Разделы презентаций


ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И

Содержание

1. Планирование розничного товарооборотаПлан розничного товарооборота по объему и структуре должен обеспечивать:- удовлетворение потребностей населения; - необходимый размер прибыли.Для планирования общего объема товарооборота применяются методики:I.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 1.

Планирование розничного товарооборота 2. Планирование оптового товарооборота 3. Планирование производственной программы и

товарооборота предприятий общественного питания
ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА  И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ  И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ  1. Планирование розничного товарооборота

Слайд 21. Планирование розничного товарооборота
План розничного товарооборота по объему и структуре

должен обеспечивать:
- удовлетворение потребностей населения;

- необходимый размер прибыли.
Для планирования общего объема товарооборота применяются методики:
I. Методика планирования с учетом потребностей в прибыли
Эта методика осуществляется в 4 этапа:
1. Определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для:
- финансирования прироста основных фондов и собственных оборотных средств;
- создания финансовых резервов; - погашения кредитов;
поощрения и социального развития коллектива; - других целей
2. Рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень издержек обращения на основе анализа за предшествующие периоды.
3. Рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (структура и объем товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, персонале и др.).
4. Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения порога рентабельности, то есть размера товарооборота при котором полученный доход покрывает постоянные издержки.
Ткр=(Тплан×ИОпост)/(ИОпост+ИОпер)
где Ткр ─ товарооборот в критической точке, руб; Тплан ─ расчетный плановый товарооборот, руб; ИОпост ─ постоянные издержки обращения, руб; ИОпер ─ переменные издержки обращения, руб.
Ткр=(ИОпост×100%)/(ВД-ИОпер1)
Где ВД - уровень валового дохода, в %; ИОпер1 – уровень переменных издержек, %
1. Планирование розничного товарооборотаПлан розничного товарооборота по объему и структуре должен обеспечивать:- удовлетворение потребностей населения;

Слайд 3II. Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов
Она основана на

оптимизации планируемого объема розничного товарооборота и определения его максимальной величины

по отдельным видам ограниченных ресурсов (площади торгового зала, товарных запасов, финансовых ресурсов др.).
Для реализации этой методики используют экономико-математические модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.
III. Нормативный метод (или метод технико-экономических расчетов)
При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 м2 торговой площади или, при их отсутствии, показатели, достигнутые хорошо работающими предприятиями, имеющими сопоставимые условия деятельности. Необходимо корректировать норматив на коэффициенты:
- средней стоимости покупки, - интенсивности покупательских потоков.
IV. Методика планирования товарооборота в зависимости от :
- местонахождения торгового предприятия и зоны обслуживания;
- от размера предприятия, его оборота; - размеров населенных пунктов.
Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до предприятий конкурентов и в обратной от величины предприятий конкурентов. При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания:
- открытие или закрытие магазинов; - ввод в действие жилищного фонда;
- рост среднегодового числа посетителей.
V. Метод скользящей средней
Он базируется на данных о сопоставимом товарообороте за ряд периодов. Суть его заключается в том, что суммируют темпы прироста товарооборота за три смежных периода и делят на три, затем три периода, начиная со второго, затем три периода начиная с третьего и т.д. Таким образом, производится выравнивание цепных темпов прироста. На основании выровненных показателей находится среднегодовое изменение по товарооборота по формуле:
II. Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсовОна основана на оптимизации планируемого объема розничного товарооборота и определения

Слайд 4Прогнозируемый темп прироста товарооборота
на следующий период рассчитывается по формуле:
Планируемый

объем товарооборота
определяется по формуле:
где Тотч ─ фактический товарооборот отчетного

года, руб.
Можно также при планировании товарооборота использовать средние величины, рассчитанные в стоимостном выражении:

где Тn ─ товарооборот последнего года;
Т1 ─ товарооборот первого года
n ─ номер товарооборота последнего года.
При планировании товарооборота для получения более точных результатов планирования рекомендуется использовать
несколько методов в их комбинировании.

Прогнозируемый темп прироста товарооборота на следующий период рассчитывается по формуле:Планируемый объем товарооборота определяется по формуле:где Тотч ─

Слайд 52. Планирование оптового товарооборота Разработка плана оборота оптовой торговли сводится к

определению потребности в товарах и услугах: розничных предприятий торговли, промышленных

предприятий, предприятий питания, частных предпринимателей, других оптовых покупателей Процесс планирования можно условно разделить на 2 этапа: 1. Обоснование плана реализации товаров и оказание услуг оптовым покупателям. 2. Выбор поставщиков и определение объемов, сроков поставок товаров на склады. Рассчитывать плановые показатели можно различными методами, наиболее распространенный при установлении объема продаж товаров и оказания услуг оптовой торговли – это расчетно-аналитический метод. Методика анализа: 1. Необходимо установить, каким покупателям предприятие будет реализовывать товары и оказывать услуги. Всех оптовых покупателей делят на группы: покупатели, с которыми устанавливаются длительные хозяйственные связи в соответствии с заключенными договорами; покупатели, с которыми установить разовые сделки. 2. Оценка шансов предприятия на рынке (маркетинговые исследования) включает: изучение сегментов, в которых предстоит работать в будущем; оценка их потенциала Виды маркетинговых исследований оптовых предприятий в сфере сбыта: а) замеры потенциальных возможностей рынка; б) анализ распределения доли рынка между оптовыми предприятиями – конкурентами; в) изучение характеристик рынка; г) анализ реализации товаров и услуг; д) определения перечня оптовых покупателей и территорий сбыта; е) изучение каналов товародвижения ж) изучение стратегий стимулирования сбыта, политики цен.
2. Планирование оптового товарооборота Разработка плана оборота оптовой торговли сводится к определению потребности в товарах и услугах:

Слайд 63. Потребность в товарах предприятие рассчитывает по каждой товарной группе

на основе балансовой увязки показателей оборота оптовой торговли по формуле:
Пi

= Оi + ТЗк + В − ТЗнач,
где Пi − потребность по данной товарной группе;
Оi− оборот оптовой торговли по той же группе;
ТЗнач, ТЗк − товарные запасы на начало и конец периода;
В − прочее выбытие (уценка, порча и т.д.).
Общий объем поступления устанавливается путем суммирования потребности по всем товарным группам. При выборе поставщиков необходимо использовать следующие критерии: цены, сроки и объемы поставок товаров; обеспечение нужного количества товара, надежность поставщиков; условия расчетов; упаковка и ее привлекательность; готовность поставщиков к установлению длительных хозяйственных связей; местонахождение поставщиков, транспортные расходы.

3. Планирование производственной программы
и товарооборота предприятий общественного питания
Общий (валовой) товарооборот предприятий питания состоит из двух частей:
- реализация продукции собственного изготовления;
- продажа покупных товаров.
План товарооборота общественного питания разрабатывается в следующей
последовательности:
1. рассчитывается производственная программа;
2. планируется общий товарооборот предприятия питания.
3. Потребность в товарах предприятие рассчитывает по каждой товарной группе на основе балансовой увязки показателей оборота оптовой

Слайд 7Основная часть плана товарооборота предприятия питания – это реализация продукции

собственного производства, разрабатываемая на базе производственной программы, то есть оборота

собственной продукции в натуральном исчислении. Так как в состав предприятия питания могут входить хозяйственные единицы, имеющие различную специализацию, типы, разный состав обслуживаемого контингента, спрос, то в каждом конкретном случае используются различные методы.

Основные методы расчета производственной программы
I. Метод, используемый при сравнительно постоянном контингенте потребителей (заводские, школьные столовые).
Здесь используются нормы среднего количества потребляемых блюд одним посетителем в единицу времени (день, неделя, время, год).
Последовательность расчета:
1. Расчет среднего количества планируемого выпуска блюд на одного человека в день.

где ЧПплан ─ среднедневное количество потребителей в плановом периоде, чел;
Дпл ─ количество дней работы предприятия в плановом периоде.

Основная часть плана товарооборота предприятия питания – это реализация продукции собственного производства, разрабатываемая на базе производственной программы,

Слайд 8II. Метод, используемый на предприятиях с изменяющимся контингентом посетителей
Последовательность расчета:
1.

Расчет количества блюд, фактически выпущенных в базисном периоде на одно

место в день, производится по формуле:

III. Метод, основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использования
1. На основе пропускной способности зала.
Пропускная способность зала ─ это максимальное количество потребителей, обслуживаемых за период (день, месяц).
2. На основе оборачиваемости одного места
Оборачиваемость одного места ─ это число потребителей, приходящееся на одно место на предприятии, за день.

II. Метод, используемый на предприятиях с изменяющимся контингентом посетителейПоследовательность расчета:1. Расчет количества блюд, фактически выпущенных в базисном

Слайд 10Расчет производственной программы
исходя из производственной мощности
и степени ее

использования.
Расчет планового выпуска блюд за период (год, квартал, месяц).

Расчет производственной программы исходя из производственной мощности и степени ее использования.Расчет планового выпуска блюд за период (год,

Слайд 11ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Планирование материально-технического обеспечения и товарных

запасов
2. Планирование численности работников и производительности труда
3. Планирование фонда оплаты

труда
4 Планирование использования основных производственных фондов
5. Планирование потребности в оборотных средствах

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ1. Планирование материально-технического обеспечения и товарных запасов2. Планирование численности работников и производительности труда3.

Слайд 121. Планирование материально-технического обеспечения
и товарных запасов

Задачей планирования материально-технического обеспечения

является определение оптимальной потребности предприятия в материальных ресурсах для осуществления

производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности. При этом разделяют потребность к расходу и завозу.
Потребность к расходу устанавливает количество материалов необходимых предприятию для:
выполнения плана производства и реализации продукции
ремонтно-эксплуатационных нужд
капитального строительства.
Потребность к завозу показывает, сколько материалов предприятие должно получить из внешних источников.
План материально-технического обеспечения состоит из двух разделов:
Расчеты потребности в зависимости от характера применяемых материалов
содержит:
потребность в сырье, материалах, товарах
потребность в топливе, энергии
потребность в оборудовании.
2. Балансы материально-технического обеспечения, которые разрабатываются в виде перспективных годовых, квартальных и месячных планов снабжения, определяющих потребность в материалах и источниках их получения по каждому виду ресурсов.



1. Планирование материально-технического обеспечения и товарных запасовЗадачей планирования материально-технического обеспечения является определение оптимальной потребности предприятия в материальных

Слайд 13Источниками покрытия потребности является:
ожидаемые остатки материальных ресурсов на начало планируемого

периода
поставки со стороны
внутренние ресурсы предприятия (экономия материалов, использование отходов).
Планирование запасов

материальных ресурсов.
Запасы материалов делятся на: текущие (переходящие) и страховые (резервные).
К текущим запасам относятся нормы расхода партии материалов, достаточная для перебойной работы предприятия в период между двумя очередными их поступлениями. Они могут пополняться путем поступления новых партий материалов, в замен израсходованных. К текущим запасам относятся также запасы, находящиеся в процессе подготовки их к использованию в производстве.
Страховые запасы предназначены для нестандартных ситуаций. Величина страхового запаса определяется, как произведение среднесуточного расхода материала на величину отклонений от нормативных условий поставки в днях или 30 – 50% от текущего запаса материалов.
Максимальный запас материалов определяется:

Организация планирования начинается с установления необходимой величины товарных запасов в днях и сумме по товарным группам и в целом по магазину.
Необходимая величина товарных запасов в днях:

К – время подготовки товаров ассортимента (1-3 дня)
Р – рабочий запас (время на формирование заказа и организацию его поставки) П – заказ текущего пополнения для бесперебойной торговли

Источниками покрытия потребности является:ожидаемые остатки материальных ресурсов на начало планируемого периодапоставки со сторонывнутренние ресурсы предприятия (экономия материалов,

Слайд 15Необходимая величина товарных запасов в сумме по каждой группе товаров

определяется умножением норматива в днях на однодневный плановый оборот оптовой

торговли
по коэф-ту эластичности от оптового т/оборота.
методом скользящей средней.
Планирование потребности запасов сырья и покупных товаров предприятия
общественного питания. Определяется двумя методами:

2. На основе среднегрупповых норм расхода. Применяются для предприятий с высоким ассортиментом продукции и значительными объемами. Среднегрупповая норма – средневзвешенная величина расхода для приготовления одного блюда при структуре групп, предусмотренных производственной программой. Она рассчитывается:

Необходимая величина товарных запасов в сумме по каждой группе товаров определяется умножением норматива в днях на однодневный

Слайд 16Потребность в сырье для прочей продукции определяется также как и

для обеденной, а расчет среднегрупповой нормы проводится на 1 кг

изготовленных полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий. Потребность в сырье рассматривается по основным видам продуктов, все остальные продовольственные товары планируются на основании их фактического расхода за отчетный год, с учетом изменения товарооборота и структуры выпускаемых блюд.
Потоварный норматив товарных запасов в днях, на планируемый квартал рассчитывается:
Потребность в сырье для прочей продукции определяется также как и для обеденной, а расчет среднегрупповой нормы проводится

Слайд 17Общий норматив товарных запасов определяется суммированием нормативов по всем основным

товарным группам.
Поступление необходимого количества сырья и товаров на предприятии общественного

питания определяется балансовым методом. Составляется продуктовый баланс на год по каждой товарной группе и по предприятию.
Продуктовый баланс – это форма планируемого расчета, где приводится в соответствие потребность в сырье и товарах и ее удовлетворение.

Вставка:
Кэ= (^ТЗ/ТЗбаз)/^ТО/ТОбаз.
^ТЗ- изменение ТЗ в отчетном периоде по сравнению с базовым.
^ТЗ=ТЗотч-ТЗбаз (руб)
^ТОотч.=ТО отч-ТОбаз (руб)
Темп прироста суммы ТЗ в % в плановом периоде
ТПпл.тз.=Кэ*ТПпл.то.
ТПпл.то- план прироста товарооборота в плановом году
по сравнению с отчетным, в %.
Плановая величина товарных запасов
ТЗпл=ТЗотч*(ТПпл.тз+100)/100 руб.

Общий норматив товарных запасов определяется суммированием нормативов по всем основным товарным группам.Поступление необходимого количества сырья и товаров

Слайд 182. Планирование численности работников и производительности труда

Составление плана по труду

начинается с определения численности и состава штатного расписания. Предприятия сами

определяют общую численность работников, их квалификационный и профессиональный состав.
По функциональному составу работники торговли и общепита делятся на
1. аппарат управления и специалисты (директор, администратор, бухгалтер)
2. торгово-производственный персонал (продавцы, кассиры, официанты, повара)
3. вспомогательный персонал (грузчики, дворники, мойщики) .
По категориям весь промышленно-производственный персонал делится на группы:
руководители;
специалисты;
рабочие основные и вспомогательные;
служащие.
Планирование численности рабочих
Сначала составляется баланс рабочего времени одного рабочего на плановый год.
Расчет числа рабочих дней в году;
Установление средней продолжительности рабочего дня;
Определение полезного фонда времени одного рабочего в часах.
Средняя продолжительность рабочего дня определяется как средне взвешенная
величина с учетом разной длительности рабочего дня для различных категорий
рабочих. Сокращенный рабочий день имеют рабочие на особо тяжелых работах,
подростки.
Если этих категорий нет, то продолжительность – 8 часов.
2. Планирование численности работников и производительности трудаСоставление плана по труду начинается с определения численности и состава штатного

Слайд 19Кив=Фплан/Фнамин; Ксп=1/Кив

Кив=Фплан/Фнамин; Ксп=1/Кив

Слайд 20Планирование численности руководителя, специалистов и служащих
Нормативный метод: на основе нормативов

управления для руководителя, т.е. числа подчиненных, для специалистов и служащих

по нормативам численности на 100 чел. По числу рабочих мест: на основе структуры предприятия и штатного расписания. Для этих категорий персонала Чсп=Чяв за счет перераспределения обязанностей.
Планирование численности руководителя, специалистов и служащихНормативный метод: на основе нормативов управления для руководителя, т.е. числа подчиненных, для

Слайд 21Расчет роста производительности труда по технико-экономическим факторам основан на показателе

относительной экономии численности рабочих за счет влияния отдельных факторов на

уровень выработки.
Определяется исходная численность работающих по плановому объему производства при условии сохранения базисной выработки:

ПТбаз- ПТ базового периода,
ВПпл. – Плановый объем производства, товарооборот
Кро – коэффициент прироста объема производства;
По каждому фактору исходя из плановых мероприятий определяется возможная экономия численности работников. Экономия по внешним факторам суммируется и определяется экономия численности работников – Э общ.
Определяется плановый прирост производительности труда
за счет внедрения мероприятий:

Расчет роста производительности труда по технико-экономическим факторам основан на показателе относительной экономии численности рабочих за счет влияния

Слайд 223. Планирование фонда оплаты труда

Исходными данными для планирования фонда оплаты

труда являются:
Производственная программа, т/о;
Численность по категориям с учетом профессий и

квалификации;
Тарифная система; Штатное расписание;
Применяемые формы и система оплаты труда;
Нормы времени, выработки, нормативы обслуживания;
Законодательные акты по труду и заработной плате.
Методы расчета планового фонда ФОТ
Ι. Укрупненный расчет
ФОТпл = ФОТбаз * Кро ± Эчпл * Зпсрбаз
ФОТбаз – за базисный период,
Кро – коэф-т роста объема производства(т/оборота) Кро=Qпл/Qбаз.
Эч – изменение численности в связи с влиянием технико-экономических факторов в плановом году
ЗПср. баз – среднегодовая заработная плата в базисном году без выплат из ФМП руб
ΙΙ. Метод прямого счета
Он основан на определении плановой численности по категориям персонала и их среднегодовой заработной платы.
ФОТпл = Зпсрiпл * Чiпл
Зпсрiпл - плановая среднегодовая заработная плата по i-той категории в плановом году руб,
Чiпл – плановая численность данной категории,
n – количество категорий персонала.
3. Планирование фонда оплаты трудаИсходными данными для планирования фонда оплаты труда являются:Производственная программа, т/о;Численность по категориям с

Слайд 23ΙV. Поэлементный метод
Подробный расчет ФОТ для различных категорий работников
с

учетом характера их работы и форм оплаты труда.
ФОТ рабочих подразделяется:
а)

Часовой фонд, который включает: оплату по расценкам для сдельщиков, оплату за отработанное время для повременщиков,
премии за планируемые показатели, оплату за ночные часы по плану,
б) дневной фонд включает: весь часовой фонд, доплату за сокращенный рабочий день.
отчетный дневной фонд включаются все сверхурочные
и оплата внутрисменных простоев.
ΙV. Поэлементный методПодробный расчет ФОТ для различных категорий работников с учетом характера их работы и форм оплаты

Слайд 24в) Месячный (годовой, квартальный) фонд включает: весь дневной фонд, оплату

очередных и дополнительный отпусков, учебных отпусков за выполнение государственных обязанностей.
Основная

заработная плата - заработная плата за выполненную работу и отработанное время, премии из ФОТ.
Дополнительная заработная плата – выплаты, не связанные с основной работой: оплата очередных и дополнительных отпусков, за сокращенный рабочий день, выполнение государственных обязанностей.
Отношение суммы дополнительной заработной платы к основной определяет процент дополнительной заработной платы, используемый при калькуляции продукции, определении издержек.
Фонд основной заработной платы вместе с дополнительной основных и вспомогательных рабочих составляет общий плановый ФОТ рабочих.
ФОТ руководителей и специалистов рассчитывается на основе штатного расписания и размеров должностных окладов, оплата отпусков отдельно не рассчитывается, т.к. обязанности не распределяются.
Общий ФОТ – это сумма фондов оплаты труда всех категорий персонала.
Планирование среднегодовой заработной платы
Проводится расчетно-аналитическим методом исходя из влияния отдельных факторов:
Повышение минимальной заработной платы
Изменение сложности и условий труда
Сокращение потерь рабочего времени
Роста производительности труда и т.д.

Для каждого фактора рассчитывается соответствующий индекс, и они перемножаются.
Зпсрпл = Зпсрбаз * Ιзmin * Ιусл.тр. * Ιсокр. потерь* Ιпт
в) Месячный (годовой, квартальный) фонд включает: весь дневной фонд, оплату очередных и дополнительный отпусков, учебных отпусков за

Слайд 254. Планирование использования основных производственных фондов
При планировании использования основных фондов

исчисляется:
1.Потребность в них (прежде всего, по активной части)
2.Структура основных фондов

по активной и пассивной части
3.Обеспеченность производственной или торговой площадями
Далее планируемые показатели, характеризующие уровень и использование основных фондов в плановом периоде с учётом мероприятий, подлежащих внедрению, ввода и выбытия ОФ.
Мероприятия по повышению использования основных фондов разрабатываются по следующим направлениям:
1. Экстенсивное улучшение их использования:
a) за счёт увеличения времени их работы, сокращения простоев по организационно-техническим причинам
б) за счёт увеличения доли действующего оборудования в составе имеющегося, рациональное использование производственных торговых площадей
2. Интенсивное улучшение их использования по производительности производственной мощности.
3. Совершенствование структуры основных средств за счёт повышения доли их активной части.
Повышение эффективности использования основных фондов является важным резервом увеличения прибыли предприятий торговли и способствует уменьшению потребности в инвестициях на их воспроизводство.
4. Планирование использования основных производственных фондовПри планировании использования основных фондов исчисляется:1.Потребность в них (прежде всего, по активной

Слайд 26Главным показателем эффективности использования ОФ является:
1. Фондоотдача
Фотд=Тоб/ Фср.г. (или

объем продаж)
2. Фондоёмкость
Фё=Фср.г./Тоб
3. Коэффициент эффективности использования ОФ
Кэ=П/Фср.г.
П-прибыль
Фср.г.-среднегодовая стоимость фондов
4.

Фондовооруженность
Фв=Фср.г/Чппп
Или Фв=Фср.г.акт.ч./Чторг.-опер.персон.
Чппп-численность промышленно-производственного персонала
5. Прибыль на один квадратный метр торговой площади
6. Интегральный показатель эффективности использования ОФ
Частными показателями, учитывающими особенности торговли и общественного
питания являются:
В розничной торговле:
а) нагрузка на один квадратный метр торговой площади
Н=Тоб/Sторг. зала (руб/м2)
б) коэффициент установочной площади
Куст.S=Sуст/Sторг.з.

Главным показателем эффективности использования ОФ является:1. Фондоотдача Фотд=Тоб/ Фср.г. (или объем продаж)2. Фондоёмкость Фё=Фср.г./Тоб3. Коэффициент эффективности использования

Слайд 27в) коэффициент экспозиционной площади

Кэ=Sэкспоз./Sторг.з.
Sэкспоз.-площадь выкладки товара. Определяется как сумма площадей всех
элементов оборудования (0,7-0,75)
Для

оптовой торговли рассчитываются показатели
эффективности использования складских площадей:
а) удельный складской товарооборот
Уст=средний складской грузооборот делим на общую площадь склада
б) коэффициент использования складской площади
Кисп.S=Sполезн./Sобщ.
Sполезн.-полезная площадь, занятая товароматериальными ценностями
Sобщ.-полезная площадь плюс площадь, занятая приемными, сортировочными,
комплектующими помещениями и оборудованием для складирования грузов.
В общественном питании определяются показатели:
а) товарооборот на одно посадочное место
б) коэффициент использования производственной мощности. В числителе среднедневной выпуск блюд, а в знаменателе производственная мощность, максимально возможный выпуск блюд за день.
Для исчисления суммы амортизации на плановый год необходимо:
Сгруппировать ОФ применительно к сборнику норм амортизации
Определить ввод и выбытие по этим группам
Рассчитать среднегодовую стоимость ОФ по группам
Рассчитать сумму амортизации по каждой группе
Определить общую сумму амортизации на плановый год (суммирование по группам)
в) коэффициент экспозиционной площади       Кэ=Sэкспоз./Sторг.з.Sэкспоз.-площадь выкладки товара. Определяется как сумма площадей

Слайд 285. Планирование потребности в оборотных средствах
Основная задача планирования оборотных средств

состоит в определении их экономически обоснованной величины, обеспечивающей бесперебойное финансирование

плановых затрат на производство, реализацию продукции, а также осуществлении расчетов в установленные сроки.
Потребность в собственных оборотных средствах зависит от:
Объем производства, товарооборота.
Условий снабжения и реализации.
Ассортимента продукции, услуг, товаров.
Применяемых форм расчетов с поставщиками.
Для планирования потребности в оборотных средствах используются методы:
1. Аналитический метод: предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их средне-фактических остатков с учетом роста объема производства, реализации.
2. Коэффициентный метод: при его использовании запасы, затраты подразделяются на две группы:
Зависящие от объемов производства, реализации, сырье, материалы, товары, НЗП, готовая продукция на складе.
Не зависящие от него: МБП, расходы будущих периодов.
По 1-й группе потребность, определяющихся исходя из их размера в базисном году и темпов роста товарооборота, продукции в плановом году, с учетом внедрения мероприятий по улучшению оборачиваемости об-х средств.
По 2-й группе потребность планируется на основе их средне-фактических остатков за ряд лет (3.
3. Метод прямого счета: предполагает нормирование оборотных средств, т.е. установление по каждому виду нормируемых оборотных средств норм запасов в днях и нормативов оборотных средств в сумме.
5. Планирование потребности в оборотных средствахОсновная задача планирования оборотных средств состоит в определении их экономически обоснованной величины,

Слайд 29Нормирование оборотных средств.
Запасы товаров сырья: норматив оборотных средств в запасах

товаров и сырья, это размер постоянно необходимых предприятию оборотных средств

для создания товарных запасов
Денежные средства: норма запаса денежных средств устанавливается в днях оборота и включает (НЗд):
Норму запаса наличных денег в кассе на неотложные хозяйственные нужды в пределах установленных лимитов,
Норму запаса наличных денег в пути (когда выручка поступает в банк после окончания операционного дня и зачисляется на счет предприятия на следующий день)
Норматив оборотных средств в остатках денежной наличности:
Hg=HЗg*Тодн.
Однодневный т/оборот в розничных ценах
Лимит наличных денег в кассе определяется исходя из объема месячного товарооборота за вычетом сумм, расходуемых наличными из кассы на неотложные хозяйственные нужды.
Прочие нормируемые ТМЦ: (МБП и запасы материалов для хозяйственных нужд). По ним устанавливаются норматив только в сумме, исходя их фактических запасов за прошлый год, исключая лишние и не нужные.
Расходы будущих периодов: это затраты, произведенные в данном периоде, но которые будут отнесены на издержки в будущих периодах: платежи по страхованию ТМЦ на будущий год, расходы на периодику, затраты по временно бездействующим основным фондам, затраты по ремонту арендуемых ОПФ, производственные за счет арендатора.
Норматив оборотных средств по РБП определяется из фактического их наличия к началу планового периода и планируемого расхода за исключением суммы, подлежащей описанию на издержки в плановом периоде.
Нормирование оборотных средств.Запасы товаров сырья: норматив оборотных средств в запасах товаров и сырья, это размер постоянно необходимых

Слайд 30

ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


1. Планирование издержек обращения
2.

Планирование валового дохода
3. Планирование прибыли и рентабельности

ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ1. Планирование издержек обращения2. Планирование валового дохода3. Планирование прибыли и рентабельности

Слайд 311. Планирование издержек обращения
Основной задачей планирования издержек обращения является определение

оптимального уровня затрат, при котором возможно наращивание объемов реализации и

прибыли без снижения качеств обслуживания покупателей.
Общие требования обоснованности прогнозируемых издержек обращения выражаются взаимозависимостью: уровень постоянных издержек должен быть меньше уровня издержек по общей сумме, которые, в свою очередь, должны быть меньше уровня валового дохода без НДС:
УВД – Урент ≤ Уоптим ≤ Урын,
У Ио пост меньше Уио меньше Увд без НДС
где Уоптим – оптимальный уровень издержек обращения,
Урын – среднерыночный уровень издержек.
Урен- уровень рентабильности
Увд – уровень валового дохода, % к обороту
Уио- уровень издержек по общей сумме
Уио пост – уровень постоянных издержек
Планирование издержек может производиться двумя путями:
Прямая калькуляция (от общего к частному) – это подсчет всех затрат исходя из целей, возможностей, ресурсов и эффективности их использования.
Обратная калькуляция (от общего к частному).
При этом сначала определяют максимально допустимый средний уровень издержек, затем производится планирование издержек по каждой статье. После определения суммы издержек по статьям возможна их корректировка в пределах максимально допустимого уровня
1. Планирование издержек обращенияОсновной задачей планирования издержек обращения является определение оптимального уровня затрат, при котором возможно наращивание

Слайд 32Методы планирования издержек.
Экономико-статистические методы:
а) метод скользящей средней
б) планирование условно переменных

статей издержек обращения по коэффициенту их эластичности от объема товарооборота:
Кэ

= ∆Ипер : ∆т/о
Ипер баз т/обаз
где ∆Ипер – изменение переменных издержек в отчетном периоде по сравнению с базисным
∆Ипер= Ипер отч – Ипер баз
∆т/о = т/оотч – т/обаз изменение т/оборота
Темпы прироста суммы переменных издержек в плановом периоде определяются по формуле:
ТПперпл = Кэ*ТПт/опл,
ТПт/опл – темпы прироста товарооборота в плановом периоде,
Кэ – коэффициент эластичности
Иперпл = Ипер отч(ТПперпл + 100)/100
Ипер. отч= переменные издержки отчетного периода
Метод технико-экономических расчетов или метод прямого счета.
Планирование издержек производится расчетом размера текущих затрат по отдельным статьям с использованием нормативов затрат. Затем издержки по статьям суммируются, и определяется общая величина издержек
Методы планирования издержек.Экономико-статистические методы:а) метод скользящей среднейб) планирование условно переменных статей издержек обращения по коэффициенту их эластичности

Слайд 33Планирование статей издержек
Статья 1. Расходы на перевозку всеми видами транспорта.
Наиболее

часто грузы перевозятся автомобильным транспортом: собственным или привлеченным. Сумма транспортных

расходов определяется умножением тарифа на перевозку 1 тонны данного класса груза при установленном среднем расстоянии на общий вес перевозимых грузов.
При часовом тарифе стоимость планируется с учетом количества машин, часов работы машин в день, количества дней работы в плановом периоде и тарифов за 1 час работы.
Статья 2. Расходы на оплату труда.
Статья 3. расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений.
Расходы на аренду планируются исходя из арендуемой площади и ставок арендной платы. Расходы на содержание планируются по следующим элементам: отопление, освещение, водоснабжение, уборка территории, проверка и клеймение весоизмерительных приборов, охрана (если нет в штате), сигнализация, расходы на вывоз мусора.
Статья 4. Амортизация основных средств.
Статья 5. Отчисления и затраты на ремонт основных средств – планируются с учетом объема ремонтных работ или по установленному нормативу в % от стоимости основных фондов или товарооборота.
Статья 6. Износ спецодежды, МБП, столовой посуды, приборов. Если их срок службы не выходит за пределы прогнозируемого периода, то на данную статью относится полная их стоимость. Если он больше, то относится 50 % их стоимости (или можно определить аналогично начислению амортизации). Сюда же относится плата за стирку.
Статья 7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд – планируются исходя из количества оборудования, его мощности, и тарифов, времени работы
Планирование статей издержекСтатья 1. Расходы на перевозку всеми видами транспорта.Наиболее часто грузы перевозятся автомобильным транспортом: собственным или

Слайд 34Статья 8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

Они включают расходы на:
- содержание и техническое обслуживание холодильников
- дезинфекцию

и дератизацию
- создание условий для хранения сырья и товаров
- материалы, используемые при фасовке, упаковке товаров.
Статья 9. расходы на рекламу – планируются исходя из рекламных мероприятий, расходов на оформление витрин.
Статья 10. Процент за пользование кредитом и займами.
Статья 11. Потери товаров при перевозке, хранении и реализации – планируются по среднему уровню прошлых периодов.
Статья 12. Расходы на тару – учитываются за вычетом доходов по операциям с тарой, определяются исходя из сложившегося уровня.
Статья 13. Отчисления на социальные нужды (26,2 % от фонда оплаты труда).
Статья 14. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки.
Статья 15. Прочие расходы – все затраты, не учтенные выше: затраты на охрану труда и технику безопасности, плата за медицинский осмотр, расходы на ведение кассового хозяйства, инкассацию выручки, платежи по страхованию, стоимость подписки, стоимость услуг связи, аудиторских, вычислительных и других услуг.

Метод планирования издержек на основе плановой прибыли.
Плановые показатели издержек обращения по общему объему в сумме и в процентах к
товарообороту можно определить на основе расчетов ожидаемых доходов и
необходимой суммы прибыли методом обратной калькуляции.
Статья 8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров. Они включают расходы на:- содержание и техническое

Слайд 352. Планирование валового дохода
Цель прогноза валового дохода - определение его

планового объема при заданных прогнозных ограничениях, исходя из целевых приоритетов

предприятия.
Исходными предпосылками для разработки прогноза валового дохода являются:
Налоговая и ценовая политика государства;
Ценовая стратегия предприятия (увеличение доли рынка, максимизация прибыли);
Экономический потенциал предприятия (трудовые ресурсы, материально-техническая база, обеспечить сырьем и товарами);
Потребность в прибыли для развития предприятия;
Издержкоемкость реализуемых товаров и предприятия в целом;
Плановый товарооборот и его структура.
Методы планирования валового дохода
Расчетно-аналитический метод
На основе отчетных данных за истекший период и изучения динамики уровня валового дохода за два предшествующих года. Определяется уровень валового дохода на плановый период. Он является основой для планирования суммы валового дохода.
Экономико-статистический метод (скользящей средней)
Это выравнивание по методу скользящей средней динамического ряда за 4-5 лет уровня валового дохода и распространение выявленной тенденции в развитие валового дохода на перспективу.
Метод прямого счета (технико-экономических расчетов)
Расчет валового дохода на плановый период базируется на прогнозируемой структуре товарооборота и действующих нормах торговых надбавок, в том числе регулируемых государством по социально значимым товарам
2. Планирование валового доходаЦель прогноза валового дохода - определение его планового объема при заданных прогнозных ограничениях, исходя

Слайд 36Прогнозные расчеты валового дохода от реализации считаются надежными тогда, когда

его величина отвечает требованиям:
1.Безубыточной работы предприятия.
2.Получение необходимой чистой прибыли для

развития.
Прогнозные расчеты валового дохода от реализации считаются надежными тогда, когда его величина отвечает требованиям:1.Безубыточной работы предприятия.2.Получение необходимой

Слайд 373. Планирование прибыли и рентабельности
При прогнозировании величины прибыли необходимо правильно

решать противоречия между желанием получить максимальную прибыль и реальными возможностями

ее получения. Исходя из:
мощности предприятия;
объема товарооборота;
валовых доходов;
издержек обращения;
других ограничений.
3. Планирование прибыли и рентабельностиПри прогнозировании величины прибыли необходимо правильно решать противоречия между желанием получить максимальную прибыль

Слайд 38Балансовая (валовая) прибыль
Пб = Двнпл + Прпл - Рвнпл
где Двнпл

и Рвнпл – внереализационные доходы и расходы они планируются исходя

из сумм, полученных за предшествующие годы с учетом возможных изменений на основе заключенных договоров и планируемых мероприятий.
Чистая прибыль
ЧП = Пб – Н,
где Н – налоги, уплачиваемые из прибыли.
3) метод обеспечения соответствий прибыли на вложенный капитал. Величина вложенного капитала – это общая сумма вложенных в предприятие средств акционеров и заемного капитала. Увеличение уровня рентабельности на вложенный капитал может быть достигнуто за счет различных инноваций, ценовой политики, маркетинга, роста товарооборота, сокращение издержек и ускорении оборачиваемости оборотных средств. Исходной информацией для прогнозирования прибыли этим методом служит: данные о сумме вложенного капитала, прогнозируемый уровень рентабельности на вложенный капитал, прогнозирование величины издержек, ставки налогов.
4) метод операционного рычага. Операционный рычаг показывает на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема продаж (валового дохода) на 1%

Планирование рентабельности
Прибыль представляет собой эффект от хозяйственной деятельности, а для ее оценки определяют относительную эффективность хозяйствования в виде показателей рентабельности, путем сопоставления прибыли или чистого потока денежных средств к затратам или ресурсам.

Балансовая (валовая) прибыльПб = Двнпл + Прпл - Рвнпл	где Двнпл и Рвнпл – внереализационные доходы и расходы

Слайд 39 II. В условиях рыночной экономики

большое значение имеют показатели эффективности активов (или совокупного капитала) и

использования отдельных видов ресурсов. Рентабельность активов – это критерий эффективности распределения и управления ресурсами:
Ра = (ЧП + амортизация / среднегодовая стоимость активов) * 100 %
КРа = (ЧП / объем продаж) * (объем продаж / активы) = рентабельность продаж * оборачиваемость активов = моржа * оборачиваемость активов.
Кра – коэффициент рентабельности активов
Моржа характеризует долю каждого рубля в объеме продаж формирующую прибыль. Она отражает стратегию цен и качество контроля за издержками обращения. Моржа и оборачиваемость активов находятся в обратно пропорциональной зависимости.
Рентабельность основных фондов
Роф = ЧП (валовая) / среднегодовая стоимость ОФ * 100%.
Рентабельность оборотных средств:
Робор. ср. = ЧП (вал.) / среднегодовая стоимость оборотных средств *100%
Рентабельность персонала
Рперс = ЧП (вал.) / среднегодовая численность работников * 100%.
II. В условиях рыночной экономики большое значение имеют показатели эффективности активов (или

Слайд 40Рентабельность капитала:
Рентабельность инвестиционного капитала
Ри.к. = ЧП / инвестиционный капитал *

100%.
Рентабельность собственного капитала
Рс.к. = ЧП / собственный капитал * 100%.
Рентабельность

вложенного капитала
Рв.к. = ЧП / вложенный капитал * 100%.
Вложенный капитал = долгосрочные займы + собственный капитал.
Доходность собственного капитала (формула Дюпона)
Дкап = ЧП / собственный капитал = ЧП / объем продаж * объем продаж / активы * активы / собственный капитал.
Рентабельность текущих затрат:
рентабельность издержек:
Ри = налогооблагаемая прибыль / ИО * 100%.
Рентабельность з/п:
Рз/п = налогооблагаемая прибыль / расходы на оплату труда * 100%.
Рентабельность капитала:Рентабельность инвестиционного капиталаРи.к. = ЧП / инвестиционный капитал * 100%.Рентабельность собственного капиталаРс.к. = ЧП / собственный

Слайд 41ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1. Задачи, функции и принципы финансового планирования.
2. Перспективное

финансовое планирование.
3. Текущее финансовое планирование (бюджетирование).
4. Оперативное финансовое планирование.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1. Задачи, функции и принципы финансового планирования.2. Перспективное финансовое планирование.3. Текущее финансовое планирование (бюджетирование).4. Оперативное

Слайд 421. Задачи, функции и принципы финансового планирования
Финансовое планирование – это

процесс разработки системы финансовых планов и плановых (норматив­ных) показателей по

обеспечению организации и ее развития необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в будущем периоде.
Основными задачами финансового планирования дея­тельности организации являются:
1.обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
2. определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
3. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
4. установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
5. соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
6.контроль за финансовым состоянием, платежеспособнос­тью и кредитоспособностью организации.

Функции финансового планирования:
1. воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
2. обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в про­изводственном плане экономические пропорции развития;
3. предоставляет возможности определения жизнеспособно­сти финансовых проектов;
4. служит инструментом получения финансовой поддержки у внешних инвесторов.
1. Задачи, функции и принципы финансового планированияФинансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов и плановых

Слайд 43Принципы финансового планирования:
1. принцип интегрированности в общую систему планирования (управления)

и подчинения миссии и общей стратегии развития организации;
2. принцип финансового

соотношения сроков — получение и использование средств должно происходить в установлен­ные сроки;
3. принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность пред­приятия в любое время года;
4. принцип рентабельности капиталовложений — для капита­ловложений необходимо выбирать наиболее дешевые спо­собы финансирования (финансовый лизинг, банковский инвестиционный кредит, проектное финансирование и т.п.);
5. принцип сбалансированности рисков — особо рисковые инвестиции долгосрочного характера целесообразно финан­сировать за счет собственных средств;
6. принцип учета потребностей рынка — для организации важ­но учитывать конъюнктуру рынка, его емкость и деятель­ность конкурентов на нем;
7. принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те направления вложений средств, которые обес­печивают максимальную отдачу (прибыльность) при минимальных рисках.

Финансовое планирование в организациях включает три основные подсистемы: перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование.
Принципы финансового планирования:1. принцип интегрированности в общую систему планирования (управления) и подчинения миссии и общей стратегии развития

Слайд 442. Перспективное финансовое планирование
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции

и темпы расширенного воспро­изводства, является главной формой реализации целей организации.

В современных условиях охватывает период времени от 1 до 3 лет.
Перспективное планирование включает:
1. Разработку финансовой стратегии предприятия. Финансовая стратегия - это детально проработанная концепция привлечения и использования финансовых ресурсов предприятия, включая конкретный ме­ханизм формирования требуемого объема финансирования за счет различных источников и форм, а также механизм эффек­тивного вложения этих ресурсов в активы предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития предприятия.
2. Прогнозирование его финансовой деятельности.
Финансовое прогнозирование состоит в изучении возможного будущего финансового состояния предприятия в зависимости от качествен­ных и количественных оценок динамики финансовых ресурсов и источников их покрытия на длительную перспективу в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды.
Объектами финансового прогнозирования являются:
показатели отчета о прибылях и убытках;
потоки денежных средств;
показатели бухгалтерского баланса.
Результатом перспективного планирования тем самым является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов: планового отчета о прибылях и убытках; планового отчета о движении денежных средств; плана бухгалтерско­го баланса.
2. Перспективное финансовое планированиеПерспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспро­изводства, является главной формой

Слайд 45 1. Прогнозный отчет о прибылях и убытках позволяет:
определить объемы

производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;
установить размер

желаемой прибыли;
увеличить гибкость финансовых планов на основе анализа чувствительности критических соотношений (учета различ­ных факторов — ценовых, динамики объемов продаж, соотношения долей постоянных и переменных затрат).
2. План-прогноз движения денежных средств учитывает их приток (поступления и платежи), отток (затраты и расходы) и чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе использования методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.
3. Прогноз баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и фи­нансов хозяйствующего субъекта. Целью разработки балансо­вого прогноза является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сба­лансированности, а также формирование оптимальной струк­туры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финан­совую устойчивость организации в будущем.
1. Прогнозный отчет о прибылях и убытках позволяет:определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения

Слайд 463. Текущее финансовое планирование (бюджетирование)
Текущее планирование финансовой деятельности предприятия основывается

на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам

финансовой деятельности. Данный вид планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые:
1. дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития;
2. сформировать структуру его доходов и затрат,
3.обеспечить его постоянную платежеспособность;
4.определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода;
Текущий финансовый план составляется на период, рав­ный 1 году, с разбивкой по кварталам, так как такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчет­ному периоду. Текущее планирование – это составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. деятельности.
В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетного планирования деятельности структур­ных подразделений и предприятия. в целом, которая внедря­ется в целях:
1. строгой экономии финансовых ресурсов; 2. сокращения непроизводительных расходов; 3. большей гибкости в управлении; 4. контроля за себестоимостью продукции; 5. повышения точности плановых показателей, исполнения требований законов и контрактов.
Бюджетирование – это современная технология финансового менеджмента, позволяющая получить обоснованный финансовый план, организовать управ­ление деятельностью предприятия, усилить контроль за издержками и денежными потока­ми, выйти на лучшие финансовые результаты.
3. Текущее финансовое планирование (бюджетирование)Текущее планирование финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике

Слайд 47Основными преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования (бюджетирования) являются:
1. более рациональное

использование средств организации благодаря своевременному планированию совершаемых хозяйственных операций, финансовых

и материальных потоков и систематический контроль над ними;
2. годовое планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем перспективное финансовое планирование, и соответственно более точное плановое значение размера прибыли;
3. в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
4. бюджетное планирование позволяет осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов организации, выя­влять и минимизировать различные риски.
В процессе бюджетирования разрабатывается основной бюджет, интегрирующий на уровне предприятия бюджеты отдельных структурных подразделений (центров финансовой ответственности) в виде трех плановых форм:
бюджета доходов и расходов;
бюджета движения денежных средств;
баланса.

Основной бюджет посредством системы финансовых по­казателей должен отражать цели деятельности предприятия, его маркетинговые и производственные планы.
Основными преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования (бюджетирования) являются:1. более рациональное использование средств организации благодаря своевременному планированию совершаемых

Слайд 48В процессе составления основного бюджета принято выделять:
1. Процесс подготовки

операционного бюджета. Операционный бюджет состоит из бюджетов: продаж, производства, производственных

запасов, прямых затрат на сырье и материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, управленческих расходов, коммерческих расходов, доходов и расходов (отчет о прибылях и убытках).
2. Процесс разработки финансового бюджета. Финансовый бюджет включает :
инвестиционный бюджет, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс.
Бюджеты разделяют по различным признакам следующим образом.
1.По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты:
А) Функциональный бюджет - разрабатывается, как правило, по одной реже по двум статьям затрат, например бюджет оплаты труда, бюджет амортизации.
Б) Комплексный бюджет - разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет административно-управленческих расходов.
2.По методам разработки различают бюджеты:
А) Стабильный бюджет - не меняется в зависимости от изменения объемов деятель­ности организации, например бюджет расходов по обеспече­нию охраны фирмы.
Б) Гибкий бюджет - предусматривает установление планиру­емых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируе­мых суммах, а в виде норматива расходов, которые взаимо­увязаны с объемными показателями деятельности хозяйству­ющего субъекта, например объем выпуска или реализации продукции, объем строительно-монтажных работ.

В процессе составления основного бюджета принято выделять: 1. Процесс подготовки операционного бюджета. Операционный бюджет состоит из бюджетов:

Слайд 494. Оперативное финансовое планирование
В целях осуществления контроля за поступлением факти­ческой

выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов в

организации необходимо осуществлять оперативное планирование, которое дополняет текущее. Система заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хоз. деятельности

1. Платежный календарь — это план организации производ­ственно-хозяйственной деятельности предприятия, в котором все источники денежных поступлений и расходы взаимоувя­заны и сбалансированы по времени. Он полностью охватывает денежный оборот организации, дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме, позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность.
Составляется календарь обычно на квартал (месяц) с разбивкой по месяцам и более мелким периодам (декадам, пятидневкам). Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.
Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток денежных средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.
2. Налоговый календарь - в нем указывается когда и какие налоги должно уплатить предприятие. Отдельными хозяйствующими субъектами разрабатываются платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.
4. Оперативное финансовое планированиеВ целях осуществления контроля за поступлением факти­ческой выручки на расчетный счет и расходованием наличных

Слайд 503. Кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий

по­ступление и выплаты наличных денег через кассу организации. Кассовый план

необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств. Кассовый план должен представляться всеми предприятиями за 45 дней до начала планируемого квартала в коммерческий банк, с которым заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании.
Кассовый план необходим для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками по заработной плате и по другим выплатам. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.
4. Расчет потребности в краткосрочном кредите (финансировании) предполагает определение размера краткосроч­ной банковской ссуды (иных краткосрочных форм финансиро­вания), необходимой для обеспечения планируемого денеж­ного потока по каждому периоду.
Вопросы, связанные с планированием, выдачей и пога­шением кредитов (займов), установлением процентных ста­вок, организации решают в обслуживающих их банках на основе кредитных договоров.
Основанием для принятия решения о выборе источника краткосрочного финансирования должна быть альтернативная стоимость привлекаемых средств.
3. Кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий по­ступление и выплаты наличных денег через кассу

Слайд 51ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ


1. Задачи и содержание финансового плана
2. Порядок разработки

финансового плана
3. Задачи и содержание финансового плана

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ1. Задачи и содержание финансового плана2. Порядок разработки финансового плана3. Задачи и содержание финансового плана

Слайд 521. Финансовый план завершает производственно-хозяйственное планирование деятельности предприятия. Цель разработки

финансового плана – раскрыть источники кругооборота денежных средств, соизмерить доходную

и расходную части финансовых ресурсов предприятия и отразить состояние этих средств на определенную дату.
Задачей финансового плана предприятия являются:
максимизация прибыли предприятия;
оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости;
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
создание эффективного механизма управления финансами (выбор учетной, налоговой, кредитной, амортизационной и дивидендных политик).
Он составляется в форме баланса доходов и расходов, определяется потребность в капитале и включает расчеты с бюджетом, планирование капитальных вложений, источников образования разного рода производственных, поощрительных фондов.
Финансовый план включает следующие разделы:
план доходов и расходов;
план по денежным поступлениям и выплатам (движение денежной наличности);
балансовый план; сводка по источникам и использованию средств.
Принципы финансового планирования:
расход и потребление средств должны происходить в установленные сроки;
платежеспособность должна быть гарантирована в любое время;
заемный капитал следует применять в крайних случаях и если он повышает рентабельность производства.
1. Финансовый план завершает производственно-хозяйственное планирование деятельности предприятия. Цель разработки финансового плана – раскрыть источники кругооборота денежных

Слайд 532. Порядок разработки финансового плана
Финансовое планирование начинается с составления плана

прибыли и убытков, чтобы показать в динамике качественные и количественные

изменения финансового положения предприятия в течение календарного периода. В отличии от баланса расходов и доходов, который дает статичную картину финансовых ресурсов, этот план дает возможность произвести их оценку в перспективе. В процессе разработки финансового плана необходимо:
установить источники финансирования и произвести расчет объемов собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы – задолженность по заработной плате рабочим, служащим, отчисления во внебюджетные фонды, резерв предстоящих платежей по отпускам работающих, задолженность поставщикам, задолженность по авансовым платежам и т.д.);
определить возможности и целесообразность привлечение финансовых ресурсов (займы, кредиты, выпуск ценных бумаг и т.д.);
учесть порядок взаимоотношений с бюджетом, банками, своими работниками;
установить оптимальные пропорции в распределении финансовых ресурсов: на накопление, потребление, дивиденды, благотворительные фонды и т.д.
Для финансового планирования используются следующие расчеты:
планируемый объем производства продукции (работ, услуг);
сметы затрат на производство;
планы использование основных производственных фондов
и расчет амортизационных отчислений;
инвестиционный план;
инновационный план;
смета на образование фонда накопления;
смета на создание фонда потребления;
план налоговых выплат.
2. Порядок разработки финансового планаФинансовое планирование начинается с составления плана прибыли и убытков, чтобы показать в динамике

Слайд 543. Объектами финансового прогнозирования являются:
показатели отчета о прибылях и убытках;
потоки

денежных средств;
показатели бухгалтерского баланса.
1. Прогнозный отчет о прибылях и убытках

позволяет:
определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;
установить размер желаемой прибыли;
увеличить гибкость финансовых планов на основе анализа чувствительности критических соотношений (учета различ­ных факторов — ценовых, динамики объемов продаж, соотношения долей постоянных и переменных затрат).
2. План-прогноз движения денежных средств учитывает их приток (поступления и платежи), отток (затраты и расходы) и чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматрива­ются с позиции временной ценности денег на основе исполь­зования методов дисконтирования для получения соизмери­мых результатов.
3. Прогноз баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и фи­нансов хозяйствующего субъекта. Целью разработки балансового прогноза является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сба­лансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость организации в будущем
3. Объектами финансового прогнозирования являются:показатели отчета о прибылях и убытках;потоки денежных средств;показатели бухгалтерского баланса.1. Прогнозный отчет о

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика