Разделы презентаций


Подготовила Белан Наталия, аспирантка ДВФУ, Теория и методика

Содержание

Вопросы о сознании:«Что есть сознание?»«Где грань между ограниченным сознанием полностью парализованных пациентов и вегетативным состоянием?» «С какого момента младенцы начинают быть в сознании?» «Есть ли сознание у животных?»«Возможно ли сознание у

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовила Белан Наталия, аспирантка ДВФУ, «Теория и методика профессионального образования»

Подготовила Белан Наталия, аспирантка ДВФУ, «Теория и методика профессионального образования»

Слайд 2Вопросы о сознании:
«Что есть сознание?»
«Где грань между ограниченным сознанием полностью

парализованных пациентов и вегетативным состоянием?»
«С какого момента младенцы начинают

быть в сознании?»
«Есть ли сознание у животных?»
«Возможно ли сознание у роботов?»




Сознание (определение из Википедии) — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.
Вопросы: когда человек спит, он в сознании? Когда человек «без сознания», что это означает?

Вопросы о сознании:«Что есть сознание?»«Где грань между ограниченным сознанием полностью парализованных пациентов и вегетативным состоянием?» «С какого

Слайд 3Когнитивная наука (когнитивистика)
Междисциплинарное научное направление, объединяющее:
теорию познания,
когнитивную психологию,
нейрофизиологию,


когнитивную лингвистику,
невербальную коммуникацию
теорию искусственного интеллекта.
(от лат. cognitio 

– «познание»)

СОЗНАНИЕ (лат. – conscientia, англ. – consciousness, mind; нем. – bewusstsein)

Когнитивная наука (когнитивистика)Междисциплинарное научное направление, объединяющее:теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию теорию искусственного интеллекта.

Слайд 4Проблема «сознания» в когнитивной науке
Когнитивная наука возникла как ответ бихевиоризму,

в попытке найти новый подход к пониманию человеческого сознания. Помимо

непосредственно психологии, у истоков оказалось сразу несколько научных дисциплин: искусственный интеллект (Джон Маккарти), лингвистика (Ноам Хомский), а также философия (Джерри А. Фодор).
В 1980-е годы психологи и нейробиологи стали взаимодействовать теснее, что привело к возникновению новой науки – когнитивной нейробиологии, использующей методы визуализации мозга, которые позволяют эмпирически связать ментальные феномены с физиологией мозга.
Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили получить прямые данные о работе мозга. Важную роль сыграли и всё более мощные компьютеры.


Проблема «сознания» в когнитивной наукеКогнитивная наука возникла как ответ бихевиоризму, в попытке найти новый подход к пониманию

Слайд 5Два подхода к моделированию когнитивных систем:
Символицизм (классический подход) основывается на

предположении о том, что человеческое мышление подобно мышлению компьютера с

центральным процессором, последовательно обрабатывающего единицы символьной информации.
Коннекционизм (более поздний подход) основывается на предположении, что человеческое мышление не может быть уподоблено центральному цифровому процессору из-за несовместимости с данными нейробиологии, а может имитироваться при помощи искусственных нейронных сетей, которые состоят из «формальных» нейронов, выполняющих параллельную обработку данных.
Бихевиористский подход относился к сознанию, как
к некоторому «черному ящику».
Два подхода к моделированию когнитивных систем:Символицизм (классический подход) основывается на предположении о том, что человеческое мышление подобно

Слайд 6Как всё начиналось: с точки зрения психологии
Джон Уотсон  (1878-1958, американский

психолог, основатель бихевиоризма) заявил, что психология должна заниматься не явлениями

сознания, а фактами поведения, т.е. тем, что имеет внешнее выражение, в конечном счете движениями мышц и деятельностью желез.
Первый, кто возразил ему, был Эдвард Титченер (1867-1927, англо-американский психолог-экспериментатор). Он сказал: "Все, что не может быть передано в терминах сознания, не есть психологическое". Например, телесные реакции относятся к области не психологии, а физиологии.
Насколько был прав Титченер (и вся «психология сознания» в его лице) в этом своем упреке Уотсону?
Как всё начиналось:  с точки зрения психологииДжон Уотсон  (1878-1958, американский психолог, основатель бихевиоризма) заявил, что психология

Слайд 7Немного о бихевиоризме: «сознание не существует для научной психологии»…
Публикация Джона

Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" относится к 1913 г.

– начало новой эпохи в психологии (от англ. behavior – «поведение»). Он считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной, должна ввести научный объективный метод. Вопрос о методе был одним из главных для нового направления. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения.
Уотсон начал с описания типов реакций. Он выделил прежде всего реакции врожденные и приобретенные. Обращаясь к изучению новорожденных детей, Уотсон составил список врожденных реакций. Среди них такие, как чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы и разные другие.
Внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки - вот перечень явлений, относимых к поведению. Все они объекты психологического интереса, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности.

Немного о бихевиоризме: «сознание не существует для научной психологии»…Публикация Джона Уотсона

Слайд 8«Русский след» в бихевиоризме 
Дж. Уотсон принял концепцию условных рефлексов

в качестве естественнонаучной базы психологической теории: все новые реакции приобретаются

путем обусловливания.
А как же образуются сложные реакции? По Уотсону - путем образования комплексов безусловных реакций. Все человеческие действия и есть, по мнению Дж. Уотсона, сложные цепи, или комплексы, реакций.

Как же расширяется поток активности, по каким законам приобретаются новые, не врожденные реакции? Здесь Уотсон обратился к работам И. П. Павлова и Б. М. Бехтерева, как раз незадолго до того опубликованным. В них содержалось описание механизмов возникновения условных («сочетательных») рефлексов.

«Русский след» в бихевиоризме  Дж. Уотсон принял концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы психологической теории:

Слайд 9Развитие идей бихевиоризма до абсурдных
Новый шаг в развитии бихевиоризма составили

исследования особого типа условных реакций (наряду с "классическими", т.е. павловскими),

которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898) или оперантных (Б. Скиннер, 1938).
Классическое и оперантное обусловливания являются универсальными механизмами научения, общими для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как происходящий вполне автоматически: подкрепление приводит буквально к "закреплению" в нервной системе связей и успешных реакций независимо от воли, желания или какой-либо другой активности субъекта. Отсюда бихевиористы делали далеко идущие выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно "лепить" любое поведение человека, "манипулировать" им, что поведение человека жестко детерминировано, что он в какой-то мере раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.
Все эти выводы в конечном счете были следствиями игнорирования сознания. "Неприкасаемость" к сознанию оставалась основным требованием бихевиоризма на всех этапах его развития.
Развитие идей бихевиоризма до абсурдныхНовый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с

Слайд 10Критика бихевиоризма
В действительности из приведенной схемы образования комплексов безусловных реакций

невозможно понять, как появляются новые действия человека: ведь организм по

концепции Дж. Уотсона располагает только арсеналом безусловных реакций.
Выдающийся математик-кибернетик, один из основоположников теории распознавания образов, исследователь процессов восприятия и адаптивного поведения Михаил Бонгардт на этот счет замечает, что никакие раздражители и никакие их сочетания никогда бы не привели по схеме образования условных реакций, например, к тому, чтобы собака научилась ходить на задних лапах.
И в самом деле, безусловной реакцией на свет может быть мигание, на звук - вздрагивание, на пищевой раздражитель - выделение слюны. Но никакое сочетание (цепь или комплекс) подобных безусловных реакций не даст хождения на задних лапах. Эта схема не выдерживает никакой критики.
Критика бихевиоризмаВ действительности из приведенной схемы образования комплексов безусловных реакций невозможно понять, как появляются новые действия человека:

Слайд 11Возвращение к СОЗНАНИЮ
Американский психолог Роберт Хольт в 60-х гг. нашего

века опубликовал статью под названием "Образы: возвращение из изгнания", в

которой он, рассматривая возможность появления в условиях космического полета иллюзий восприятия, писал: "...на практичных людей едва ли произведут впечатление суждения о том, что образы не заслуживают изучения, поскольку это "ментальные феномены" и их нельзя экспериментально исследовать на животных... теперь наш национальный престиж может зависеть также от наших знаний о тех условиях, которые вызывают галлюцинации".
Таким образом, даже в американской психологии, т. е. на родине бихевиоризма, во второй половине XX века была понята необходимость возвращения к сознанию, и это возвращение состоялось.
Термин «когнитивистика» появился в 1970-х гг.; первая конференция состоялась в 1979 в Сан-Диего (США). В своих истоках Когнитивная наука восходит к рационалистической традиции в постановке проблем познания, представленной концепциями Р. Декарта, Г. В. Лейбница и И. Канта.
Возвращение к СОЗНАНИЮАмериканский психолог Роберт Хольт в 60-х гг. нашего века опубликовал статью под названием

Слайд 12E pense, donc je suis.
Декарт в работе «Правила для руководства

ума» первым поставил и рассмотрел проблему сознания в рамках философии

и разработал особый метод, позволивший сделать сознание предметом анализа.
Согласно традиции Декарт рассматривает сознание как знание. В качестве предмета исследования оно должно быть представлено в виде содержания знания о сознании. И это знание должно быть истинным (истиной).
Вопрос о возможности существования истинного знания => истинное знание может быть получено лишь путем универсального сомнения.
E pense, donc je suis.Декарт в работе «Правила для руководства ума» первым поставил и рассмотрел проблему сознания

Слайд 13«Что не действует, то не существует"
В учении Лейбница о сознании

проблема бессознательного имеет колоссальное значение. Он впервые ввел принцип бессознательного

для объяснения психических явлений.
Теория Лейбница о бессознательном развивалась в полемике с Декартом, у которого психическое состояние и сознательное состояние были синонимами.
Провозглашая множественность и одухотворенность материи, перечеркивает декартову идею равенства психики и сознания.
«Что не действует, то не существует

Слайд 14Трансцендентальное сознание – человеческие априорные идеи:
Априорные идеи усваиваются личностью

путем созерцания внешнего мира внутренним чувством субъекта.
Сознание, получая извне

хаос чувственных явлений, вносит в него известный порядок с помощью априорных идей.
Априорными формами являются пространство, время, причинность и т.п.
Трансцендентальное сознание – человеческие априорные идеи: Априорные идеи усваиваются личностью путем созерцания внешнего мира внутренним чувством субъекта.

Слайд 15Современные исследования сознания
Сложились разные стратегии
исследования сознания:
реалистическая,
объективно-идеалистическая,
феноменологическая,
вульгарно-материалистическая и др.

Вульгарно-материалистическое

направление сводит сознание и мышление к вещественным изменениям, (в конечном

счете характер мышления определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу).

Объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).

Современные исследования сознанияСложились разные стратегии исследования сознания:реалистическая,объективно-идеалистическая, феноменологическая,вульгарно-материалистическая и др.Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание и мышление к вещественным

Слайд 16Постсоветский взгляд материалиста на сознание
Карл Маркс (1818-1883), основатель научного коммунизма,

диалектического и исторического материализма и научной политической экономии:
нельзя отделить

сознание, мышление от материи, которая мыслит;
сознание производно от материи, предельно просто и понятно.

Фридрих Энгельс (1820-1895),
немецкий философ, социолог:
Сознание человека возникло в результате перехода наших предков к трудовой, производственной деятельности.
Развитие сознания, развитие человеческой психики обуславливается ходом общественно-исторического процесса.
Развитие это выражалось прежде всего в возникновении новых потребностей человека; овладевая природой, человек научился владеть и собой.

Вопросы: сознание = мышление? Мыслящая материя – что это, «монады»?

Постсоветский взгляд материалиста на сознаниеКарл Маркс (1818-1883), основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической

Слайд 17«Сознание не внутри нас, а вне нас», оно опирается на

внешние знаковые системы.
Лев Семёнович Выготский (1905-1981):
Человеческое поведение отлично от поведения

животных, оно опосредствовано орудиями и социально по происхождению.
Психическая деятельность тоже опосредствована орудиями, правда, орудия эти другие: РЕЧЬ. У животных нет речи, которая регулирует психические процессы, а значит и нет высшей психической деятельности.
Сознание и психика не возникают в деятельности, а скорее предшествуют ей.
«Сознание не внутри нас, а вне нас»,  оно опирается на внешние знаковые системы. Лев Семёнович Выготский

Слайд 18Искусственное сознание: миф или реальность?
Одной из актуальных философских проблем является

взаимоотношение объективного и субъективного, места и роли человека в мире,

свободной воли, сознания, генезиса понимания.
Эти вопросы возникают при обсуждении проблемы искусственного интеллекта (ИИ), так как в связи с этой проблемой встает необходимость выяснения природы сознания, функций сознания и его возможностей.
Проблема искусственного интеллекта возникла в начале прошлого века и примерно с середины ХХ века активно обсуждается в связи с быстрым развитием современных цифровых технологий.

