Слайд 3Задание №3. Монологическое высказывание.
Во время беседы учащемуся предлагается три темы,
из которых он может выбрать одну и построить своё высказывание,
опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типам текста: описание, повествование и рассуждение.
Можно сказать, что все три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они различаются целями, которые реализуются набором специфических средств.
Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста и посвящены школе, семье, увлечениям подростков.
Монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию (фотографию и сформулированные
в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает описание, и только сформулированные в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает повествование на основе личного жизненного опыта или рассуждение по поставленной проблеме).
На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут собраться с мыслями, продумать содержание своего монолога.
Слайд 4Задание №3. Монологическое высказывание.
Экзаменационное задание:
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Время
на подготовку – 1 минута
Время на монологическое высказывание –
не более 3 минут
Задание на выбор:
1. Описание фотографии.
2. Повествование на основе жизненного опыта.
3. Рассуждение по поставленному вопросу.
Композиция текста-описания
1. Общее представление о предмете.
2. Отдельные признаки предмета.
3. Авторская оценка, вывод, заключение.
Композиция текста-повествования
1. Завязка (начало событий).
2. Развитие действия.
3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).
4. Развязка (итог событий).
Композиция текста-рассуждения
1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).
2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).
3. Вывод.
Слайд 5
Советы ученикам для описания фотографии
1. Начните с:
- замысла, который
фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);
-
поиска смыслового центра фотоснимка;
- описания того, кто (или что) изображен;
2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).
3. Не говорите того, чего нет на фотографии.
4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:
- экскурсия в прошлое,
- интересная история,
- фотография на память,
- смысловой центр,
- передний и задний план,
- цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),
- персонажи и предметный ряд,
- яркое впечатление, сохранённое на снимке.
Слайд 6
Советы ученикам для описания фотографии
5. Обратите внимание, как изображены предметы:
- опишите фон, позы, цветовые эффекты;
- ответьте на вопросы,
где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
- укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.
6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:
- если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)
- опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.
7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).
8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.
9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.
10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.
Слайд 7
Советы ученикам для описания фотографии
Речевые клише. Вступление
Слайд 8
Советы ученикам для описания фотографии
Основная часть
глаголы для изображения сфотографированных людей:
увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…
глаголы, позволяющие
описать интерьер: помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…
прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое, взволнованное, доброжелательное, красивое…
прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…
прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая, выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…
Слайд 9
Советы ученикам для описания фотографии
Основная часть
Слайд 10
Советы ученикам для описания фотографии
Заключение
Слайд 11
Описание фотографии
Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что
на ней изображен(а)…………..
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед
нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
5. На переднем плане мы видим….
6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом). 10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Советы ученикам для описания фотографии
Слайд 12
Советы ученикам для создания текста-повествования
1. При подготовке к этому варианту
монологического высказывания задайте себе вопросы:
Какова тема монологического высказывания?
О каком событии
из своей жизни будете рассказывать?
Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?
Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?
Какой момент был кульминационным в развитии событий?
Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?
2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).
3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).
4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было самым напряжённым? Чем всё завершилось?)
5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).
6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование, подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены.
Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадры-квадраты, заполнив их ключевыми словами или словосочетаниями. Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего были, что запомнилось, что делали вы.
Слайд 13
Речевые клише
Советы ученикам для создания текста-повествования
Слайд 14
Речевые клише
Советы ученикам для создания текста-повествования
Слайд 15
Рассказ на заданную тему
1. Я хочу рассказать об одном
интересном событии - ….
2. Туда я отправился вместе с
(классом, семьей, друзьями).
3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..
7. Кроме того, мы увидели ….
8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.
Советы ученикам для создания текста-повествования
Слайд 16
Советы ученикам для создания текста-рассуждения
1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания
и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.
2. Определите тему
монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).
3. Вспомните структуру текста-рассуждения.
4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.
5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.
6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.
Слайд 17Советы ученикам для создания текста-рассуждения
Образец работы над текстом-рассуждением
«Нужно ли бережно
относиться к родному языку?»
Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования
1. Какова
роль родного языка и в чём, по-вашему, заключено его богатство?
2. Что такое словесный мусор?
3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?
4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?
Слайд 18Советы ученикам для создания текста-рассуждения
1. Мне предложили порассуждать на интересную
тему.
(Произнести заданную для монолога тему).
2. Попробую изложить свою
точку зрения.
3. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
4. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
5. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
6. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
7. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
8. (Ответ на последний вопрос)
9 Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция. В пунктах 5, 6, 7, 9 применять прием реконструирования вопросительного предложения в утвердительное.
Слайд 19Советы ученикам для создания текста-рассуждения
Тезис: Родной язык – основа нашей
жизни: в нём живёт прошлое и настоящее народа, в нём
скрыта великая сила и власть. И в то же время он беззащитен, поэтому требует бережного отношения к себе. Его нужно беречь от искажения, от засорения жаргонизмами, от небрежного отношения к нему.
Довод 1:
Родной язык – язык государственный
Довод 2:
Родной язык – средство общения и мышления
Довод 3:
Родной язык – средство воспитания и восприятия мира
Пример 1:
1) язык конституции;
2) язык государственного управления, законодательства;
3) средство объединения нации,
НО
опасность утраты родного языка
Пример 2:
1) средство обмена информацией;
2) средство познания;
3) средство передачи мысли,
НО
«словесный мусор»
Пример 3:
1) средство накопления опыта и передачи его другим поколениям
2) средство выражения чувств и эмоций,
НО
изменение отношения к языку в современном мире
Вывод: Родной язык нужно беречь, чтобы передать его другим поколениям и чтобы нация сохранила своё единство. Россия будет жить, пока будет жив могучий русский язык.
Слайд 21Критерии оценивания задания №3
Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение коммуникативной
задачи», следует исходить из того, что учащийся должен создать монологическое
высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано ответить на четыре вопроса, сформулированных
в задании. Однако учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.
Слайд 22Критерии оценивания задания №3
Вторым критерием (М2) оценивания задания №3 является
учет учеником речевой ситуации.
Понятие речевой ситуации включает в себя: сферу
речевого общения; предмет речи; условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение; социальные связи и личные отношения между говорящими; цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функционально-смыслового типа речи и стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью; в сфере научной деятельности – научным стилем; в сфере общественных отношений – публицистическим стилем; в сфере официально-деловых отношений – официально-деловым стилем.
Слайд 23Критерии оценивания задания №3
По третьему критерию (М3) оценивается речевое оформление
монологического высказывания. Полное завершенное монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться
смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Требования завершённости и логичности в применении к устному высказыванию, особенно в условиях спонтанной речи, имеют, безусловно, иной характер, чем в применении к письменной речи. Тем не менее они являются вполне обоснованными, так как учащемуся предлагается план ответа. Важно, что перед участником собеседования стоит задача создать целостный текст, а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.
Слайд 24Задание №4. Участие в диалоге.
По окончании монологического высказывания учащегося собеседник
задаёт три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы
в карточке собеседника. Обращаем внимание, на то, что вопросы подобраны таким образом, чтобы помочь расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи учащегося, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала.
К примеру, если учащийся в монологе описывал фотографию (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании участник собеседования рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем.
Слайд 25Советы ученикам «Как готовиться к диалогу?»
1. Внимательно прочитайте три вопроса,
предложенные Вам собеседником-экзаменатором, и подчеркните в них ключевые слова.
2. Отвечайте
полными предложениями, включая в них часть вопроса.
3. При ответе используйте сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что и т.п.
4.Вводите в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.
5. Последний вопрос требует обстоятельного, развёрнутого ответа по схеме:
ТЕЗИС
ПРИЧИНЫ
СЛЕДСТВИЕ
6. При ответе на последний вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец….
7. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторьте, не «мямлите», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов.
Слайд 26Советы ученикам «Как готовиться к диалогу?»
Образец диалога
Слайд 28Критерии оценивания задания №3-4.