Слайд 1ПЛАН-КОНСПЕКТ
9. ЛЕКЦИЯ Виды этничности / этнического самосознания и типы этнических
сообществ
Ранние опыты типологизации человеческих сообществ основывались на мифологической картине
мира;
позже опирались на социо-культурные (цивилизационные) и конфессиональные оппозиции: эллины-варвары, христиане-язычники и проч.
В новое и новейшее время возникло деление на исторические и неисторические народы.
Формационная теория марксизма (научного коммунизма) определила историческую типологию этнических сообществ в советской этнографии
В 1930-1940-е гг. первая попытка создать типологию исторических форм самоорганизации человеческих сообществ на основе формационной теории была предпринята И.В. Арским и А.Д. Удальцовым.
В 1960-м гг. в рамках советской теории этноса сложилась схема исторической типологии этносов:
- племя, соответствующее первобытно-общинному строю,
народность, существующая в период рабовладения и феодализма,
нация, появляющаяся с эпохой капитализма.
Корректировка схемы исторической типологии этносов в советской этнографии 1970-1980-х гг.
В.И. Козлов:
- понятия «этнос с первобытно-общинной структурой» (ЭПС), «этнос с рабовладельческой структурой» (ЭРС), «этнос с феодальной структурой» (ЭФС), «этнос с капиталистической структурой» (ЭКС) и «этнос с социалистической структурой» (ЭСС).
Ю.В. Бромлей:
этнос проявляет себя в форме этнокоса или ЭСО
- этникос - «соплеменность», «народность» и «национальность».
- этно-социальный организм (ЭСО) - племя, народность, капиталистическая и социалистическая нации
Слайд 2Ю.В. Бромлей предпринял попытку типологизировать этнические общества в синхронии, избрав
в качестве критерия интенсивность выраженности этнических свойств:
элементарные этнические единицы
(представляющие предел делимости этнических общностей) – отдельный человек или этнофор;
субэтнические подразделения (составные части основных этнических подразделений, характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических свойств);
макроэтнические единицы или метаэтнические общности/суперэтносы (охватывающие несколько основных этнических подразделений, но характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических свойств).
Субэтносы в структуре этноса:
этнографические (этнолокальные) группы, обладающие языковой, культурной, конфессиональной спецификой в рамках этноса;
этнические группы, обладающие помимо языковой, культурной, конфессиональной специфики, выделенным самосознание.
Структура этнографических и этнических групп подвижна; между этническими общностями нет непроницаемой границы, в ходе исторического развития одни могут переходить в другие.
Ю.В. Бромлей подчеркивал, что в развитии этносов возможны различные схемы.
Наиболее типичная: этнографическая группа > этнос > историко-этнографическая область > историко-этнографическая провинция > метаэтнос/суперэтнос.
Суперэтносы:
метаэтнические общности, возникающие по конфессиональному признаку;
метаэтнические общности, возникающие по историко-культурному/цивилизационному признаку;
метаэтнические общности, возникающие на основе политического взаимодействия и проч.
Слайд 3Формы самоорганизации этносов (типы этнических сообществ) соотносятся с формами потестарно-политических
образований
В современной науке популярна концепция нелинейной эволюции обществ, в рамках
которой существует множество вариантов потестарно-политической организации
Ранние государства – «точечные» (номовые, города-государства), «территориальные», кочевые империи.
Вплоть до средневековья политические объединения базировались на единстве территории и подданстве, а не на этничности. При определении границ между государственными образованиями приоритет отдавался династическим связям.
Этнический фактор на протяжении с нового и новейшего времени играл значительную роль в формировании и развитии государственных структур, которые могли иметь различные формы устройства:
империи; федерации; конфедерации; унитарные системы.
С Нового времени (со времени Французской революции) на первый план вышли вопросы нации и национализма.
В «Декларации прав человека и гражданина» Французской Республики 1789 г. впервые в истории было провозглашено, что источником власти в государстве является нация, при неоднозначности ее трактовки.
Лозунг о праве наций на самоопределение впервые был использован в 1792 г. - в результате плебесцита произошло присоединение анклавов Авиньон и Венсенн, находившихся под управлением Папы Римского, к Франции.
Слайд 4Лозунг о праве наций на самоопределение активно использовался в ходе
революций 1848-1849 гг. в Европе; к Первой мировой войне он
стал доминирующим в мировой политике.
Большевики, пришедшие к власти в России в 1917 г., расширили его до лозунга «право наций на самоопределение вплоть до отделения», чем положили начало распаду Российской империи и предвосхитили создание СССР в 1922 г.
С 1945 г. право наций на самоопределение получило признание ООН в ходе начавшегося процесса деколонизации.
В 1960 г. этот принцип был зафиксирован в «Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам».
В СССР (союзном федеративном государстве с высоким уровнем централизации) 1922-199 гг.- право наций на самоопределение было закреплено в Конституции.
РФ наследовало стратегии национальной политики СССР.В
В 1996 г. принята Концепция государственной национальной политики РФ.
При Президенте РФ в 2012 г. создан Совет по межнациональным отношениям, который разработал Стратегию государственной национальной политики до 2025 г.
Слайд 5
2012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года
Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных
принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте российского многонационального государства.
В Стратегии используются следующие понятия:
российская нация (многонациональный народ Российской Федерации, россияне) - сообщество граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою историко-культурную и гражданскую общность, политико-правовую связь с российским государством (согражданство);
российская гражданская идентичность - общее и единое для граждан Российской Федерации осознание своей принадлежности к российской нации;
этническая общность (народ, этнонация) - исторически возникшая на основе общих территории, языка и культуры устойчивая общность людей, обладающая этническим самосознанием;
национальность - этническая принадлежность (этничность), осознанная человеком на основе самоопределения принадлежность к тому или иному народу
Слайд 62012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года:
Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств
мира. На ее территории, проживают представители 193 этнических общностей (по данным переписи 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и сыграло историческую роль в создании российской государственности и культуры.
Все народы, проживающие в России, равноправны и их культурное и языковое многообразие охраняется государством. В системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.
Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории российского государства сформировалась уникальная цивилизационная общность - полиэтническая российская нация, представители которой считают Россию своей Родиной.
Россия создавалась как единение народов, как государство, системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ. Цивилизационная идентичность России и российской нации основана на сохранении русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России.
Слайд 7Заседание рабочей группы, разрабатывающей предложения по принятию закона о российской
нации, состоялось 1 марта 2017 г.
По итогам обсуждений было решено
готовить Закон об основных принципах государственной национальной политики в РФ.
Также было решено принять Декларацию национального единства
Основой проектируемых документов является Концепция государственной национальной политики РФ.
Основные положения концепции
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
-сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
- равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
-право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
- защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.