Искусственное сознание: миф или реальность?Одной из актуальных философских проблем является взаимоотношение объективного и субъективного, места и роли

Слайд 19История вопроса о нейронных сетях
В начале XVII века Рене Декарт

предположил, что животное — некий сложный механизм, тем самым сформулировав

механистическую теорию. В 1623 г. Вильгельм Шикард построил первую механическую цифровую вычислительную машину, за которой последовали машины Блеза Паскаля (1643) и Лейбница (1671). Лейбниц также был первым, кто описал современную двоичную систему счисления, хотя до него этой системой периодически увлекались многие великие ученые.
В XIX веке Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс (первый программист – женщина!) работали над программируемой механической вычислительной машиной.
В 1910—1913 гг. Бертран Рассел и Алфред Норт Уайтхэд опубликовали работу «Принципы математики», которая произвела революцию в формальной логике.
В 1941 Конрад Цузе построил первый работающий программно-контролируемый компьютер и первый язык программирования высокого уровня Планкалкюль (нем. Plankalkül — «планирующее исчисление»)
Уоррен Маккалок и Валтер Питтс в 1943 опубликовали A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, который заложил основы нейронных сетей.
История вопроса о нейронных сетяхВ начале XVII века Рене Декарт предположил, что животное — некий сложный механизм,

Слайд 20Общенаучные и философские проблемы когнитивистики
Выяснение роли рационального мышления в принятии

решений (Г. Саймон и Д. Канеман).
Другая группа проблем связана

с изучением природы ментальных репрезентаций окружающего мира. По мнению одного из ведущих представителей когнитивной лингвистики – Дж. Лакоффа, все значения имеют в своей основе телесные ощущения.
Представители т. н. экологического подхода (Дж. Гибсон и его последователи) стремятся вообще отказаться от понятия «ментальные репрезентации», переориентируя исследования по принципу «Не спрашивай, что внутри твоей головы, а спрашивай, внутри чего твоя голова».
Актуальной остаётся классическая проблема субъекта активности, в частности, как гипотетического внутреннего наблюдателя, «рассматривающего» ментальные репрезентации внешних объектов (одним из вариантов этой проблемы является проблема понимания речи: если мы понимаем обращённую к нам речь, переводя её на гипотетич. язык мысли, то как мы понимаем этот язык мысли?)
Также актуальна проблема свободы воли и ответственности человека за его поступки (в связи с изучением нейрофизиологических механизмов принятия решений и инициации произвольных и непроизвольных действий).
Общенаучные и философские проблемы когнитивистикиВыяснение роли рационального мышления в принятии решений (Г. Саймон и Д. Канеман). Другая

Слайд 21Практические приложения когнитивистики
Когнитивная нейропсихология и нейропсихиатрия играют ведущую роль в

реабилитации пациентов с поражениями мозга и заболеваниями центральной нервной системы.


Задачей когнитивной эргономики является оптимизация графических и речевых интерфейсов, обеспечивающих взаимодействие человека и компьютера.
К числу возникающих когнитивных технологий относятся технологии виртуальной реальности, интерфейсов, чувствительных к вниманию и намерениям пользователя, методы функциональной нейровизуализации, технологии диагностики эмоций, антропоморфных агентов и др.

