Слайд 1Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Раздел 1. Человек и общество
(часть 4)
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Безолюк.С.П.
Слайд 2Вопросы кодификатора:
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Образование
и самообразование.
Религия как феномен культуры.
Искусство, его формы, основные направления
Мораль, её
категории
Поняите общетсвенного развития
Угрозы ХХI века(глобальные проблемы)
Слайд 3Наука - форма духовкой деятельности людей , направленная
на производство знаний
о природе, обществе и о самом
познании, имеющая непосредственную цель постижения
истины и открытия объективных законов.
Социальный институт
Отрасль духовного производства
Особая система знаний
Наука
Знания
Основная продукция
Понятия, законы, теории
Слайд 4Модели развития научных знаний
Постепенное развитие науки
Развитие науки через научные революции
Развитие
науки через приближение к познавательным стандартам естествознания
Развитие через интеграцию научного
знания
Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»
За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.
Стоить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук.
Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Слайд 6Наука
Общество
потребности развития
материально-техническая база
Внутренние законы науки
Преемственность (сохранение положительного содержания старых и
новых знаний)
Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки»
фундаментальных законов и принципов (научные революции)
Сочетание процессов дифференциации и интеграции
Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Являясь подсистемой общества наука испытывает на себе определенное воздействие общества, хотя и развивается по своим законам
Слайд 7Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных,
системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Особенности
научного познания
Слайд 8
Научное познание имеет уровни, формы и методы:
Уровни научного познания
Слайд 9Научное познание имеет уровни, формы и методы
Слайд 10Научное познание имеет уровни, формы и методы:
Слайд 11Проблема- осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих
ответа.
Теоретическая
Практическая
Метод - это совокупность правил поведения и требований к
деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Это путь исследования
Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.
Методология: система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и учение об этой системе.
Научный метод:
Строгость
Объективность
Слайд 13Наблюдение
это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить
информацию о его форме, свойствах и отношениях.
Процесс наблюдения не является
пассивным созерцанием. Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту, усиленная дополнительными средствами наблюдения, фиксации информации и ее трансляции.
Требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации (требует особого внимания).
Слайд 14
Эксперимент
В отличие от обычного наблюдения, в эксперименте исследователь активно
вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания.
это
особый прием (метод) познания, представляющий системное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования.
В эксперименте субъект познания изучает проблемную ситуацию, чтобы получить исчерпывающую информацию.
объект контролируется в специально заданных условиях, что обеспечивает возможность фиксировать все свойства, связи, отношения, меняя параметры условий.
эксперимент - это наиболее активная форма гносеологического отношения в системе "субъект-объект" на уровне чувственного познания.
Слайд 15Проблемы духовного развития в России сегодня
Смена духовных ориентиров –раньше ставку
на коллективизм, сейчас на индивидуализм; раньше – фигуры честных хотя
и простоватых тружеников готовых отдать жизнь за коммунизм и партию, сейчас официальным эталоном считается человек сделавший себя сам – бизнесмен, политик, кинозвезда, религиозный деятель
размывании официальных и анти официальных образцов – огромное количество кино и теле продукции где жизнь гангстеров киллеров поэтизируется, на нее набрасывается романтический флер. Впрочем по прежнем в чести – сила, ловкость, деловая хватка – весь комплекс черт которые присущи и честному милиционеру (улица разбитых фонарей) и криминальному тузу (бригада)
Массовая коммерческая культура часто скатывается к китчу (халтура)
дегуманизация нового искусства, искусство всегда говорило о самом человеке и его переживаниях. Абсолютное большинство людей и сейчас хотят плакать над стихами и любоваться пейзажами, а новое искусство – абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм – это покушение не только на формы но и на саму личность.
Слайд 16Система образования -
совокупность образовательных программ и стандартов, сеть
образовательных учреждений и органов управления образованием, а также комплекс принципов,
на которых строится её функционирование.
Слайд 17Образовательные ступени системы образования РФ:
Дошкольное образование.
Общее образование:
начальное образование (1-4 классы);
основное
общее образование (5-9 кл.);
среднее (полное) общее образование (10-11, 10-12 кл.).
Профессиональное
образование:
начальное;
среднее;
высшее;
послевузовское.
Система дополнительного образования (кружки, секции, курсы и т.д.).
Слайд 1813. Укажите признак, характеризующий среднее образование в РФ:
среднее общее образование
является обязательным в РФ;
государство гарантирует гражданам РФ общедоступность и бесплатность
среднего общего образования;
набор обязательных базовых курсов в средней школе устанавливается местными органами образования;
государственные стандарты среднего образования определяют содержание образования только в государственных школах.
Слайд 19Религия -
Лат. «связывание, повторное обращение к чему-либо».
Вера в сверхъестественное(в Бога).
Совокупность
взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их
людей в одну общность.
Особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала или божества.
Специфическая форма общественного сознания, извращённое, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил (с точки зрения атеизма).
Слайд 20Проблема происхождения религий
(спорный вопрос)
Богословско-теологический подход (Религия- результат сверхъестественной связи человека
с Богом)
Материалистический подход (Религия-продукт развития
человеческого сознания)
Слайд 21Признаки религии:
Вера в сверхъестественное.
Организованное поклонение высшим силам.
Стремление согласовать жизнь с
требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Слайд 22Религиозное мировоззрение
Для него характерны:
Удвоение мира на мир земной, посюсторонний и
небесный, потусторонний;
Признание бессмертия души;
Таинственная магическая связь между человеком и Богом
или другими силами;
Поклонение эти силам;
Возможность общаться с ними.
Слайд 23Религия- это только вера , но и культ, ритуалы и
др. формы практического воплощения веры:
Элементы религии:
вера – принятие истинности чего-либо
без доказательств;
культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
переживания;
образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
символы.
Слайд 24Функции религии:
мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых
осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);
регулятивная (Упорядочивает определенным
образом помыслы, стремления людей, их деятельность);
терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению);
коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.);
интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
легитимизирующая.
Слайд 25Типология религий
по количеству богов
-тотемизм
-фетишизм
-анимизм
-буддизм
-христианство
-ислам
Слайд 26Тотемизм
(от тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества,
связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей
и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже — явлениями природы и неодушевлёнными предметами).
Тотем (чаще всего вид животных) — предмет религиозного почитания группы, носящей его имя, обычно родовой общины, членам которой запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу
Слайд 27Фетишизм
религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Слайд 28АНИМИЗМ
(от лат. anima — душа) — вера в духов(душу) как
причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся
в одухотворении явлений природы.
Слайд 29Будди́зм
религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI
века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был
Будда Гаутама.
В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Слайд 30Христианство
Время возникновения - 1 век до н.э.
Место возникновения – Палестина
Основатель
религии – Иисус Христос из Назарета
Христианин обязан во-первых, знать закон
Божий, свою веру и "быть всегда готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании (вере - авт.), дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет. 3:15)
во-вторых, исполнять закон Божий, или святые заповеди, и таким образом "поступать достойно звания, в которое призваны" (Ефес. 4:1).
Слайд 31Ислам
Время возникновения – 7 век нашей эры
Место возникновения – Аравийский
п-ов
Основатель религии - Мухаммед
Слово “ислам” в переводе с арабского означает
“покорный Аллаху” (“Аллах”- это имя Бога). Последователи ислама называют себя словом “муслим” (с арабского - “преданный Аллаху”). В русском языке это арабское слово преобразовалось в слово “мусульманин”.
Слайд 3314. Какое слово пропущено в схеме?
Слайд 3415. Какое слово пропущено в схеме?
Слайд 3516. К мировым религиям относится
христианство
синтоизм
индуизм
конфуцианство
Слайд 3617.Установите соответствие между формами и видами религии:
буддизм
шаманизм
христианство
знахарство
индуизм
ислам
анимизм
фетишизм
синтоизм
А) родоплеменные
Б) национально-государственные
В) мировые
Запишите
последовательность букв без пробелов и других символов.
ВАВАБВААБ
Слайд 37
Искусство-практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
Искусство
(многообразие определений)
специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой
отражение действительности в художественных образах;
практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
высокая степень мастерства.
Слайд 38Теории происхождения искусства
Биологизаторская (искусство возникает из душевного волнения , психики)
Игровая
Магическая
Трудовая
Слайд 39Виды искусства:
архитектура(зодчество),
живопись (жанры-портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, аним. Жанр,
историч. жанр)
скульптура,
декоративно-прикладное искусство,
литература,
Музыка (станковая, декоративная, монументальная)
театр,
цирк,
балет,
кино,
фотоискусство,
эстрада.
Слайд 40Специфика искусства:
Является образным и наглядным,
Специфические средства, при помощи которых
происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.),
Большая
роль воображения и фантазии познающего субъекта.
Слайд 41Функции искусства:
общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в
направленную деятельность по преобразованию общества);
художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
воспитательная (формирует
личность, чувства и мысли людей);
эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека);
утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности);
предвосхищения (предвосхищает будущее);
внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Слайд 42МОРАЛЬ
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований,
регулирующих поведение людей.
Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический,
культурологический.
Слайд 43Моральные требования и представления
Нормы поведения: не лги, не укради,
не убий и т.д
Моральные качества: доброжелательность, мудрость и т.д
Нравственные принципы:
коллективизм-индивидуализм. Эгоизм-альтруизм и тд.
Морально-психологические- долг, совесть
Высшие моральные ценности- смысл жизни, свобода , счастье и т.д.
Слайд 44Мораль и право (общее и различие)
мораль
формируются в процессе утверждения, развития
моральных взглядов и идеалов, содержаться и выражаются в общественном мнении.
Исполняются
в силу привычки, внутренних побуждений
Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе
право
Установлены или санкционированы государством, зафиксированы официально в юр. Актах
Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юр. акта,
Их реализация поддерживается в необходимых случаях спец. Аппаратом, силой принуждения
Являются в системе соц. Норм самыми универсальными, распространяются на все общество
Имеют один объект регулирования- общественные отношения
Выступают мерой свободы в обществе
Связаны с категорией «социальная справедливость»
Имеют исходную структуру
Слайд 45Функции морали
Регулятивная (регулирование поведения человека во всех сферах жизни)
Ценностно-ориентационная
Координационная
Мотивационная
Конститутивная
Слайд 46Понятие общественного прогресса.
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще
в древности и оставалась достаточно дискуссионнной:
Прогресс (от лат. progressus — движение
вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Слайд 47Понятие общественного прогресса
В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе
вводит в оборот понятие «прогресс»
Имеет пространственную и временную характеристику –
регресс в развитии конкретной страны, цивилизации
Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией
Слайд 48Противоречивость прогресса и его критерии
Процесс развития общества противоречив: в нем
можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные
?
Критерии прогресса
1(.) Мера
свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.
2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью
Слайд 49Прогресс
Традиционные критерии прогресса:
- развитие человеческого разума
- совершенствование нравственности людей
- прогресс науки
и техники
- развитие производительных сил, включая самого человека
- возрастание степени
свободы, которую общество может предоставлять человеку
Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие прогресса не применимо
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Гуманистические критерии прогресса:
- средняя продолжительность жизни человека,
- детская и материнская смертность, состояние здоровья,
- уровень образования,
- развитие различных сфер культуры,
- чувство удовлетворенности жизнью,
- степень соблюдения прав человека,
- отношение к природе и др.
Слайд 50Общественное развитие может носить реформистский характер или революционный
Реформа (от фр.
reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо
сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
Виды:
Прогрессивные(60-70 гг)
Регрессивные(80-90-контрреформы Ал 2)
Бывают:
Политические
Экономические
социальные
Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
Виды:
Кратковременные(февральская0
Долговременные(неолитическая)
Слайд 51Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и
футуролог
ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА
Слайд 52
Глобальные проблемы -совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во
второй половине 20в. и от решения которых зависит существование цивилизации
Причины
возникновения:
Всемирная общность людей, целостность современного мира противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми
Активно преобразующий деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания.
Слайд 53Глобальные проблемы современности
«globus» – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы,
имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей.
Проблема
ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и
продовольствия
Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными.
Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения.
Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли.
Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса
?