Слайд 1ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
МДК 01.02 Автомобильные эксплуатационные материалы
Специальность/профессия
23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Глава1 Технологическое оборудование— составная часть производственной
базы предприятия автосервиса
1.2. Структура технологического
оборудования
Учебное пособие: В.А. Першин, А.Н. Ременцов,
Ю.Г. Сапронов, С.Г. Соловьев « Типаж и техническая эксплуатация оборудования предприятий автосервиса»
1.2. Структура технологического оборудования
с 12-20
Слайд 2 Каждая единица технологического оборудования автосервиса как изделие машиностроения
представляет собой систему.
Любая сложная система может разделяться на
крупные подсистемы (первый уровень), которые, в свою очередь делятся на более мелкие (от второго до «и-го» уровня). Подсистемы последнего уровня
состоят из элементов.
Слайд 3 В зависимости от цели (изучение конструкции, принципа действия
и регулировки; проектирование и конструирование; разработка алгоритма технического обслуживания и
ремонта
и др.) один и тот же объект может рассматриваться на одном уровне как система,
на другом — как подсистема,
на третьем — как элемент.
С позиций системного анализа одна и та же конструкция технологической машины или аппарата
может представлять собой различные системы:
функциональную,
конструктивную,
технологическую,
динамическую
и др.
Слайд 4Структурно-функциональное строение оборудования
Структурные функциональные схемы оборудования дают
общее представление об их строении и связях между функциональными элементами.
Эти схемы используются при изучении оборудования и его проектировании.
Слайд 5 Технологические машины (аппараты) автосервиса как функциональные системы включают
подсистемы.
К таким подсистемам относятся:
привод,
передаточные и исполнительные
механизмы,
Устройства управления и регулирования, безопасности
и др.
Совокупность исполнительных механизмов, элементов связей и рабочих органов называется рабочей машиной.
Слайд 6 Структура технологических машин с электромеханическим приводом отличается от
структуры машин электрогидравлическим и электропневматическим приводами.
Электромеханический привод -структурная подсистема
технологического оборудования, предназначенная для преобразования электрической энергии в механическую и передачи ее исполнительным механизмам производственной машины.
Передача механической энергии осуществляется по кинематическим связям. Из-за возникновения нагрузок на звенья и пары транспортирование на значительные расстояния в пределах машины проблематично,
поэтому конструкторы стремятся расположить электромеханический привод ближе к рабочим органам.
Слайд 7 Для этого разработан многодвигательный привод (двухстоечные
подъемники с двумя электродвигателями,
портальные моечные установки с отдельным приводом каждой щетки и приводом
перемещения портала и др.).
Слайд 8Электромеханический привод состоит из:
электродвигатель
передаточный механизм
устройство (механизм) включения
С
помощью передаточных механизмов передается механическая энергия от вала электродвигателя к
рабочей машине.
Наиболее популярны в технологическом оборудовании предприятий ременные и зубчатые передаточные механизмы.
Такие механизмы носят название редукторов, выполненные заодно с электродвигателем — мотор-редукторов.
Слайд 9 В случае ступенчатого изменения скорости
вращения вала такие механизмы называются
коробками передач и вариаторами, когда скорость выходного вала меняется плавно.
Коробка передач
Вариатор
Слайд 10 В кинематических схемах технологического оборудования предусматриваются два способа
подключения производственной машины
к приводу — напрямую и через механизм включения.
В первом случае запуск двигателя осуществляется под рабочей нагрузкой, во втором — вхолостую без нагрузки.
Второй способ включения машины
предполагает наличие в структуре механизма включения устройства, демпфирующего динамический удар, тормозного устройства вала машины и, при необходимости, механизма останова вала машины в заданном положении.
Слайд 11Структурно-функциональные кинематические схемы оборудования с однодвигательным и многодвигательным электромеханическим
приводами
Слайд 12 Электрогидравлический и электропневматический приводы преобразуют электрическую энергию в потенциальную
энергию рабочего
тела (жидкости или газа).
Эта энергия по линиям
связи (трубопроводам) передается в рабочую машину к исполнительным механизмам, где происходит ее преобразование в механическую и подведение к рабочим органам.
При использовании гидравлической или пневматической энергии проблемы передачи энергии на значительные расстояния не существует!
Технологическое оборудование с гидравлическим и пневматическим приводами имеет одинаковую структуру функциональных элементов.
Отличаются использованием различных рабочих тел (минеральное масло и воздух).
Слайд 13 В строении оборудования с электрогидравлическим или пневматическим
приводами предусматривается последовательное включение через линии связи первичного и вторичного
преобразователей энергии — сначала механической в энергию рабочего тела, затем, наоборот, энергии рабочего тела в механическую.
Первичный преобразователь является структурным элементом привода, а вторичный — рабочей машины.
Слайд 14 В гидравлическом приводе первичным преобразователем является
насос (шестеренчатый,
пластинчатый, плунжерный или др.),
В пневматическом — компрессор, как
правило, поршневой.
Вторичный преобразователь через исполнительный механизм или
напрямую передает энергию рабочему органу. В качестве вторичного преобразователя используются гидравлические или пневматические цилиндры, поворотные гидродвигатели или пневмотурбины.
Слайд 15Структурно-функциональная гидравлическая (пневматическая) схема типовой машины с гидравлическим (пневматическим) приводом
ЭД
— электродвигатель; ПП — первичный преобразователь; СУ — система управления;
ЛС — линии связи; ВП — вторичный преобразователь; ИМ — исполнительный
механизм; РО — рабочий орган
Слайд 16 Управление технологическим оборудованием осуществляется с
помощью систем управления,
которые состоят из подсистем:
• механической (кинематической) и электрической — в
оборудовании с электромеханическим приводом,
• механической (кинематической) и гидравлической — в оборудовании с электрогидравлическим приводом,
• механической (кинематической) и пневматической — в оборудовании с электропневматическим приводом
Слайд 17 Структурно-конструктивное строение оборудования. Структура технологического оборудования, являющегося
изделиями машиностроения, по конструктивному признаку установлена стандартами ЕСКД
(Единая система конструкторской
документации).
Технологические машины (аппараты) автосервиса как конструктивные системы включают подсистемы и элементы, которые сгруппированы по конструктивному признаку. К таким подсистемам относятся комплексы, сборочные единицы, детали, комплекты
Слайд 18Иерархическая схема конструктивного строения парка технологического оборудования и каждой отдельно
взятой единицы оборудования
Слайд 19 Под комплексом понимается совокупность двух или более единиц
оборудования,
не связанных между собой сборочными операциями,
но задействованных в едином производственном
процессе для достижения поставленной цели. К комплексу относятся оборудование,
технологическая и организационная оснастки, а также инструмент
соответствующих зон, участков и постов ПТС
Слайд 20Сборочная единица представляет собой два или более изделий, соединенных между
собой сборочными операциями (свинчиванием, пайкой, сваркой и др.). К сборочным
единицам относятся: любая
единица оборудования как единое целое, такие агрегаты машин как редукторы, двигатели, рабочие головки, механизированные инструменты и многое другое.
Сборочная единица — специфицируемое изделие. Основными
конструкторскими документами на сборочную единицу являются
спецификация и сборочный чертеж.
Слайд 21Под деталью понимают наиболее мелкий структурный элемент
сборочной единицы — изделие,
изготовленное из однородного по
марке и наименованию материала без применения сборочных
операций, либо с использованием таких операций, как нанесение на поверхность другого материала, местной спайки, сварки или склейки.
Деталь — неспецифицируемое изделие (основной конструкторский документ — чертеж).
Слайд 22В конструкторских документах и каталогах оборудования сборочные единицы и детали
как структурные элементы оборудования имеют следующее обозначение:
Многоразрядный код построен по
иерархической схеме с разбиением на группы, соответствующие структурным уровням изделия.
Более высокие разряды кода определяют номера сборочных единиц,
последние два разряда отданы деталям
Слайд 23 Например:
ABCD ХХОООООО — соответствует обозначению наиболее крупной сборочной единицы
— составной части изделия;
ABCD XXXXOOOO — соответствует обозначению сборочной единицы
среднего уровня, входящей в крупную сборочную единицу;
ABCD ХХХХХХОО — соответствует обозначению мелкой сборочной единицы, входящей в среднюю сборочную единицу;
ABCD XXXXXXXX— номер детали, входящей в сборочную единицу.
ABCD OOOOOOXX — соответствует обозначению детали, не входящей ни в одну сборочную единицу;
Слайд 24 К комплекту относится совокупность нескольких изделий вспомогательного назначения, объединенных
одним футляром (упаковкой).
Например, комплект запасных частей к оборудованию, комплект
ключей,
отверток или иного инструмента.
В комплект могут входить
как сборочные единицы (манометр, домкрат и др.), так и детали
(рожковый ключ, вороток и др.)
Слайд 25 Узел - часть сборочной единицы определенного
функционального назначения, существующая только
в сборе, например, подшипниковый узел, узел подвески каретки и др.
Узел в отличие от сборочной единицы не может быть вычленен из изделия при его разборке, он может быть только разобран в процессе разборки всего или части изделия.
Узел нельзя снять с оборудования и положить на верстак, а сборочную единицу — можно.
К агрегатам относят составные части технологической машины —сборочные единицы, выполняющие функции двигателя; исполнительных механизмов, оснащенных инструментальными головками;
насосов; коробок скоростей и т. п
Слайд 26 Технологическое оборудование конструктивно может быть оформлено с использованием
агрегатно-модульного принципа компоновки,
когда отдельные части оборудования сконструированы и изготовлены в
виде отдельных модулей, соединенных между собой конструктивно (агрегатно) либо посредством линий энергоснабжения и управления.
По желанию заказчика заводы-изготовители комплектуют
автоматизированные моечные установки агрегатами и модулями в
различном сочетании (в каталогах оборудования — как набор различных опций).
Слайд 27Из оборудования автосервиса к агрегатированному относятся портальные, а к модульному
— туннельные автоматические моечные установки.