Развитие когнитивных технологий тесно связано
с био-, нано- и информационными технологиями.
Практические приложения когнитивистикиКогнитивная нейропсихология и нейропсихиатрия играют ведущую роль в реабилитации пациентов с поражениями мозга и заболеваниями

Слайд 22Точки зрения на проблему ИИ и сознания
1. Всякое мышление есть

вычисление. Под вычислением понимаются действия, которые определяются каким-либо алгоритмами. Осмысленное

осознание, согласно этой точке зрения, это также вычисление. Считается возможным создание искусственного интеллекта и, что это только вопрос времени и техники. Осознание обязано своим возникновением сложности сопровождающих деятельность мозга вычислений. Сознание это эмерджентный синергетический эффект сложных, с нелинейными взаимосвязями вычислительных процедур мозга.
2. Сознание является характерным, особым проявлением физической активности мозга. Любую физическую активность мозга можно смоделировать посредством вычислений. Но, даже смоделировав ее посредством вычислений невозможно вызвать ощущения, в основе которых они лежат. Т.е. можно смоделировать процессы, соответствующие состоянию, когда разумное существо испытывает страх, но невозможно вызвать страх у самого компьютера. Часто основой интеллектуального поведения человека являются эмоции, на основе которых строятся алгоритмы и всякие логические цепочки. Поэтому человеческий интеллект будет не совсем похож на искусственный, в котором процесс как раз обратный чувства, эмоции предполагается моделировать.
Точки зрения на проблему ИИ и сознания1. Всякое мышление есть вычисление. Под вычислением понимаются действия, которые определяются

Слайд 23Точки зрения на проблему ИИ и сознания (продолжение)
3. Считается, что

осознание есть результат физической активности мозга, но даже смоделировать эту

активность нельзя никакими вычислительными средствами. Невозможность смоделировать внешние проявления сознания означает, что после достаточно большого количества вопросов компьютер собьется и начнет отвечать не так как человек.
4. Сознание не только не может быть смоделировано, но проблема сознания вообще не является научной проблемой в традиционном понимании научных задач. Сознание является личным, индивидуальным, неповторимым и потому не подлежит научному изучению. Психическому приписывают действенную способность, т.е. реальность может быть следствием наших переживаний, мыслей, желаний и т.п. Получается, что ментальное не сводимо к физическим и физиологическим процессам, оно не может быть следствием только этих процессов и более ничего. При таком понимании роли сознания и его функций исчезает дихотомия между субъектом и объектом.
Точки зрения на проблему ИИ и сознания (продолжение)3. Считается, что осознание есть результат физической активности мозга, но

Слайд 24Выводы:
Большинство современных работ указывают на то, искусственное сознание сможет

сотворить каждый, кто обладает достаточными техническими возможностями. Однако в данном

случае под сознанием понимается картинка, отражение внешнего мира, что возникает у нас в голове. Эти авторы полагают, что обладание сознанием (в узком смысле слова) ещё не означает умения думать, строить умозаключения. То есть можно, подобно большинству животных, иметь сознание, но не иметь интеллекта.
Сознание – это способность к восприятию, осознанию себя, своего внутреннего и внешнего мира. В этом смысле сознанием обладают все существа – от примитивных и до человека. (Интеллектом, как способностью адаптироваться, решать задачи также обладают многие существа).
Современные авторы полагают, что все наши сознательные процессы – это не более чем набор нервных импульсов, не имеющих ничего общего с предметами, которые мы видим, слышим, обоняем и осязаем. Мы не осознаем своей нервной деятельности, не должны видеть, воспринимать осознанно происходящее. Так же как компьютер или калькулятор не может осознавать своих действий, не отдаёт себе отчёта в том, что и зачем он делает.
Выводы: Большинство современных работ указывают на то, искусственное сознание сможет сотворить каждый, кто обладает достаточными техническими возможностями.

Слайд 25Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.
2.

Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч.

2. Политиздат 1989г.
3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.
4. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. – Фрязино: “Век 2”, 2005. – 320с.
5. Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. – Москва – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005. – 688 с.
6. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с.
7. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г.
8. Стюарт Рассел, Питер Норвиг Искусственный интеллект: современный подход. М.: «Вильямс», 2007. — с.1424.
9. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.
10. Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.
11. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.
12. Хант Г. Т. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения – М.: ООО “Издательство АСТ” и др., 2004. – 555 с.
13. Э.Юдковский. «Искусственный интеллект как позитивный и негативный фактор глобального риска». — сборник «Риски глобальной катастрофы», Оксфорд, 2007.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г. 2. Введение в философию. Учебник для вузов в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика