Слайд 1 ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
МДК 01.01 Устройство автомобилей
Раздел 4. Конструкция автомобиля
Тема 4.2. Сцепление
УРОК № 112
Сцепление автомобиля
КАМаз-4310
Учебник МАДИ Основы конструкции автомобиля, Глава 3 Трансмиссия, стр. 126,
Иванов A.M., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. и др.
Учебник Автомобили:Теория и конструкция автомобиля и двигателя, Глава 31 Сцепление, стр. 398. В.К.ВАХЛАМОВ, М.Г.ШАТРОВ, под редакцией д-ра техн. наук, профессора А. А. ЮРЧЕВСКОГО
Учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования Автомобили: Устройство автотранспортных средств, Глава 14. Трансмиссия, стр. 277, Пузанков А.Г.
Слайд 2Сцепление автомобиля КАМаз-4310
Смирнов Олег
3ТО-06
Слайд 3На автомобилях КамАЗ-4310 устанавливается фрикционное сухое двухдисковое сцепление с периферийным
расположением пружин
На автомобиле КамАЗ-4310 привод сцепления гидравлический с пневматическим усилителем
Сцепление
называется фрикционным и сухим потому, что передача крутящего момента в нем осуществляется за счет сил трения между дисками, поверхность которых должна быть сухой; сжатие дисков производится пружинами, расположенными по периферии дисков; воспринимается крутящий момент двумя ведомыми дисками
Слайд 4Механизм сцепления автомобилей КамАЗ-4310
1 - маховик;
2 - средний диск;
3 - ведомые диски;
4 - картер;
5 - нажимной
диск;
6 - кожух;
7 - опорная вилка;
8 - регулировочная гайка;
9 - стопорная шайба;
10 - запорная пластина;
11 - оттяжной рычаг;
12 - шланг подачи смазки к муфте выключения сцепления;
13 - муфта выключения сцепления;
14 - вилка выключения сцепления;
15 - упорное кольцо;
16 – вал вилки;
17 - нажимная пружина.
Слайд 5К ведущим деталям относятся маховик 1, кожух 6, нажимной 5 и
средний 2 диски.
Штампованный кожух устанавливается на маховике 1 с помощью
установочных втулок и крепится к нему двенадцатью болтами. Нажимной и средний диски имеют на наружной поверхности по четыре выступа, которые входят в пазы маховика. Через выступы от маховика на диски передается крутящий момент; такая установка дисков обеспечивает возможность их осевого перемещения при выключении сцепления.
Слайд 6К ведомым деталям относятся два ведомых диска 3 в сборе, устанавливаемых
на шлицах ведущего вала коробки передач.
Каждый ведомый диск состоит из
стального разрезного диска, двух фрикционных накладок, ступицы и гасителя крутильных колебаний. Вырезы на стальном диске повышают его упругость и предохраняют от коробления при нагреве. Фрикционные накладки изготовлены из асбестовой композиции и приклепаны к стальному диску заклепками из цветного металла. Стальной разрезной диск вместе с фрикционными накладками соединяется со своей ступицей через гаситель крутильных колебаний.
Слайд 7К нажимному устройству относятся двенадцать цилиндрических пружин 17, расположенных между кожухом
и нажимным диском; под каждую пружину со стороны нажимного диска
подложена шайба и теплоизоляционное кольцо.
К механизму выключения относятся четыре рычага 11 с упорным кольцом 15, опорная вилка 7 с гайкой 8, муфта 13 с радиально-упорным подшипником, вилка выключения 14 с валом 16. Каждый рычаг устанавливается на игольчатом подшипнике в опорной вилке, наружный конец рычага через игольчатый подшипник крепится к проушникам нажимного диска. Гайка 8 опорной вилки 7 имеет коническую полку и опирается на пластину 10 волнистого профиля, которая вместе с опорной стопорной шайбой 9 крепится к кожуху б двумя болтами. К внутренним концам рычагов 11 при помощи пружин и петель прижимается упорное кольцо. Муфта 13 оттягивается в заднее положение двумя пружинами.
Слайд 8Привод сцепления автомобиля КАМАЗ-4310
1 - педаль; 2 - нижний упор;
3 - кронштейн; 4 - верхний упор; 5 - рычаг;
6 - эксцентриковый палец; 7 - толкатель поршня; 8 -пружина; 9 - главный цилиндр; 10, 14 - трубопроводы; 11 - пневмогидравлический усилитель; 12 - пробка; 13 - перепускной клапан; 15 -защитный: цилиндр; 16 - толкатель поршня; 17 - гайка регулировочная; 18 - бачок компенсационный
Слайд 9Пневмогидравлический усилитель привода сцепления автомобиля КамАЗ-4310
1 - сферическая гайка с
контргайкой; 2 - толкатель; 3 - защитный чехол; 4 -
гидравлический поршень; 3 - задний корпус; 5 - комбинированное уплотнение; 7 – следящий поршень; 8 - перепускной клапан; 9 - диафрагма; 10 - впускной клапан; 11 - выпускной клапан; 12 - пневматический поршень; 13 - пробка; 14 - передний корпус; А – отверстие для подвода жидкости; Б - отверстие для подвода воздуха.
Слайд 10Пневмогидравлический усилитель служит для уменьшения усилия на педали сцепления.
Он
крепится двумя болтами к картеру сцепления с правой стороны.
Его
основными частями являются: передний 14 и задний 5 корпуса, пневматический поршень 12 с толкателем, манжетой и возвратной пружиной, гидравлический поршень 4 с уплотнениями, распорной пружиной и толкателем 2; следящий механизм.