включает кровать, стол, три стула и комод.
Дома ПетербургаКвартиры и каморки, в которых живут герои Достоевского, поражают нищетой и уродством.Д.Шмаринов Каморка Раскольникова находится под

Слайд 11Дома Петербурга
Ещё менее привлекательно выглядят трактиры и распивочные, куда иногда

заходят герои романа: тёмные, грязные углы, липкие столики, духота, вонь…

Дома ПетербургаЕщё менее привлекательно выглядят трактиры и распивочные, куда иногда заходят герои романа: тёмные, грязные углы, липкие

Слайд 12Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора,

с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям

главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории.
Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл.
Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича – слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…прежде всего!», «Воздуху пропустить свежего!»

Городской пейзаж

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует

Слайд 13Человек задыхается в городе «под тяжёлым петербургским небом».
Так же

тяжело маленькому человеку и в комнатах, где он живет. В

душных и тёмных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли.
В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжёлые думы Раскольников, созрела у него идея убийства, обоснованного его человеконенавистнической теорией.

Городской пейзаж

Человек задыхается в городе «под тяжёлым петербургским небом». Так же тяжело маленькому человеку и в комнатах, где

Слайд 14Душа Петербурга = Душа Раскольникова
царственная Нева
золотой Исаакий
«великолепная панорама»
Сенная площадь
закоулки
беднота
мерзость
безобразие
двойственность
(величие и

холод)
мечтатель, романтик,
красивый, гордый,
благородная и сильная личность
мысль об
убийстве
Городской пейзаж

Душа Петербурга = Душа Раскольниковацарственная Невазолотой Исаакий«великолепная панорама»Сенная площадьзакоулкибеднотамерзостьбезобразиедвойственность(величие и холод)мечтатель, романтик,красивый, гордый,благородная и сильная личностьмысль об

Слайд 15Жители Петербурга
Герои Достоевского относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки,

девицы, живущие по «жёлтому билету», дворники, разносчики, прачки, извозчики, и

просто нищие.
Жители ПетербургаГерои Достоевского относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки, девицы, живущие по «жёлтому билету», дворники, разносчики,

Слайд 16Цвет Петербурга
Чаще всего в романе Достоевского фигурирует жёлтый цвет:
обои в

комнате Раскольникова,
мебель в квартире старухи-процентщицы,
вода в стакане у Никодима Фомича,
«билет»

Сони Мармеладовой,
цвет лица утопленницы

В.Перов «Утопленница»

Этот «сумасшедший» жёлтый цвет невольно ассоциируется с состоянием героя, у которого всё происходящее вокруг вызывает
«желчь и конвульсии»

Цвет ПетербургаЧаще всего в романе Достоевского фигурирует жёлтый цвет:обои в комнате Раскольникова,мебель в квартире старухи-процентщицы,вода в стакане

Слайд 17Роль Петербурга в романе
Петербург р романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

- это не только фон, на котором происходят действия, но

и его «душа»

И.С. Глазунов Достоевский

Роль Петербурга в романеПетербург р романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - это не только фон, на котором

Слайд 18Петербург Достоевского
Великолепные дворцы не могут заслонить нищих кварталов, где ежедневно

совершаются людские трагедии: «Мрачная это была история, одна из тех

мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно... сбываются под тяжелым петербургским небом».     Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произведения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием
«Петербург Достоевского».
Петербург ДостоевскогоВеликолепные дворцы не могут заслонить нищих кварталов, где ежедневно совершаются людские трагедии: «Мрачная это была история,

Слайд 19НЕПРАВИЛЬНО
Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель:
Описание чьей комнаты

представлено следующим образом:
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной,

имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями…»

Действие романа происходит:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

осенью

весной

Какой цвет преобладает на страницах романа Достоевского:

Проверь себя

НЕПРАВИЛЬНО

Невский проспект

ПРАВИЛЬНО

Сенная площадь

НЕПРАВИЛЬНО

Васильевский остров

НЕПРАВИЛЬНО

Разумихина

НЕПРАВИЛЬНО

Мармеладова

ПРАВИЛЬНО

Раскольникова

летом

ПРАВИЛЬНО

жёлтый

НЕПРАВИЛЬНО

серый

НЕПРАВИЛЬНО

чёрный

НЕПРАВИЛЬНОКакое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель:Описание чьей комнаты представлено следующим образом:«Это была крошечная клетушка, шагов

Слайд 20Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель:

СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ
Описание чьей

комнаты представлено следующим образом:
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть

длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями…»

РАСКОЛЬНИКОВА

Действие романа происходит:

ЛЕТОМ

Какой цвет преобладает на страницах романа Достоевского:

ЖЁЛТЫЙ

Проверь себя

Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель:СЕННАЯ ПЛОЩАДЬОписание чьей комнаты представлено следующим образом:«Это была крошечная клетушка,

Слайд 21Использованные ресурсы:
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной

школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, 2007.
Северникова Н.М.

Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, 2009.
Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе в 10 классе. - М.: Экзамен,2011.

И.Глазунов. Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского: http://glazunov.pereplet.ru/klassika_pic/dostoev/
Д.Шмаринов. Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского:
http://www.museum.ru/
Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского ППреступление и наказание» :
http://dostoevsk.narod.ru/crime3.html
Фото уличных торговцев и мастеровых Петербурга 1860-ых:
http://telesyk.livejournal.com/

В оформлении фона использован материал:
http://www.sennaya.com/images/Kazna7gravure.jpg

Использованные ресурсы:Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика