Слайд 1Пишем сочинение
по художественному тексту
Сочинение в формате ЕГЭ
Слайд 2Как найти проблему
в художественном тексте
В тексте художественного стиля найти
проблему труднее, чем в тексте публицистического стиля, потому что автор
не называет проблему в художественных текстах открыто. Она скрыта за описанием поведения и речи героев, их мыслей и взаимоотношений. Поэтому проблема в текстах художественного стиля определяется через анализ героев.
На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?
Слайд 3При анализе художественного текста обращаем внимание
— На сюжет.
— На
героев (внешность, поведение, речь, диалоги).
— На авторское отношение (пишет с
радостью или негодованием, с восхищением или с осуждением..).
Слайд 4Алгоритм выявления проблемы
1. Проанализируйте поступки героев, их отношения;
2. Определите, какие
положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях;
3.
Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (например, долг, честь, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм…);
4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Слайд 5Как строить комментарий художественного текста
1. На каких примерах автор раскрывает
проблему?
2.Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
3. Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
4. Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
5.Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Слайд 6Как строить комментарий
В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо,
она дана опосредованно, через поступки героев, их мысли, через средства
выразительности, через ключевые слова. Она «спрятана» в контексте.
Поэтому выберите два примера–иллюстрации, которые раскрывают проблему.
1. Для этого можно проанализировать:
поведение героев, ситуации, описанные в исходном тексте;
лексические средства, которые использует автор: они позволяют писателю раскрыть поднятую им проблему;
ключевые слова текста, позволяющие увидеть позицию автора по поднятой им проблеме;
диалог между героями (по поднятой проблеме).
2. Не забудьте написать пояснение к тем примерам, которые вы использовали для комментария;
3. Найдите смысловую связь между теми примерами, которые вы анализировали (объясните, почему вы взяли именно эти примеры и как они взаимосвязаны между собой).
Запомните: все те примеры, ситуации, лексические средства, ключевые слова, которые вы используете в своем комментарии, должны вывести вас на позицию автора. Это и станет вашим комментарием.
Слайд 7Как написать комментарий
по художественному тексту
Запомните: в художественном тексте нельзя
отождествлять автора с героем, рассказчиком и повествователем. Если повествование ведётся
от первого лица (я), слово «автор» заменяем на слово «рассказчик». Если от третьего лица – повествователь.
Примеры-иллюстрации
В центре внимания автора случай…
Писатель изображает (кого – что)…
Герой говорит: «Цитата».
Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя.
Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Симпатии автора на стороне героя, который…
Пояснение примера
Автор не случайно обращает наше внимание на…
Поступок героя показывает, что…
Слова (мысли) героя позволяют понять….
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Эти события автор описывает, чтобы…
Смысловая связь между примерами
Противопоставление: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
Сравнение, сопоставление: Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… Причина: Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.
Следствие, вывод: Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Уступка: Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.
Слайд 8Как сформулировать позицию автора
Автор текста не выражает прямо свою точку
зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли
о том, что…
Позиция ….. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: «Цитата».
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что …
Слайд 9Как выразить отношение к позиции автора, высказать собственную позицию и
обосновать ее
Для выражения своего мнения:
1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на
проблему…
2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор
3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…
4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…
5) Мне близка позиция автора тем, что…
Для аргументации собственной позиции:
1) Как часто приходится сталкиваться с …
2)разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как…?
3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…
4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…
Слайд 10Как закончить сочинение
Таким образом, автор текста убеждает нас в том,
что…
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что…
Автор хочет, чтобы… И
это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
Слайд 11Практикум
Старик с внуком шли по улице мимо мальчика, которому отец
поручил починить забор, прежде чем идти играть. Инструмент выскальзывал из
рук, доска не хотела становиться на место. Ударив случайно себя по пальцу, мальчик в сердцах бросил молоток, с тоской глядя в сторону играющих друзей. Внук старца пожалел мальчика, прибил доску на место. Но старик подошёл и снова проделал дыру в заборе.
— Как же так, дед? Ты всегда учил меня быть добрым, а не даёшь помочь.
— Я тебя учил доброте, а не лицемерию. Сделав за мальчика его работу, ты не дал ему не только научиться чинить забор. Он не научится терпению и тому, что сначала нужно сделать дело. Своим «добрым» поступком ты мог испортить ему жизнь.
(О. Безмирная «Медвежья услуга»)
Слайд 12Проблема
Проблема привития в ребенке любви к труду.
Как научить ребенка терпеливому
и ответственному отношению к труду?
Слайд 13Ищем примеры-иллюстрации
Старик с внуком шли по улице мимо мальчика, которому
отец поручил починить забор, прежде чем идти играть. Инструмент выскальзывал
из рук, доска не хотела становиться на место. Ударив случайно себя по пальцу, мальчик в сердцах бросил молоток, с тоской глядя в сторону играющих друзей. Внук старца пожалел мальчика, прибил доску на место. Но старик подошёл и снова проделал дыру в заборе.
— Как же так, дед? Ты всегда учил меня быть добрым, а не даёшь помочь.
— Я тебя учил доброте, а не лицемерию. Сделав за мальчика его работу, ты не дал ему не только научиться чинить забор. Он не научится терпению и тому, что сначала нужно сделать дело. Своим «добрым» поступком ты мог испортить ему жизнь.
(О. Безмирная «Медвежья услуга»)
Слайд 14Примеры-иллюстрации к проблеме
Старик с внуком шли по улице мимо мальчика,
которому отец поручил починить забор, прежде чем идти играть. Инструмент
выскальзывал из рук, доска не хотела становиться на место. Ударив случайно себя по пальцу, мальчик в сердцах бросил молоток, с тоской глядя в сторону играющих друзей. Внук старца пожалел мальчика, прибил доску на место. Но старик подошёл и снова проделал дыру в заборе.
— Как же так, дед? Ты всегда учил меня быть добрым, а не даёшь помочь.
— Я тебя учил доброте, а не лицемерию. Сделав за мальчика его работу, ты не дал ему не только научиться чинить забор. Он не научится терпению и тому, что сначала нужно сделать дело. Своим «добрым» поступком ты мог испортить ему жизнь.
(О. Безмирная «Медвежья услуга»)
Слайд 15Поясняем примеры-иллюстрации
«… которому отец поручил починить забор, прежде чем идти
играть».
«Внук старца пожалел мальчика, прибил доску на место. Но
старик подошёл и снова проделал дыру в заборе».
Слайд 16Поясняем примеры-иллюстрации
1. «…которому отец поручил починить забор, прежде чем идти
играть» - 2. отец воспитывает в сыне самостоятельность и ответственность,
понимание, что кроме развлечений, есть еще в жизни и обязанности.
3. «Внук старца пожалел мальчика, прибил доску на место. Но старик подошёл и снова проделал дыру в заборе». 4.Старик преподал внуку урок, который заключается в том, что нельзя делать за мальчика его работу.
Слайд 17Формулируем связь примеров-иллюстраций
1. «…которому отец поручил починить забор, прежде чем
идти играть» - 2. отец воспитывает в сыне самостоятельность и
ответственность, понимание, что кроме развлечений, есть еще в жизни и обязанности.
3. «Внук старца пожалел мальчика, прибил доску на место. Но старик подошёл и снова проделал дыру в заборе». 4.Старик преподал внуку урок, который заключается в том, что нельзя делать за мальчика его работу.
Слайд 18Связь примеров-иллюстраций
5. Эти примеры, дополняя друг друга, помогают нам понять
позицию автора о воспитании трудолюбия в детях.
Слайд 20Записываем позицию автора
Она заключается в том, что если за детей
делать работу, то они не только не научатся что-то делать,
но и не приобретут такие ценные качества, как терпение и ответственное отношение к делу.
Слайд 21Практикум
- Прочитайте текст и сформулируйте проблему
Нам задали классное
сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни». Я
раскрыла тетрадь и стала думать: какой у меня был в жизни самый счастливый день?
Я выбрала воскресенье – четыре месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а после этого сразу поехали к бабушке. Получилось двойное развлечение. Я написала, что кинокомедия была ужасно смешная и мы так хохотали, что на нас даже оборачивались. А у бабушки было как всегда. Мы сидели на кухне и ели очень вкусную рыбу. Но дело ведь не в еде, а в обстановке. Меня все любили и откровенно мною восхищались. И я тоже всех любила на сто процентов и тем самым приносила огромную пользу. У меня глаза папины, у папы-бабушкины: карие, бровки домиком. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и тоже. И были как дерево: бабушка-корни, папа-ствол, а я-ветки, которые тянутся к солнцу. И это было невыразимо прекрасно.
Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня не было. Он у меня-впереди.
В.С. Токарева – русская писательница (по рассказу «Самый счастливый день»)
Слайд 22Проблема
Что делает подростка счастливым?
Когда подросток счастлив?
Каких детей можно назвать счастливыми?
Слайд 23Комментарий
Выделите в тексте примеры-иллюстрации
Нам задали классное сочинение на
тему «Самый счастливый день в моей жизни». Я раскрыла тетрадь
и стала думать: какой у меня был в жизни самый счастливый день?
Я выбрала воскресенье – четыре месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а после этого сразу поехали к бабушке. Получилось двойное развлечение. Я написала, что кинокомедия была ужасно смешная и мы так хохотали, что на нас даже оборачивались. А у бабушки было как всегда. Мы сидели на кухне и ели очень вкусную рыбу. Но дело ведь не в еде, а в обстановке. Меня все любили и откровенно мною восхищались. И я тоже всех любила на сто процентов и тем самым приносила огромную пользу. У меня глаза папины, у папы-бабушкины: карие, бровки домиком. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и тоже. И были как дерево: бабушка-корни, папа-ствол, а я-ветки, которые тянутся к солнцу. И это было невыразимо прекрасно.
Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня не было. Он у меня-впереди.
В.С. Токарева – русская писательница (по рассказу «Самый счастливый день»)
Слайд 24Комментарий
Нам задали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в
моей жизни». Я раскрыла тетрадь и стала думать: какой у
меня был в жизни самый счастливый день?
Я выбрала воскресенье – четыре месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а после этого сразу поехали к бабушке. Получилось двойное развлечение. Я написала, что кинокомедия была ужасно смешная и мы так хохотали, что на нас даже оборачивались. А у бабушки было как всегда. Мы сидели на кухне и ели очень вкусную рыбу. Но дело ведь не в еде, а в обстановке. Меня все любили и откровенно мною восхищались. И я тоже всех любила на сто процентов и тем самым приносила огромную пользу. У меня глаза папины, у папы-бабушкины: карие, бровки домиком. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и тоже. И были как дерево: бабушка-корни, папа-ствол, а я-ветки, которые тянутся к солнцу. И это было невыразимо прекрасно.
Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня не было. Он у меня-впереди.
В.С. Токарева – русская писательница (по рассказу «Самый счастливый день»)
Слайд 30Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стекла и
нагонял на душу тоску. В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом
и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин.
"Ну что такое наша жизнь? – рассуждал он в унисон с плачущим небом.
– Что она такое? Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... На что она нам дана? Ведь не для печалей же бог, благой и всемогущий, создал мир! А выходит наоборот.
Слез больше, чем смеха...»
Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
"Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич. А для чего, спрашивается, для чего?"
Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.
"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. Вот, например, идет богатая похоронная процессия. Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. Факельщики важно выступают с фонарями. На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? Пригрел ли бедняка? Конечно, нет... мишура!.."
– Что вам, Семен Иваныч?
– Да вот затрудняюсь оценить костюм. По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь. Говорит: детишки больны, лечить надо.
– И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. Только вы уж осмотрите хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна... "Нда-с, так вот она – жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. Сзади нее плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца... А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… Что там еще? "
– Шубку старуха принесла... сколько дать?
– Мех заячий... Ничего, крепка, рублей пять стоит. Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."
Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. На глазах его выступили слезы – крупные, блестящие… крокодиловы слезы.