Слайд 1План лекции
Личностно-мотивационный подход:
Творческая личность и ее жизненный путь
2.
Проблема жизни творческого человека М. Зощенко
3. Отношения уровня интеллекта и креативности
4.
Невротизм и креативность
5. Два фактора креативного поведения в простран-стве, В.Н. Дружинин
6. Личностные черты творческих людей
7. Особенности творческой личности
8. Причины творчества
9. Гений и талант
Слайд 2ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Личностно-мотивацн-й подход
ГИПОТЕЗА «ГЕНИЙ И
БЕЗУМИЕ» –
Иллюзия восприятия? Т. Саймонтон
Талант – это:
максимальная степень здоровья
болезнь, Чезаре Ломброзо
Черты гениев
одиноки, холодны, равнодушны к семейн. и обществ. обязанностям
болезненно чувствительны
резкие спады и подъемы активности
гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию - Никос Сафронов
выходят из-под контроля рационального начала и саморегуляции
колебания настроения, В. Гирш, 1895
носители рецессивного гена шизофрении
Слайд 3Гений по преимуществу – креатив, талант – интеллектуал
Взаимосвязь креатизма с
невротизмом, В. Гирш, 1895
Признаки гения отличающие его от таланта:
оригинальность,
универсальность,
продолжительность творческого периода жизни
очень мощная активность бессознательного
и, как следствие (или причина?),
склонность к крайним эмоциональным состояниям
Психологическая «формула гения»:
Гений = (высок. интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики
Слайд 4
Причины творчества :
результат сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу
деятельности
способ компенсации комплекса недостаточности, А. Адлер
проявление архетипов коллективного бессознательного,
К. Юнг
процесс восхождения личности к «идеальному Я», способ ее самораскрытия, Р. Ассоджиоли
Особенности творческой личности
специфич. внутрен. мотивация, глубин. психологии и психоанализ
мотивация личностного роста, не подчиняющ.-ся гомео-
статическому принципу удовольствия
потребность в самоактуализ., полной свободн. реализации своих способн.-й и жизнен. возможностей
психологи-гуманисты Г. Олпорт и А. Маслоу
Слайд 5
2. Особенности творческой личности
Личностные черты творческих людей
наличие всякой мотивации
и личностной увлеченности –
главный признак
независимость от группы, убежденность, ориентация
на личные ценности
неконформность оценок и суждений
самоуважение
открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному
высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях
развитое эстетическое чувство, стремление к красоте, Олах, 1968
особенности «Я»- концепции: уверенность в св. способностях и сила характера
смешанные черты женственности и мужественности в поведении, психоаналитики и генетики
Слайд 6продолж
Личностные черты творческих людей,
? психическая эмоциональная уравновешенность,
эмоциональная и
социальная зрелость, Гуманисты
высокая адаптивность, уравновешенность, оптимизм
Механизм положительной обратной связи
ослабленный рациональный контроль эмоцион. состояния при творческом процессе – склонность к психофизиол. истощению, психич. перенапряжению, крайним эмоцн. состояниям
проблемы в личностной и эмоцион. сфере, в сфере межличностных отношений
высокая тревожность и плохая адаптированность к социальной среде
предпочтение сложных задач
склонность к риску
нет почтения к условностям и авторитетам
чрезвычайно развито чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях
??стремление к порядку
Слайд 7
Черты креативов,
К. Тэйлор и Р.Б. Кэттелл
отстраненные или
сдержанные
более интеллектуальны
способны к абстрактному мышлению
склонны к лидерству
более серьезны
более практичны или
свободно трактуют правила
более социально смелы, более чувствительны
обладают очень богатым воображением
либеральны
открыты опыту и самодостаточны
Слайд 8
ДВА ФАКТОРА КРЕАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ В.Н. Дружинин
изобразительное искусство, наука, инженерия, бизнес, видео- и фото- дизайн
музыка,
литература и дизайн одежды
в др.исследовании –
наука, инженерия и бизнес
Слайд 9? Невротизм и креативность
высокая тревожность, плохая адаптированность творческих людей к
социальной среде
эмоционал. нарушения, искажающие «нормал.» видение мира, – предпосылки нового
подхода Ф. Байрон
нейротичность – побочный продукт творч. активности В.Н. Дружинин
корреляции между креативностью, социальн. экстраверсией и интроверсией, А.М. Петратите, 1981
Слайд 10ОТНОШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ
Высок. интеллект сочетается с высок. ур.
креат.:
хорошо адаптирован к среде
активен
эмоционально уравновешен
независим
креативности с невысоким интеллек-том:
невротичен, тревожен
плохо адаптирован
к требованиям социального окружения
Слайд 11
ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА М. Зощенко
Эмоциональный тип –
недолгая, до 42
лет, но эмоционально насыщенная жизнь,
неумелое обращение с собой
Долгожители
творческая активность,
высокий уровень
интеллекта, рефлексии и саморегуляции, живут долго и продуктивно
регламентация жизнедеятельности строгий распорядок, точность, порядок и организация,
ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ !