Слайд 1Пневмопривод тормозного управления
Слайд 2Пневматический тормозной привод
Пневматический тормозной привод для затормаживания автомобиля или
прицепа использует сжатый воздух.
Преимущества и недостатки пневматического привода во многом
противоположны гидравлическому приводу.
Слайд 3Преимущества и недостатки пневматического привода.
К преимуществам относят:
неограниченные запасы и дешевизна
рабочего тела (воздух)
сохранение работоспособности при небольшой разгерметизации, т. к. возможная
утечка компенсируется подачей воздуха от компрессора,
возможность использования на автопоездах для непосредственного управления тормозами прицепа,
использование в других устройствах, таких как пневматический звуковой сигнал, привод переключения многоступенчатых коробок передач, усилитель сцепления, привод дверей автобуса, подкачка шин и т. п.
Недостатками пневмопривода являются:
большое время срабатывания вследствие медленного поступления сжатого воздуха к удаленным воздухонаполняемым объемам через трубопроводы с малым диаметром,
сложность конструкции, большие масса и размеры агрегатов из-за относительно небольшого рабочего давления,
возможность выхода из строя при замерзании конденсата в трубопроводах и аппаратах при отрицательных температурах.
Слайд 4Схема пневмопривода тормозов
Слайд 6Контуры Тормозной системы
К контуру привода передних тормозных механизмов относятся: ресивер
с запасом воздуха, одна из секций тормозного крана, модуляторы антиблокировочной
системы (АБС) и тормозные камеры передних тормозных механизмов.
К контуру задних тормозных механизмов принадлежит второй ресивер, вторая секция тормозного крана, регулятор тормозных сил, модуляторы АБС и две тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами.
Третий контур является контуром стояночной системы и состоит из ресивера, тормозного крана со следящим действием, которым управляет водитель, ускорительного клапана и энергоаккумуляторов.
Контур вспомогательной системы содержит кран управления и два пневмоцилиндра.
Слайд 7Тормоза прицепа
Для управления тормозами прицепа на автомобиле-тягаче также имеются одинарный
защитный клапан, клапан управления тормозами прицепа и соединительные головки.
Привод полуприцепа
или прицепа имеет две соединительные головки, два магистральных фильтра, воздухораспределительный клапан, ручной кран стояночной системы без следящего действия, ресивер, регулятор тормозных сил, модуляторы АБС, тормозные камеры с энергоаккумуляторами или без них. Соединение пневмопривода тягача и прицепа выполняют двумя трубопроводами, которые образуют питающую и управляющую магистрали.
Слайд 9Система подготовки воздуха
1- компрессор
4- четырехконтурный защитный клапан
2- маслоотделитель
5,6,7- ресиверы пневматические
3- воздухоочиститель с 8- регенерационный ресивер регулятором давления
Слайд 10Система подготовки воздуха
Сжатие воздуха для пневматического тормозного привода осуществляется компрессором,
приводящимся в действие непосредственно от двигателя автомобиля. Максимальное давление, создаваемое
компрессором, может достигать 1,5 МПа. Максимальное рабочее избыточное давление воздуха в ресиверах привода составляет 0,65–0,8 МПа и автоматически ограничивается регулятором давления.
Атмосферный воздух имеет определенный процент влажности. При сжатии компрессором он нагревается, а при движении по трубопроводам и через аппараты привода — остывает. При этом из сжатого воздуха выделяется влага, которая ускоряет коррозию внутренних поверхностей системы, смывает смазку и, главное, может замерзнуть в трубопроводах и аппаратах при отрицательной температуре, что приведет к отказу тормозов.
Слайд 12Очистка воздуха от влаги
Влагоотделители - устанавливают для удаления влаги (очистки
воздуха) в питающей части привода, до или после регулятора давления,
Очистка сжатого воздуха от влаги в них осуществляется термодинамическим или адсорбционным способом.
Третий способ защиты — перевод конденсата в состояние низкозамерзающей жидкости. Для этого в специальном аппарате — спиртонасытителе — при низких температурах окружающей среды в сжатый воздух вводят пары спирта, которые, смешиваясь с выделившейся влагой, образуют раствор (антифриз) с низкой температурой замерзания.
Слайд 14Защита от разгерметизации
Четырехконтурный защитный клапан,
разделяет привод на четыре, действующих
независимо друг от друга, контура.
Защитный клапан позволяет двигаться воздуху
только в направлении к ресиверам, защищая запас воздуха в ресиверах при разгерметизации на участке аппаратов подготовки воздуха.
Одновременно он защищает исправные контуры от неисправного в случае обрыва в одном из них, не позволяя выйти воздуху в атмосферу сразу из всех ресиверов привода.
Одинарный защитный клапан отключает привод тягача в случае разрыва питающего трубопровода прицепа.
На некоторых автомобилях вместо четырехконтурного применяют двойные или тройные защитные клапаны аналогичного назначения. Пройдя через четырехконтурный клапан, сжатый воздух заполняет ресиверы контуров.
Слайд 15Защитный клапан
I- вход
1,2- перепускные клапаны
21,22- контуры рабочей тормозной системы
23- контур
стояночного тормоза
24-контур дополнительного оборудования
Ресиверы:
А,В – контуры рабочей тормозной системы
С
– дополнительное оборудование
D – стояночная тормозная система
Слайд 17Тормозной кран
(педаль тормоза)
Тормозной кран — это следящий аппарат, через
который воздух при торможении поступает из ресивера в рабочие аппараты.
Он управляется тормозной педалью в кабине водителя.
При растормаживании через тормозной кран воздух из привода выпускается в атмосферу.
Регулятор тормозных сил и модулятор АБС корректируют давление воздуха в контурах при торможении.
Слайд 19Стояночная тормозная система
Стояночной тормозной системой управляют с помощью ручного тормозного
крана, установленного в кабине водителя.
Исполнительным элементом контура являются энергоаккумуляторы.
Между краном и энергоаккумулятором размещен ускорительный клапан.
Тормозной кран уменьшает или увеличивает давление в полости ускорительного клапана, который в соответствии с этим либо пропускает из ресивера воздух в цилиндр энергоаккумулятора, а значит, повышает в нем давление, либо для снижения давления в цилиндре выпускает воздух из него в атмосферу.
Чтобы обеспечить быстрый выпуск воздуха из энергоаккумуляторов при торможении ускорительный клапан располагают максимально близко от них.
Два крайних, фиксированных, положения рукоятки соответствуют максимальному избыточному давлению воздуха в энергоаккумуляторах или атмосферному.
Слайд 21Тормозные камеры
Переднего тормоза
Заднего тормоза
Слайд 22Энергоаккумулятор задних тормозов
1- корпус пневмокамеры
2- возвратная пружина
3- шток пневмокамеры
4- шток
энергоаккумулятора
5- поршень энергоаккумулятора
6- корпус энергоаккумулятора
7- резьбовая втулка
8- пружина энергоаккумулятора
9- болт
растормаживания
Слайд 24Устройство быстрого растормаживания
1- пружина
2- шток энергоаккумулятора
3- шток камеры
4- боек
5- п-образная
вилка
6- запорное устройство
7- шарики
Слайд 25Регулятор тормозных сил
Автоматический регулятор тормозных сил
изменяет давление воздуха в
тормозных камерах среднего и заднего мостов в зависимости от нагрузки
автомобиля.
Он установлен на раме автомобиля.
Его рычаг 4 соединен с упругим элементом, который размещен на штанге, прикрепленной к балкам мостов.
Упругий элемент защищает регулятор от повреждений при вертикальных перемещениях мостов задней тележки, а также поглощает толчки и уменьшает вибрацию, когда они превышают допустимые пределы.
Слайд 26Регулятор тормозных усилий
I — вывод к тормозному крану;
II —
вывод к тормозным камерам задних колес;
1 — клапан;
2 —
ступенчатый поршень;
3 — толкатель;
4 — рычаг;
5 — диафрагма;
6 — шаровая цапфа;
7 — поршень;
8 — ребристый конус корпуса;
9 — соединительная трубка;
10 — ребристый конус поршня.
Слайд 27Установка регулятора тормозных сил
1 — лонжерон;
2 — регулятор тормозных
сил;
3 — рычаг регулятора;
4 — тяга;
5 —
упругий элемент;
6 — штанга;
7 — компенсатор;
8 — средний мост;
9 — задний мост
Слайд 28Упругий элемент
1 - корпус;
2 - пружина;
3 - штанга;
4 - соединительная муфта.
Слайд 29Пневмопривод тормозов прицепа
(одноконтурный)
1 – компрессор;
2 – регулятор давления;
3
– ресивер тягача;
4 – секция тормозного крана управления тормозами
прицепа (обратнодействующая);
5 – секция тормозов тягача;
6 – тормозные камеры тягача;
7 – соединительная головка типа «А»;
8 – воздухораспределитель прицепа;
9 – ресивер прицепа;
10 – тормозные камеры прицепа
Слайд 301- пневмокамера тягача, 2- компрессор, 3- рычаг педали, 4-
тормозной кран, 5- соединительные головки, 6- клапан верхнего цилиндра тормозного
крана, автомобиля и прицепа, 9- ресивер, 10- нижняя полость распределителя, 11-воздухораспределитель,12- кран ручного управления, 13- манжета поршня, 14- полость воздухораспределителя,15- средняя полость воздухораспределителя,. 16- отверстие 17- выпускной клапан в атмосферу. прицепа, 18- ресивер прицепа (полуприцепа)
Слайд 32Принцип работы системы АБС
Регуляторы тормозных сил неспособны реагировать на изменение
величины коэффициента сцепления колеса с дорогой.
Величина коэффициента сцепления, равная
отношению максимально возможной продольной касательной реакции колеса Rх к его вертикальной реакции Rу, в случае торможения весьма нестабильна.
Слайд 33Принцип работы системы АБС
Величину скольжения в контакте оценивают обычно относительным
скольжением S, равным отношению скорости скольжения к линейной скорости движения
колеса.
Зависимость коэффициента сцепления от относительного скольжения при постоянной угловой скорости колеса принято называть
«f-S диаграммой».
модуляторами называются регулирующее тормозной момент устройства путем регулирования давления рабочего тела в зависимости от режима работы колеса